Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию "Это дом-не просто дом"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Бабанская Татьяна Сергеевна

Предсавляю конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_dom-ne_prosto_dom_konspekt.docx134.87 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

по духовно-нравственному воспитанию

НОД для детей среднего возраста

(4-5 лет):

 «Этот дом-не просто дом»

Автор разработки:

воспитатель группы среднего возраста

МБДОУ детского сада комбинированного  вида «Алёнушка»

п.Б.Пикино

Бабанская Татьяна Сергеевна

г. Бор

2016г.

Цель: духовно-нравственное развитие детей через знакомство детей с православным храмом нашего поселка,  его значением в жизни жителей.

Задачи:

  • Формировать знания детей о православном храме, правилах поведения  в нем.
  • Развивать:

- навыки доброжелательного общения,

- интерес к духовной жизни,

- любознательность, воображение.  

- нравственные и эстетические чувства детей.

  • Воспитывать:

- любовь к ближнему,  

- познавательный интерес к родному поселку

- благоговейное отношение к храму

  • активизировать словарь: храм,  церковь, купол, свеча

Актуальность:

Два года назад в поселке, где находится наш детский сад, началось воздвижение церкви. На данный момент церковь на стадии завершения строительства, но в ней уже проходят службы, которые посещают и мои воспитанники. Это единственная церковь в поселке, поэтому ее строительству уделялось особое внимание со стороны жителей: многие родители вносили пожертвования на строительство, а так же оказывали помощь в строительных работах.

          Дорога к садику проходит мимо церкви и дети изо дня в день наблюдают за продвижением строительства. Гуляя на участке, мы с детьми рассматриваем купола церкви: как они красиво блестят на солнышке летом, сверкают в морозные дни зимой. При этом я столкнулась с тем, что дети очень мало знают о назначении храма, о том, почему он так важен для жителей поселка.

Исходя из этого, и учитывая задачу ФГОС по «объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» и возникла необходимость проведения НОД: «Этот дом - не просто дом»

Схема конспекта НОД:

Форма НОД: занятие-диалог

Технологии и методики: используется информационно-коммуникационные технологии

Дидактическое оснащение и оборудование: макет храма, ткань или платок, аудиозапись колокольного звона, православной музыки, свеча, листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой на каждого ребенка, ноутбук, проектор

Мотивацинно-ориентировочная часть:

Пальчиковая гимнастика «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им):

 Воспитатель непринужденно показывает одному или нескольким детям, как можно из ладошек сделать колокол, остальные дети, заинтересовавшись, постепенно присоединяются. Когда все дети  сделают «колокола», звучит колокольный звон.

-ребята, слышите, как зазвенели настоящие колокола, мне кажется, они приглашают нас куда-то или хотят о чем-то рассказать. Как вы думаете?

Организация деткой деятельности:

Способ организации: подгрупповой

Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, рассматривание макета, беседа, рассказ воспитателя, игра, просмотр слайдов на экране.

Ход НОД:

Дети заходят в группу, звучит колокольный звон, на столе стоит макет храма (фото.1), покрытый красивым платком.

Фото 1 Макет церкви иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

В: Ребята, смотрите-ка, что у нас на столе. Вам интересно узнать, что же спрятано под платком?

Этот дом — не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это……. — православный храм!

Воспитатель поднимает платок, дети самостоятельно осматривают макет.

- Как вы думаете, что же это такое?

- церковь, храм 

-Знаком ли вам этот храм?  Где вы его видели?  Были ли в нем?

Дети «узнают» храм, делятся впечатлениями о его посещении

-Да, ребята. Это макет церкви, которую вы все видите по дороге в детский сад. Она называется церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

- А для чего люди ходят в храм? (варианты ответов)

- храм - это дом, куда приходят верующие люди поговорить с богом. Бог для них - это справедливость, доброта, любовь. Люди говорят Богу спасибо, за всё, что они имеют, просят у бога прощения за плохие поступки.

Предлагаю вам внимательнее рассмотреть макет:

-Похож храм на дома, в которых мы с вами живем? (нет)

- Храм - необычный дом, каких много. Храм очень яркий, нарядный, праздничный.

-Из какого материала построен храм в нашем поселке? (из дерева)

-Ребята. Давайте посмотрим на окна храма. Как вы думаете, через них можно смотреть на улицу? (нет, потому что они расположены высоко)

- Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.

-Ребята,  у любого православного храма есть купола. Давайте посчитаем, сколько куполов у нашего храма. (шесть). Один из них находится в центре, он символизирует Иисуса Христа. Купола обязательно увенчаны крестами.

- На что похожи купола? (варианты ответов)

- Похожи они на свечи? Такая форма куполов символизирует пламя свечи.

- Очень красивый наш храм, правда? Все жители поселка радуются, когда проходят мимо него. Давайте и мы порадуемся за наш поселок:

Физкультминутка

Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Поселок видим за окном.
(показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)

Мы живём, мы растём
В Большом Пикино родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой, - 
(показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт, пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Наш поселок скромный.
(развести прямые руки в стороны)

А теперь предлагаю вам зайти в храм (слайд на экране)

- Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в храме? (ответы детей)

Воспитатель уточняет правила: нельзя громко разговаривать, кричать, входить с продуктами, которые вы едите. В храме все стоят, сидят только больные и немощные. Скромность в этом святом месте очень важный фактор. Девочки, входя в храм, должны одеть платки на голову, а мальчики снять головные уборы. Таким поведением мы показываем уважение к этому священному месту. А еще нельзя произносить грубых слов. Предлагаю вам поиграть в игру:

Игра «Замени добрым словом»

Злой-добрый

Грубый-ласковый

Отнять-подарить

Ругать-хвалить

Обидеть-защитить

Сломать-починить

Далее на экране появляется слайд с фотографией настоятеля храма.

-А кто самый главный в храме?

-Правильно, священнослужитель – священник — батюшка. В нашей церкви это протоирей Сергий. Жители нашего поселка уважают его, часто просят совета в делах. Он учит людей различать добро и зло, правду от лжи, хорошие поступки от плохих. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Хорошие и плохие поступки»

        Игра: Воспитатель выдает каждому ребенку сигнальную карточку-маску, с изображением радостного и грустного лица. Показывает слайды с различными ситуациями (например, мальчик помогает маме, девочка раскидала фантики). Дети определяют, хороший или плохой поступок иллюстрирует слайд, показывают соответствующую сторону маски. По желанию комментируют свое решение.

- молодцы, очень хорошо справились с заданием.

Далее воспитатель показывает  детям свечу и рассказывает, что в церкви люди зажигают свечи,  желают при этом своим близким, друзьям здоровья, удачи, чтобы у них было все хорошо. (появляется слайд с зажженными перед иконами свечами)

-Давайте и мы с вами «зажжем» свечи и скажем друг другу добрые пожелания.

Дети подходят к столам, рисуют свечи, звучит церковная музыка. Рассматривают рисунки друг друга, говорят добрые слова и пожелания.

Возможные действия при не достижении поставленных целей:

-организовать экскурсию к храму

- индивидуальная работа с детьми

- беседы с родителями о посещении храма

Рефлексивно-оценочная часть:

  • Ребята, мне так приятно слышать ваши добрые слова. Поделитесь, с каким настроением вы рисовали? Давайте повесим ваши рисунки на доску, чтобы они согревали нас своим теплом.
  • Что мы сегодня с вами рассматривали? Хотели бы вы посетить наш храм с родителями? Как вы будете себя там вести? Что бы вы хотели еще узнать о нем?
  • В ходе НОД дети активно отвечали и задавали вопросы, проявляли самостоятельность в изобразительной деятельности, эмоционально реагировали на происходящее.

Список литературы:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 
  2. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»
  3. Сайты prihod.ru, gorodbor.ru, semyaivera.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»

КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...