Воспитание у детей основ экологической культуры в детском саду.
проект (старшая группа) на тему

Фаизова Дания Давлятшиновна

план работы воспитателя на 5 лет по экологическому воспитанию детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования.40.8 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

ФИО: Фаизова Дания Давлятшиновна.

Должность: воспитатель МБДОУ Стародрожжановский детский сад №1 «Солнышко»

Квалификационная категория: первая

Стаж педагогической работы: 25лет

Начало работы по теме 2015-2016 уч. год

Предполагаемый срок окончания 2018  - 2019 уч. год.

Тема:

«Воспитание у детей основ экологической культуры в детском саду.»

Введение

Актуальность темы. На современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. ФГОС – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит  вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Цель:  формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.

Введение

Срок реализации: (2015-2016учебный год) Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1.

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособия С.Н.Николаева «Юный эколог», С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

2.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Изучение опыта педагогов ДОУ

Сентябрь

Преемственность.

4

Составление плана работы.

Октябрь

Перспективный план работы.

5

Консультации для родителей

В течение года

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа».

6

Разработка занятий  по экологии. (иллюстративного и текстового материала).

Ноябрь

Составление конспектов с использованием ИКТ

7

Выставка рисунков детей совместно с родителями «Как мы встречаем Новый год».

Новогоднее представление с участием детей для родителей.

                                             

декабрь

Выставка рисунков.

Праздник Новый год.

8

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Январь

Выставка: «Дары природы»

9

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Участие в районном конкурсе «Воспитатель года-2016».

Февраль

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Диплом II степени.

10

Участие в зональном конкурсе «Воспитатель года 2016».

Март

Диплом III степени .

11

Участие в республиканском конкурсе «Воспитатель года-2016» Финал.

Апрель

Свидетельство

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Май

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

12

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Срок реализации: (2016-2017 учебный год) Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1.

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий: Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»,  Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой».

2.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду» .

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию по всем возрастным группам 

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

4

Выставка рисунков детей совместно с родителями на тему: «Осень глазами детей».

Выставка рисунков.

5

Поделки из овощей и фруктов на конкурс «Дары осени».

Осенний праздник для детей «Осенняя сказка».

октябрь

Выставка « Дары осени».

 6

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал

7

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающем миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

8

Театрализованное представление детей к Новому году .

Декабрь

 Новогодний праздник

9

Выступление на педсовете

Январь

Тема: «Использование  УМК в процессе

образовательной деятельности в детском саду»

10

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

Февраль

Тема: «Путешествие в страну Оригами».

11

Проведение праздника «Наүрүз»

.

Март

Мероприятие для детей

12

 «День птиц».

«День земли».        Конкурс рисунков.

Апрель

Чтение стихотворений.

Выставка рисунков.

13

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Май

Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

14

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

В течении года

Оформление центра экологического воспитания детей.

Срок реализации: (2017-2018 учебный год) Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1.

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий: О.А. Соломенников «Ознакомление с природой в детском саду».

2.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Фото-конкурс «Как я провел лето».

Сентябрь

Выставка фото. Диплом

4

Игры и упражнения для экологического развития детей  старшего возраста

Картотека игр и упражнений

5

Конкурс поделок из природного и сбросогого материала

Октябрь

Выставка работ детей вместе с родителями.

6

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

7

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

В течение года

Наглядный материал

8

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» 

Декабрь

Наглядный материал

9

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

10

 Участие в конккурсе «Зелёный огонёк 2018».

Февраль

Тема: «В стране дорожных знаков» грамота.

11

Создание сайта в социальной сети для работников образования и размещение в нем учебного материала. (http://nsportal.ru/

Март

Сертификаты  о создании в социальной сети работников образования своего персонального сайта и о публикации,

Посев моркови,свеклы на огороде

Совместная деятельность с детьми

Апрель

Репортаж в местной газете.

13

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Срок реализации: (2018-2019 учебный год) Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1.

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий: Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду»

2.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Проведения родительского собрания

Сентябрь

Тема: «О взаимоотношениях  в семье ребенка и родителей»

4

Выступление на педсовете

Октябрь

Тема: «Организация и проведения мониторинга развития интегративных качеств дошкольника»

5

Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»

Ноябрь

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями

7

КВН среди воспитателей на тему: «Природа и люди».

Декабрь

Грамота за участие

8

Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Январь

Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами

9

Итоговая беседа о зиме.

Февраль

Конкурс знатоков прирроды среди детей.

10

 1 Международный конкурс творческих работ

Март

Тема: «Моя профессия – мое призвание».

10

Совместная работа с детьми по папье-маше «Сбережём  планету».

Диплом победителя Всероссийского конкурса творческих работ «Ай да скульптор!»

11

Дид.игра «Живая и неживая природа», Беседы о цветах:  «Кто живет на подоконнике?» «Комнатные растения»

Апрель

Выставка детских рисунков. Консультации.

12

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на совета ДОУ.

Срок реализации: (2019-2020 учебный год) Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1.

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий: А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

2.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,«Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Консультация для родителей

Тема: «Экологические игры для дошкольников

Сентябрь

Тема: «Экологические игры для дошкольников

4

Подготовить и провести  экологический праздник для детей с участием родителей.

октябрь

«Осень золотая»

5

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающем  миром».

Ноябрь

Индивидуальная работа с детьми

6

«Растения – фитотерапевты. Какие они?»

Декабрь

Наглядный материал

7

 Семинар-практикум для воспитателей

Январь

Тема: «Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»

8

Участие во всероссийских конкурсах в интернете.

Февраль

III Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»

9

Обобщение опыта работы на районном уровне. Участие в семинаре

Март

Тема: «Влияние экологических игр на развитие экологической культуры детей  дошкольного возраста»

10

Оформление папки с результатами новых разработок

Апрель-май

Картотека игр и упражнений

Список использованной литературы

1. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

2. С.Н. Николаева «Юный эколог»

3. С.Н. Николаева  «Создание условий для экологического воспитания» детей

4.  П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»

5. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»

6. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

7. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

8. Т.С. Комарова «Изо в детском саду»

9.  С.А . Веретенникова  «Ознакомление дошкольников с природой».

10. Н.А. Рыжова  «Экологическое образование в детском саду»

11. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

12. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

13. М.В. Лучич «Детям о природе».

14.В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу»

15. О.В Мариничева, Н.В Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать».

16. Л.Г. Горькова. А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий  по экологическому воспитанию дошкольников.

17. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

18.  Федеральные Государственные Требования

19. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: «привлечение родителей и детей к физической культуре в детском саду и дома. »»

Семинар - практикум на тему:  «ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА. »...

Воспитание у дошкольников основ экологической культуры

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с «Концеп...

Формироваие экологической культуры в детском саду

Ежегодно мы -  педагоги участвуем в региональном конкурсе "Экологическая агитбригада", и занимаем призовые места...

Как проходит воспитание экологической культуры в детском саду?

в статье говорится о проблемах экологического воспитания детей дошкольного возраста и о способах их решения в оу...

Лэпбук как средство воспитания экологической культуры в детском саду

Методическая разработка посвящена  теме дидактических игр и их роли в экологическом воспитании дошкольников. В материале  рассмотренны такие вопросы, как что такое дидактические игры, какие ...

Конспект интегрированной НОД по формированию у детей основ экологической культуры в подготовительной к школе группы. Тема:«Страна Витаминия»

На занятии педагог закрепляет знания детей о приметах осени,уточняет представления об овощах и фруктах.Даются детям знания о содержании витаминов в овощах и фруктах, об их пользе для организма человек...

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая стра...