Главные вкладки

    ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов всех возрастных групп по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни».
    методическая разработка на тему

    Андреева Ирина Александровна

    В данной статье представлен сценарий деловой игры с педагогами

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕЛОВАЯ ИГРА

    для педагогов всех возрастных групп по теме

    «Совершенствование грамотной речи педагога

    на работе и в повседневной жизни».

    Цели: Совершенствовать грамотную речь педагогов.

    Ход игры:

    1. Организационный момент: МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

    Цель: снятие агрессии.

    Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

    Обсуждение:

    • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
    • Что нового узнали о других?
    • Что интересное узнали?

    1. Вступление.

    Сегодняшняя встреча направлена на совершенствование грамотной речи педагогов, как на работе, так и в повседневной жизни.

    Предлагаю вам сыграть в деловую игру.

    1. Знакомство с правилами игры

    Разделимся на 2 команды (раздать карточки).  Каждый из вас получил каточку со словом. Подумайте, как вы можете объединиться.

    • Купать, купание, купаться, купальник, купальщица, искупаться, купальный, купель.
    • Купить, покупка, купец, покупать, купечество, купленный, купчиха, купля.
    1. Деловая игра.

    Разминка. Закончить предложение, подобрав сравнение:

    1. Земля покрыта снегом, как….
    2. Лед блестит у берега, как..
    3. Волны вздымаются, как…
    4. Солнце нещадно палит, как…
    5.  Заря полыхает, как…
    6. Дверь в комнате скрипит, как…
    7. Дети в группе галдят, как…
    8. Мальчик плывет, как…
    9. Туман стелется над озером, как…
    10. Дождинки текут по лицу, как…
    11. Малыши прыгают по траве, как…
    12. Машина, едущая по дороге, грохочет, как…
    13. Балерина на сцене кружится, как…
    14. Мысль в моей голове засела, как…
    15. Человек подошёл тихо, как …
    16. Ветер завывает за окном, как…
    17. На улице темно, как…
    18. Девчонки порхают по группе, как…

    Задание №1.

    Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: ***Окна занавешены (тюль) Лицо скрыто (вуаль) Крышу кроют (толь) Вымою голову (шампунь) Голова покрыта (шаль) 

    ((Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род)).

    ***Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). ((Я встала, сняв ребенка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.

    Задание №2.

    Подберите к следующим словам пары с противоположным значением.

    ***Смелость (трусость), Родина (чужбина), подлинный (мнимый, поддельный, фальшивый), заурядный- непримечательный, посредственный, обыкновенный (исключительный, необычный, оригинальный), активный (пассивный, заторможенный, неоживлённый, бездеятельный, ленивый, слабый),  одобрять (осуждать, порицать, проклинать).

    ***Ослабевать (крепнуть), естественный (искусственный, напряженный, поддельный, противоестественный, ненатуральный), доброта (жестокость, злоба), черствость (мягкость), нежность (грубость), зависимость (автономия, локализация, свобода, суверенитет).

    Задание №3.  Исправить предложение:

     Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Врачиха выписала детям лекарство. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к завершению. Все дети своевременно выполнили задание. Врач выписала детям лекарство.

    Задание №4. Найдите правильный вариант ответа. Что означают приведенные ниже слова или понятия?

    Пендельтюр - это:

    • Дверь, качающаяся петлях, открывающаяся в обе стороны;
    • Французская карточная игра XIX века;
    • Выступы зубчатой каймы по краям штор и занавесок.

    Шапокляк - это:

    • Складная шляпа-цилиндр на пружинах;
    • Продолговатая дамская сумочка с защелкой;
    • Настольный чернильный набор.

    Жалейка - это:

    • Вид крестьянской одежды;
    • Русский духовой музыкальный инструмент;
    • Подружка невесты на сербской свадьбе.

    Ерундопель - это:

    • Зверек семейства беличьих;
    • Несерьезный человек;
    • Салат из икры, рыбы и овощей.

    V.   Сценка «Встреча подруг»

    -Привет! Слушай, была щас в магАзине «Радуга», там пОртфели продают. Ты искала кажись.

    -Я была в этом магАзине, мне тама не понравились. В «Юности красивше. И продавцы лучше: мне не понравился один, она мне другой предлОжила. Правда, одна в очереди как нАчала торопить, чтобы быстрей выбирала.

    -А на базар заходила?

    -Была. Купила несколько килограмм помидор, яблоков, грушов, баклажан.

    -Ой, айда сюда, выпьем соку. Ты какой будешь?

    -СлИвовый

    -А я, пожалуй, чёрное кофе попрошу.

    Задание №5. Образуйте Родительный падеж множественного числа от слов:

    Кочерга (кочерёг) Простыни (простЫнь и простынЕй) Носки (носков) Чулки (чулок) Шарфы (шарфов) Груши (груш) Яблоки (яблок) Помидоры (помидоров) Лимоны (лимонов) Петли (петель) Килограммы (килограммов) Туфли (туфуль) Полотенца (полотенец) Баклажаны (баклажанов, баклажан)

    1. Словарный ликбез.  «О некоторых глаголах»
    • Надеть – Одеть. Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.
    • Есть – кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.
    • Покласть, положить, наложить. Ну, например, «положить гарнир в тарелку» или «наложить»? а можно ли его «покласть» или «накласть»?  слова покласть в современном языке уже нет. В словарях оно даётся с пометкой «устаревшее и просторечное». Накласть тоже просторечное. Что касается слов «положить, наложить, класть», то при их употреблении нужно прежде всего учитывать границы сочетаемости этих глаголов с другими словами.

    НАЛОЖИТЬ – слово многозначное:

    - наложить на себя руки (покончить с собой)

    -наложить в штанишки от страха (в разговорной речи)

    -наложить (в медицине) повязку, мазь, шину, гипс и т.д.

    -наложить резолюцию, визу, арест и т.д.

    -наложить позолоту, краску и т.д.

    -наложить (в значении «наполнить чем-либо») корзину яблоками, телегу снопами и т.д. следовательно, если мы наложим гарнир в тарелку», в ней не останется места ни для чего другого

        ПОЛОЖИТЬ:

    -положить (поместить что-либо в лежачее положение, поместить сверху чего-либо) папку, книгу и т.д.6 «положить гарнир в тарелку» и т.п.

    -положить (поместить кого-либо в лежачее положение) раненого, больного и т.д.

       Однокоренные слова с корнем  -ЛОЖ- употребляется так же в сочетаниях «возложить венок», «уложить (положить старательно или определённым образом) чемодан», «уложить на обе лопатки» (победить, одолеть).

          Для обозначения незаконченного действия используют глаголы КЛАСТЬ, ВОЗЛАГАТЬ, УКЛАДЫВАТЬ, РАСКЛАДЫВАТЬ. Например, «класть гарнир на тарелку», «укладывать шпалы», «раскладывать салфетки на столе», «возлагать венки к монументу» и т.д.

    1. Подведение итогов.

    Вот мы с вами потренировались, вспомнили некоторые правила русского языка.
    Анекдот: "У одного бородатого деда, ложащегося спать, внучек спрашивает - "дедушка, а Вы когда спите, то бороду на одеяло кладете, или под одеяло?"
    Крепко задумался дед, маялся долго, то бороду на одеяло положит, то под одеяло - заснуть не может. Сон потерял, вскоре и разум…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни.

    Семинар - практикум разработан для воспитателей всех возрастных групп....

    Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

    Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

    Подвижные игры для дошкольников всех возрастных групп

    Подвижные игры для дошкольников  всех возрастных групп ввиде шпоргалок для воспитателя...

    «Волшебные бусы» (дидактическая игра для детей всех возрастных групп)

    Данная дидактическая игра  даёт возможность научиться классифицировать предметы, развивать  фонематический слух,   речь,  овладеть умением сравнивать предметы, находить сходство, р...

    Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни.

    Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном  государственном образовательном стандарте, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования достаточно хорошо владеет устной речью, может ...