Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением. Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеет разнообразная художественная деятель­ность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является форми­рование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети­ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творче­ских способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по те­атрализованной деятельности. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрали­зованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обяза­тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про­граммам, описанным в литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетного дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Улыбка»

Утверждено приказом                                                                             Принято заседанием

от «30» 08. 2011 г   №  30                                                                        педагогического совета

                                                                                                                   от «30»08.» 2011 г

                                                                                                                   Протокол №1

Программа дополнительного образования

по художественно-эстетическому направлению

кружка «Чудо остров»

Возраст детей -5-7 лет

Срок реализации программы: 2 год

Разработчики кружковой работы:

Кочихина Ирина Владимировна

Городской округ г.Бор

 2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.

Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, - все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё белее резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном  возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.

Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка.

       Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек  кукол-марионеток, методики  релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.

  Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.

         Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Программа составлена  с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1.        О.О. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, праздников, и самостоятельных театрализованных играх.

2.        О.О. Художественное творчество где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

3.        О.О. Целостная картина мира, где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.

4.        О.О. Музыка, где дети знакомятся  с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.

5.        О.О. Коммуникация, где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

-Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в музыкально-художественной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

-Создать условия для совместной музыкально-художественной деятельности детей и взрослых

-Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

-Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида­ми театров

-Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Развить у детей интерес к театру.

 Реализация  работы:

- Программа реализуется через кружковую работу один раз в неделю, в соответствии с  утверждённым расписанием на 2011-2012 учебный год (25 мин)- старшая группа, 30 мин — подготовительная группа.

- Работу с родителями (смотреть приложение 2), где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, спортивные соревнования.

- Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети (смотреть приложение 3).

- костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.

Мониторинг.

1.Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

- любознательный активный.

- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  Ребенок  адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,  соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

- овладевший необходимыми умениями и навыками.

        2. Оценка получаемых результатов

Акцент в организации по художественно-эстетическому направлению с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации, а на организацию коллективного творчества в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театру; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театром; использует свои знания в театре.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театру; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Ожидаемый результат:

1. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

2. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

3. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

4. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

5. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Содержание дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению кружка «Чудо остров» с детьми 5 – 6 лет.

месяц

Тематика

Цель, задачи

Методы и приемы

сентябрь

1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать!

Дать понятие детям о роли  театральной деятельности в жизни человека; Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Экскурсия в музыкальный зал – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка, беседа о роли  театральной деятельности в жизни человека, выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля, вопросы к детям: Как называется зал? Что в зале напоминает театр? И т.д. игра «Назови свое имя ласково».

2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я? Пойми меня.

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Снимать зажатость и скованность у детей. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Воспитывать инициативность и выдержку

Игра «Назови ласково соседа», вопросы к детям (Как вы узнаете друг друга? Как артист изменяет свою внешность?). Игра «фантазия », показ педагога, как можно изменить себя с помощью мимики, жестов. Проводится игра «Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?», чтение стихотворения «Шел король Боровик», творческое задание изобрази услышанные стихи, поощрение.

3. Игры с бабушкой Ариной

Постановка сказки «Овощная сказка».

Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выр-ть. Формировать четкую, грамотную речь. Познакомить детей с понятиями «мимика и жест», совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Формировать умение детей размещаться по сцене, не сбиваясь,  не загораживая друг друга.

Игра «театральная разминка», игра «подскажи словечко», упражнения на воображение, репродуктивные вопросы (Кто?), беседа и знакомство детей с понятиями  «мимика и жест» самостоятельный выбор детей (маски), репетиция сказки, художественное слово, игра на действие с воображаемым предметам «Что мы делаем не скажем, но зато мы вам покажем»

спектакль «Овощная сказка». Итоговое. Для сотрудников детского сада и детей.

                                           Октябрь – ноябрь  

1. Колобок наш удалой, колобок не тот – другой!».

Знакомство детей с  белоруской народной сказкой «Пых»; Формировать умение  понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Чтение белоруской народной сказки  «Пых»;беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои», наглядный (рассматривание картин)

2. Импровизация сказки «Пых».  

развивать фантазию, творчество; формировать умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость; Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Активизировать в речи детей понятий «мимика», «жест». Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Игра (Раз, два, три четыре, пять – вы хотите поиграть?), активизировать словарь детей, самостоятельный показ детьми сказки, практический (практическая деятельность детей, упражнения), принятие самостоятельного решения; словесный (объяснение, художественное слово); этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

3. Этот колобок – хитрый маленький зверек!

Формировать умение показывать этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. Воспитывать добросовенность и контактность в  отношениях со сверстниками; способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Мотивация (поможем ежику) Практический – использование моделирование, работа по схеме, использование средств выразительности: в мимике, движениях, отгадывание загадок разным способом (послушай и найди отгадку»; ритмопластика «Муравьи»

4. Играем пальчиками, создание костюмов декораций совместно с родителями

Формировать умение детей характерной передаче образов движениями рук, пальцев; Знакомство с понятием «пантомима». Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц. Формировать умение изготавливать персонажей, декорации, подбирать музыкальные характеристики главных героев. Приобщать родителей к созданию образов.

игровые упражнения «пальчиковая гимнастика»;

худ. слово, показ воспитателя с помощью мимики и жестов герое сказки, дети отгадывают сказку, объяснение воспитателя, что можно показать все без слов, упражнение «Как мы покажем», знакомство  с понятием «пантомима», творческая игра «что это за сказка?»,

5.постановка сказки «Пых».

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Воспитывать контактность в  отношениях со сверстниками;

использование средств выразительности: в мимике, движениях, художественное слово. Показ воспитателя игрового действия., ритмопластика «ежик»

  1. спектакль «Пых». Итоговое. Для сотрудников детского сада
  2. Мониторинг детей

Декабрь - январь

1. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять

развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. Пополнять словарный запас детей. Воспитывать умение детей работать вместе, сообща, дружно.

Мотивация (поможем птице Говорун). Беседа с детьми о скороговорках, игра «Едем на поезде», введение понятия «рифма», дидактическая игра «придумай рифму», физкультминутка, придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

2. Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем.

создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам. Закреплять понятие «рифма». Продолжать пополнять словарный запас детей. Поощрять совместное стихосложение.

Погружение в сказочную атмосферу, сюрпризный момент( стихотворение от птицы Говорун), чтение стихотворения, вопросы к детям по содержанию стихотворения, д/и «Придумай как можно больше слов»,  физкультминутка, проблемная ситуация (из стиха убежала рифма как быть?), поощрение, творческие игры со словом «сочини предложение»

3. Вот так Рукавичка – великан, всем хватило места там!  

Знакомство детей со  сказкой   «Рукавичка»; Формировать умение  понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Продолжать знакомить детей с имитационными упражнениями. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

чтение сказки «Рукавичка»;

беседа по содержанию, вопросы по содержанию сказки, имитационные упражнения «снежок начинается», «спрячемся от снега», рассматривание иллюстраций сказки. Рассматривание картинок, иллюстраций к сказке

4. Импровизация сказки «Рукавичка».

побуждать к импровизации сказки, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

Погружение в сказку, вопросы к детям: Сколько героев в сказке? пантомимические упражнения, разыгрывание диалогов в парах между персонажами, которых они выбрали, поощрение. Беседа-диалог с детьми о создателях спектакля и т.д., музыкально-пластические импровизации  «снежинки»

5. постановка сказки «Рукавичка».

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Совершенствовать  умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Загадывание загадок педагогом о героях сказки. Отгадывание загадок детьми с помощью пантомимы, упражнение у зеркала «изобрази настроение», драматизация сказки, артикуляционная гимнастика «зарядка для губ»

6. спектакль «Рукавичка». Для родителей

Февраль - март

1. Кто в сыре сделал столько дыр?

Знакомство детей со стихотворением Яна Бжехва «Дырки в сыре»; Формировать умение  понимать основную идею стихотворения, сопереживать героям. Развивать воображение и фантазию

чтение стихотворения Яна Бжехва «Дырки в сыре»; беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций, мимические этюды; игровое упражнение «на дворе».

2. Импровизация стихотворения «Дырки в сыре».

развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. практический (практическая деятельность детей, упражнения), принятие самостоятельного решения; словесный (объяснение, художественное слово);

3. постановка сказки «Дырки в сыре».

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Ну, кто решит простой вопрос?

самостоятельный показ детьми сказки, практический (практическая деятельность детей, упражнения), принятие самостоятельного решения; словесный (объяснение, художественное слово); помощь воспитателя

4. спектакль «Дырки в сыре». Итоговое.

5. Игровой урок.

развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.  учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике

Мотивация (объясним клоуну, что же такое эмоции ), проблемная ситуация(клоун не умеет улыбаться, грустить, т.д), рассматривание картинок с эмоциями, рассуждения детей, игра с зеркалом «Угадай эмоцию», вопросы, худож слово, скороговорки

6. Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем

развивать у детей творческое воображение; формировать умение последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности.

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик», беседа по содержанию, физкультминутка, использование метода ТРИЗ, изменение сюжета сказки детьми, пантомимическая игра «Узнай героя», самостоятельный выбор детей (роли), разыгрывание детьми новой сказки, творческие игры со словом «Моя сказка»

Апрель - май

1. Цветик – семицветик, сказочный цветок.

Знакомство детей со сказкой  В. Катаева «Цветик – семицветик»; Формировать умение  понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность;

Чтение сказки   В. Катаева «Цветик – семицветик»; беседа по содержанию.

 Игровое упражнение «Лети, лети лепесток» рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

2. Все слова запомню, желание исполню.

Закреплять умение в постановке этюдов на выразительность движений; этюдов на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. Продолжать использовать в этюдах  

владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи. Продолжать создавать образы с помощью выразительных движений

Мотивация (научим Куклу Машу  постановкам этюдов) этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; художественное слово.

3. Последний лепесток остался. Что же пожелать?

развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

Театрализованная игра «На северном полюсе». Беседа о доброте и добрых поступках; упражнения на свободу звучания с мягкой атакой «колокольчики»,

4. Все сами своими руками……..

Закреплять умение детей совместно с родителями изготавливать необходимый реквизит для спектакля. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Формировать умение изготавливать персонажей, декорации, подбирать музыкальные характеристики главных героев.

Совместная работа с родителями, беседа и рассуждении( что нам нужно к спектаклю), самостоятельный выбор детей (материал), индивидуальная работа, беседа с родителями, совместное творчество

5. постановка сказки «Цветик - семицветик»

развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

самостоятельный показ детьми сказки, практический (практическая деятельность детей, упражнения), принятие самостоятельного решения; словесный (объяснение, художественное слово); помощь воспитателя

6 спектакль «Цветик - семицветик». Для детей детского сада. Итоговое.

  1. Игровая программа «Это вы можете!»

(Мониторинг детей)

закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. Продолжать работу над   дикцией, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций, самостоятельный выбор детей сказки, физкультминутка, обсуждение с детьми пройденного материала

Содержание дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению кружка «Чудо остров»  с детьми 6 – 7 лет.

Подготовительная группа

месяц

Тематика и вид

Цель. Задачи

Методы и приемы

сентябрь

1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать!

Дать понятие детям о роли  театральной деятельности в жизни человека; Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Экскурсия в музыкальный зал – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка, беседа о роли  театральной деятельности в жизни человека, выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля, вопросы к детям: Как называется зал?, Что в зале напоминает театр? И т.д. игра «Назови свое имя ласково».

2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я? Пойми меня.

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Снимать зажатость и скованность у детей. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Воспитывать инициативность и выдержку

Игра «Назови ласково соседа», вопросы к детям (Как вы узнаете друг друга? Как артист изменяет свою внешность?). Игра «фантазия», показ педагога, как можно изменить себя с помощью мимики, жестов. Разъяснение что такое мимика и жест. Проводится игра «Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?», чтение стихотворения «Шел король Боровик», творческое задание изобрази услышанные стихи, поощрение.

3.  Игры с бабушкой Забавой

Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. Формировать четкую, грамотную речь. Познакомить детей с понятиями «мимика и жест», совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Формировать умение детей размещаться по сцене, не сбиваясь,  не загораживая друг друга.

Игра «театральная разминка», игра «подскажи словечко», упражнения на воображение, репродуктивные вопросы (Кто?), беседа и знакомство детей с понятиями  «мимика и жест» самостоятельный выбор детей (маски), репетиция сказки, художественное слово, игра на действие с воображаемым предметам «Что мы делаем не скажем, но зато мы вам покажем»

                                           Октябрь – ноябрь  

1. Вот так яблоко!

Знакомство детей с  сказкой  В. Сутеева «Яблоко»; Формировать умение  понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

чтение сказки   В. Сутеева «Яблоко»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. Игровое упражнение «сказочные герои».

2. Импровизация сказки «Яблоко».  

развивать фантазию, творчество; формировать умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость; Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Активизировать в речи детей понятий «мимика», «жест». Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Игра (Раз, два, три четыре, пять – вы хотите поиграть?)

Погружение в сказку, вопросы к детям: Сколько героев в сказке? пантомимические упражнения, разыгрывание диалогов в парах между персонажами, которых они выбрали, поощрение. Беседа-диалог с детьми о создателях спектакля и т.д.

3.Как нам яблоко делить!

развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

4.постановка сказки «Яблоко».

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Воспитывать контактность в  отношениях со сверстниками; Формировать умение детей характерной передаче образов движениями рук, пальцев; Приобщать родителей к созданию образов.

самостоятельный показ детьми сказки, практический (практическая деятельность детей, упражнения), принятие самостоятельного решения; словесный (объяснение, художественное слово); помощь воспитателя, физкультминутка

Все сами своими руками……..

Закреплять умение детей совместно с родителями изготавливать необходимый реквизит для спектакля. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Формировать умение изготавливать персонажей, декорации, подбирать музыкальные характеристики главных героев.

Совместная работа с родителями, беседа и рассуждении( что нам нужно к спектаклю), самостоятельный выбор детей (материал), индивидуальная работа, беседа с родителями, совместное творчество

6. Драматизация сказки «Яблоко». Для сотрудников детского сада

7. Мониторинг детей

Декабрь - январь

1. Эмоции.

Формировать умение детей распознавать эмоциональные состояния  по мимике. Закреплять умения детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связано и логично излагать свои мысли.

Рассмотрение сюжетных картинок, вопросы к детям (Какое настроение у героя на этой картинке?) беседа, работа с зеркалом, упражнение «Изобрази эмоцию», практическое задание по сюжетным картинкам на которых изображены ситуации, поощрение.

2. Язык жестов

развивать выразительность движений умение владеть своим телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.

рассматривание картинок с эмоциями, рассуждения детей, игра с зеркалом «Угадай эмоцию», вопросы, худож слово, скороговорки, игры на выразительность и воображение «игра с платком»

3. Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза».

Знакомство детей с пьесой «Волшебный посох Деда Мороза». Формировать умение  понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Развивать  речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза». Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза».»;

беседа по содержанию, вопросы по содержанию сказки, имитационные упражнения «снежок начинается», «спрячемся от снега», рассматривание иллюстраций сказки.

4. . В царстве Снежной королевы. Цель:

развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

Погружение в сказку, вопросы к детям: Сколько героев в сказке? пантомимические упражнения, разыгрывание диалогов в парах между персонажами, которых они выбрали, поощрение.

5.постановка новогодней  сказки «Волшебный посох Деда Мороза».

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Совершенствовать  умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Загадывание загадок педагогом о героях сказки. Отгадывание загадок детьми с помощью пантомимы, упражнение у зеркала «изобрази настроение», драматизация сказки. использование средств выразительности: в мимике, движениях, художественное слово. Показ воспитателя игрового действия., ритмопластика

6. новогодний спектакль «Волшебный посох Деда Мороза». Для детей

Февраль - март

1 Игровой урок.

развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

использование средств выразительности: в мимике, движениях, художественное слово. Показ воспитателя игрового действия., ритмопластика , пальчиковая гимнастика, физкультминутка

2. Театрализованная игра «Как Зима с Весною встретилась

развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Развивать у детей творческое воображение; совершенствовать навыки групповой работы.

этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций,  использование средств выразительности: в мимике, движениях, художественное слово. Показ воспитателя игрового действия..

3. Чтение пьесы «Снегурочка».  

развивать  речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского. Формировать умение  понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Чтение пьесы «Снегурочка».  Беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои», наглядный (рассматривание картин, иллюстраций), вопросы: Сколько героев в сказке?

Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ.

тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства

Скороговорки, художественные слова, упражнения у зеркала,

4. Плакала Снегурочка, зиму провожая.

развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Пальчиковый игротренинг «Утречко», игры на развитие воображения, упражнения для рук «Звонкие ладошки»,

3. постановка весенней  сказки «Снегурочка».

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

использование средств выразительности: в мимике, движениях, художественное слово. Показ воспитателя игрового действия., ритмопластика «ежик»

4. спектакль «Снегурочка» Итоговое. Для детей старших групп.

5. Игровой урок.

развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.  Формировать умене детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике

Мотивация, сюрпризный момент (появление дедушки Молчка), ига «Найди», игра «Узнай кто говорит от другого имени», поощрение, игры на выразительность жестов, мимики голоса, художественное слово, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворения и показ его содержания жестами.

Апрель - май

1. Шел солдат к себе домой.

Знакомство детей со сказкой  Г. – Х. Андерсена «Огниво»; Формировать умение  понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность;

Чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Огниво»; беседа по содержанию сказки, вопросы детям, рассматривание иллюстраций.

2. Слушайся, ты, нас солдат, если хочешь быть богат!

Закреплять умение в постановке этюдов на выразительность движений; этюдов на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. Продолжать использовать в этюдах  

владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи. Продолжать создавать образы с помощью выразительных движений

этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;  разучивание скороговорок, игры на выразительность движений, художественные слова, физкультминутка, повторение сказки  Г. – Х. Андерсена «Огниво».

3. Я здесь на сундуке сижу.

Импровизация «Волшебные сны».

Закреплять умение в постановке этюдов на выразительность движений; этюдов на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. Продолжать использовать в этюдах  

владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи. Воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; Импровизация «До чего же, мы, несчастные царевны».

4. Все сами своими руками……..

Закреплять умение детей совместно с родителями изготавливать необходимый реквизит для спектакля. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Формировать умение изготавливать персонажей, декорации, подбирать музыкальные характеристики главных героев.

Показ, работа по схемам, моделирование, беседа, вопросы,  Совместная работа с родителями, беседа и рассуждении( что нам нужно к спектаклю), самостоятельный выбор детей (материал), индивидуальная работа, беседа с родителями, совместное творчество

5.постановка  сказки «Огниво».

развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

использование средств выразительности: в мимике, движениях, художественное слово. Показ воспитателя игрового действия., ритмопластика

6. спектакль «Огниво». Итоговое. Для детей детского сада. Итоговое.

7. Игровая программа «Это вы можете!»

Мониторинг детей

закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. Продолжать работу над   дикцией, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций, художественные слова, самостоятельный выбор детей (этюда), игры над работой над дикцией, поощрение.

Список литературы:

1.Сорокина Н.Ф. Театр-творчество и дети. М.: АРКТИ, 2002. – 208 с.: ил.

2.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

3. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

6.Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.

7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

               

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индивидуальная работа

с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок и схем.

Традиции группы

для детей

                                                                                                                                 

                                                                                               участие в различных мероприятиях города     

Совместные спектакли и развлечения

с родителями.

                                                                                     

                                                                                                                  «Утро радостного                   настроения»

Фотовыставка

«Моя сказочная роль»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа с родителями

- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.

- консультации для  родителей.

- анкетирование.

- совместные спектакли.

Таблица 1

План взаимодействия с родителями

Сроки

      Тема

Форма  проведения

1 квартал

«Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Стендовая информация

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

анкетирование

2 квартал

«Вещи нашего края»

Совместная экскурсия в кроевеческий музей

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

3 квартал

«Театральная мозаика»

Стендовая информация

«Чудо остров»

Фотовыставка

                                         

   Для родителей

                                                                             

                       

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Создание предметно-окружающей среды в групп

В музыкально-театрализованном  уголке собраны костюмы, декорации и различные виды кукол  необходимые  для постановок спектаклей, этюдов и игр.

Сиди - аудиотека: «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации», «Звуки работающего транспорта», «Музыка для ритмических движений».

Видеоматериалы: диски с записями сказок, детских спектаклей.

музыкальный центр.

Уголок детского творчества

Здесь размещаются детские рисунки, связанные с темой кружка, поделки, творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями.

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у мамы и расскажи мне…», «Предупреди Мишу… Что ты сказал Мише? И что он тебе ответил?»)

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешки из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.

Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).

Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.

Оборудование детского театрального уголка

1.Настольны театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Взрослые костюмы для спектаклей.

11.Элементы костюмов для детей и взрослых.

12.Атрибуты для нод и для спектаклей.

13.Ширма для кукольного театра.

14.Музыкальный центр, видеоаппаратура

15.Медиотека (аудио- и CD диски).

16.Декорации к спектаклям

17. Методическая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....