Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни.
презентация на тему

Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном  государственном образовательном стандарте, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Развитие мыслительных способностей ребёнка так же  тесно связано с развитием речи.

Работа по развитию речи детей должна проводиться в течение всего дня, пока ребёнок находится в детском саду.

Педагог  для этого должен сам обладать  высокой грамотностью и культурой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_gramot._ped_1.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни. Семинар – практикум для педагогов всех возрастных групп Разработала: Учитель - логопед Османова З.К. .

Слайд 2

Одной из важнейших задач в детском саду является ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ навыков дошкольников. Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Развитие мыслительных способностей ребёнка так же тесно связано с развитием речи. Работа по развитию речи детей должна проводиться в течение всего дня, пока ребёнок находится в детском саду. Педагог для этого должен сам обладать высокой грамотностью и культурой речи.

Слайд 3

Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль . За последние несколько лет практика общения родителей с детьми показывает, что возникла необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.

Слайд 4

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Слайд 5

Самые распространённые ошибки в речи педагога Употребление слов-паразитов : Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь , ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь . В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. Часто употребляемые слова – паразиты : «Как бы» , «по ходу» , «блин» , «типа» , «это» , «это самое» , «вот» , «ну вот» , «ну» , «ну ваще» , «короче» , «то есть» «практически»«по-любому» «жесть» , «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем» . Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э» , «а-а-а» или «м-м-м» . Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё» . Это всем известные «ёклмн» , «ёпрст» , «ёлки-палки» , «ё-моё» , «ёкарный бабай» , «ёшкин кот» , «ёперный театр» . Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами : Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Слайд 6

Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Необходимо не говорить безликое «штаны» , а называть конкретно : «брюки» , «шорты» , «джинсы» . Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку» , назвать конкретный головной убор : берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т. д. Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени .

Слайд 7

Нельзя Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку : дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений : телик, видик, комп. Нелитературное произношение слов : хочут –хотят, пошлите – пойдёмте, ляжь – ляг, сижа – сидя, езжай – поезжай, заплотит – заплатит, ложить – класть

Слайд 8

Педагог должен разговаривать с детьми: понятно и доступно, короткими фразами; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-паразиты («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения; избегать просторечий, диалектизмов. Интонации присущие человеческой речи: спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку.

Слайд 9

А) Заплочено переплотим одолживать присвоивать Б)Отсрачивать Подытаживать плотим, приурачивать .

Слайд 10

заплачено переплатим платим одалживать присваивать приурочивать Подытоживать отсрочивать Неправильно запл[о]чено перепл[о]тим пл[о]тим од[о]лживать присв[о]ивать отср[а]чивать приур[а]чивать подыт[а]живать .

Слайд 11

ПОСТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНО УДАРЕНИЕ Бант, газопровод, алкоголь, кухонный, жалюзи, балованный, обеспечение, усугубить, позвонит, мизерный в туфлях, углубленный, договор, досуг, созыв, диспансер, статуя, квартал, мастерски, откупорить

Слайд 12

Правильный ответ . а) газопровОд, алкогОль, кУхонный, жалюзИ, балОванный, обеспЕчение, усугубИть, позвонИт, мизЕрный, ходАтайствовать, дефИс, б) в тУфлях, углублЁнный, договОр, досУг, срЕдства, созЫв, диспансЕр, стАтуя, квартАл, мастерскИ, откУпорить,

Слайд 13

Замените цифровые обозначения словами, образовав правильную падежную форму числительных А) Библиотека университета ежегодно пополняется 300-400 книгами. К 2018 году количество дошкольников в нашем городе увеличится. Б) К 2018 году зарплата педагогов составит 100 тыс. руб. в месяц. Вес третьего искусственного спутника Земли равен 1326 килограммам.

Слайд 14

Образовать форму родительного падежа множественного числа существительных: Яблоко, апельсин, помидор, баклажан, блюдце. Чулки, оладьи, пальто, рукав, носки.

Слайд 15

Правильный ответ А) Много чего: Яблок, апельсинов, помидоров, баклажан, блюдец. Б) Много чего: Чулок, оладей, пальто, рукавов, носков.

Слайд 16

Исправьте ошибки, связанные со смешением однокоренных слов: . Храм – это наше духовное наследство. Надо тактически намекнуть ей на допущенные ошибки. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него. Решением жюри дипломниками конкурса «Учитель года» признаны лучшие педагоги из ЦРР.

Слайд 17

Найдите правильный вариант ответа Калькирование Передразнивание Способ образования Грамматическая ошибка Бессвязный рассказ Патио Садик на крыше Вид плинтуса Площадка, выложенная из камня Открытый внутренний дворик (вид )

Слайд 18

Правильный ответ Калькирование – Это способ образования (создать кальку) Патио – открытый внутренний дворик (вид)

Слайд 19

Рекомендации логопеда Желательно, чтобы воспитатели регулярно (1 – 2 раза в неделю) выполняли с детьми старшей и подготовительной группы «упражнения на слова». Ребёнок слушает слова, называет звуки, из которых оно состоит, учится произносить слова, в разных формах которого ударение падает на разные слоги, и определять место ударения в словах, произнесённых воспитателем. Времени эти упражнения займут немного (всего 5-7 минут), а польза от них весьма существенная .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни.

Семинар - практикум разработан для воспитателей всех возрастных групп....

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...

Аттестационная работа. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни.

Развитие реччи детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни....