Материалы и оборудование познавательно-исследовательской деятельности.
статья (старшая группа) на тему

Материалы и оборудования, необходимые для проведения исследовательской работы в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы и оборудование познавательно-исследовательской деятельности

Общие основания подбора материала

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

В подборе материала необходимо учитывать характер познавательно-исследовательской деятельности на каждом этапе дошкольного детства. Зарождается в раннем детстве и представляет собой простое, как будто «бесцельное» (процессуальное), экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность характеризуется познавательными мотивами – осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Материал для познавательно-исследовательской деятельности детей можно разделить на следующие типы:

  • объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;
  • образно-символический материал;
  • нормативно-знаковый материал.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.

  • материалы для сенсорного развития (М. Монтессори),
  • объекты для сериации и т.п.,
  • предметы-головоломки,
  • «проблемные ящики»,
  • природные объекты (коллекции минералов, плодов и семян растений).

К образно-символическому материалу относятся:

  • «наглядные пособия»,
  • наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.,
  • графические модели (менее конкретные, абстрактные),
  • иллюстрированные схемы-таблицы,
  • графические «лабиринты»,
  • условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.),
  • иллюстрированные издания познавательного характера,
  • классификационные схемы
  • коллекционный материал (коллекции монет, марок и т.п.).

К нормативно-знаковому относятся:

  • материал языковых и числовых знаков – это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики.

Здесь, как и везде, работает принцип постепенного усложнения материала.

В возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.

В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.

В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении

для 1-2 младших групп:

  • мозаичность размещение в спокойных местах группы,
  • часть на специально отведенном столе,
  • часть выдается воспитателем непосредственно перед началом деятельности,
  • рекомендуется весь материал разделить на порции и периодически менять для поддержания интереса.

для среднего возраста:

  • стол для исследований, где вокруг умещаются несколько детей,
  • полка с соответствующим материалом,
  • образно-символический и знаковый материал в коробках с метками в свободном доступе.

для старшего и подготовительного возраста:

  • размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах:
  • уголок экспериментирования (рабочий стол и полка с сопутствующим материалом),
  • образно-символический материал в коробках на открытых полках шкафа,
  • иллюстрированная познавательная литература в свободном доступе,
  • нормативно-знаковый у магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа,
  • большие карты, иллюстрированные таблицы и т.п. на стенах группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ( материалы для изобразительной деятельности).Из проекта Федеральные государственные требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы.Для рисования.*Набор  цветных канандашей  24 цвета на каждого ребенкаНабор фломастеров 12 цветов на каждого ребенкаНабор шариковы...

Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка четвёртого года жизни.

Советы родителям и воспитателям ДОУ (2 младшая группа)  по организации полноценной предметно- развивающей среды....

Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.

Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параме...

Материалы и оборудование для двигательной деятельности детей раннего возраста

Материалы и оборудование для двигательной деятельности детей раннего возраста...

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Все необходимое для трудовой деятельности детейвсех возрастных групп. Материал разработала преподаватель педколледжа №14 Мельникова Н.Я....

Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду

Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду...

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Оборудование для хозяйственно-бытового труда детей. Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за помещением и вещами, которые имеются в группе и на участке, а также дежурить п...