Музыкальные узоры.
статья на тему

Рябцева Людмила Владимировна

Музыкальные узоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальные узоры.30.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки.

Подготовила Рябцева Л. В.

Музыкальный руководитель

МКДОУ д.с. с. Тимирязево

В своей работе я использую  такой метод как музыкальные  узоры.

Цели: развитие детского голоса; развитие представлений детей

о        простейших способах графической фиксации звуков - о музыкальных линиях и точках; формирование слухо-двига-тельно-зрительных представлений о музыкальном пространстве (верх-низ) и музыкальном времени (долгий -короткий).

Задачи:

1.Дать возможность детям исследовать и изучить на практике возможности своего голосового аппарата.

  1. Сформировать        представление в сознании детей о неразрывной связи звука (музыки) и движения.
  2. Дать        понятие о возможных вариантах движения музыкальной линии (прямые, ломаные и кривые).
  3. Показать        детям прерывистую звуковую линию в контрастном сопоставлении с непрерывной: линии и точки в пространстве.
  4. Соединить имеющиеся у детей элементарные слуховые представления о типах движения звуков в пространстве с соответствующим движением и пластикой тела.
  5. Перевести слуховые представления и линии пластического движения звуков в графику: в точки и линии на бумаге.
  6. Развивать        фантазию детей в поисках способов фиксации звуков.

Прежде чем перейти непосредственно к последовательному изложению заданий, мне хотелось бы пояснить для педагогов некоторые моменты. Это позволит точнее понять как саму идею графической записи музыки в целом, так и данного материала в частности.

Как известно, традиционная нотная запись характеризуется высокой степенью абстрактности ее знаков и крайне трудна для понимания и осознания детьми. Графическое письмо же моделирует в изображении одновременно лишь 1 -2 характеристики звучания. Используя графическое письмо, можно разъединить и представить по отдельности два самых трудных для восприятия и осознания детьми параметра музыкального звука: высоту и ритм. Графическое письмо помогает установить связь между характеристиками звука и их изображением, что крайне трудно понять детям в традиционной нотации.

Запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов является интеллектуально-фантазийной игрой. Цель этой игры состоит в установлении в сознании ребенка связи между звучанием и знаком, в появлении самой мысли о том, что всевозможные линии и точки могут обозначать звуки. Важнейшим педагогическим достоинством данного вида записи является свободное пространство для размышлений ребенка о различных способах ее озвучивания. Действовать ему приходится по схеме: слушаю - воображаю и фантазирую - озвучиваю.

Надо, наверно, напомнить и о том, что донотная запись музыки как простейшая, элементарная форма фиксации музыки существует испокон веков. Перефразируя образное выражение музыковеда М. Харлапа, можно сказать, что как между речью и музыкой есть стадия лепета, так между музыкой и ее фиксацией нотами есть графическая нотация - своего рода стадия «нотного лепета». Это и есть графическая запись, которая соответствует самой импровизационной природе творческого музицирования и элементарной композиции, кроме того, она помогает сохранить в памяти звучание без помощи традиционной нотной записи. Отдельные письменные «знаки» являются лишь вехами для памяти, для воссоздания композиции в импровизационном развертывании, без точного ее повторения. Графическая запись - это запись игр звуками.

Главная цель работы с графической записью заключается не столько в озвучивании ее, сколько в побуждении детей к подобной записи.

представляет собой промежуточный этап в освоении традиционной нотации, это символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), особенностей фактуры, формы и др. Фактически графическое письмо представляет собой донотную запись музыки.

Многие педагоги, наверно, зададут себе вопрос: «А зачем городить огород? Посидят подольше - выучат и ноты, когда будет нужно». Для меня это вопрос педагогического профессионализма: как сложнейшую для детей задачу представить в виде цепочки очень простых и увлекательных заданий. Кроме того, графическая нотация простейших типов движения звуков поможет детям установить координацию слуха и голоса. Не секрет, что работа над певческими навыками с дошкольниками сложна. Не только потому, что сам голос еще слаб, но и потому, что дети не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют. Графика и движение помогут им приобрести этот сложнейший навык.

Исторически музыкальное мышление развивалось определенным образом, и этот путь по-своему проходит каждый ребенок:

  • от глиссандирования, «блуждания» голосом по нерасчлененной звуковысотной шкале к поиску и выделению тона, имеющего определенную высоту;
  • от звуковых пятен (кластерного пения) - к поиску унисона;
  • от отдельных звуков - к образованию простейших попевок; от пентатоники (детского лада) - к другим ладам;
  • от аритмичного хаоса - к равномерной метрической пульсации, в установлении которой важнейшую роль играют движение и мышечные ощущения; от пульсации - к ощущению акцента и простейших ритмоформул.

Эти простейшие ступени можно, конечно, игнорировать, что многие десятилетия и делают музыкальные педагоги. Но доколе же? Графическое письмо проще и понятней детям, потому что

Дошкольники способны придумывать символы сами, создавать на их основе свои собственные партитуры, а затем и озвучивать их. Задача педагога состоит в том, чтобы подтолкнуть их к этому увлекательному занятию. Будить фантазию детей можно следующими вопросами: «А как еще можно записать эту музыку? Как зафиксировать шуршание, сначала тихое, потом громкое?»

Свой самый первый опыт графической записи звуков дети приобретут, создавая «звуковые версии» сказок, стихов, закрепляя за каждым героем, явлением природы или действием знак определенного инструмента.

Графическое письмо является одним из эффективных побудительных способов к сочинению и записи музыки, постепенно подготавливая детей в творческой игре к осознанию закономерностей традиционной нотации. Оно развивает символическое мышление, творческую фантазию и слуховое воображение у детей. К предлагаемому занятию прилагаются графические карты, данные здесь в уменьшенном виде. Для успешной работы с детьми каждую из них надо нарисовать фломастером на листе формата А4.

Все упражнения и задания в уроке даны в логической последовательности, которую целесообразно сохранить для лучшего усвоения детьми предложенного материала. Однако данное количество материала предназначено не для одного занятия. Работа над осознанием детьми закономерностей донотной записи - это длительный процесс, в котором понимание зреет в тесной связи с постепенным развитием простейших слуховых представлений.

     Работу можете растянуть до тех пор, пока это будет детям интересно и пока озвучивание записи и самостоятельная фиксация звука не станут более или менее осознанными. Однако целью не должна стать тренировка какого-либо навыка и доведение его до автоматизма. Целью всех заданий и упражнений являются исследование, творческое открытие знания, игра с этим новым знанием, импровизация.

Используя упражнения в качестве голосовой разминки,  уже  через пару месяцев  будет увиден замечательный результат!

Разминка

«Дорожки. Прямые линии»

Предложите сидящим в кругу детям по очереди петь какой-нибудь протяженный звук и одновременно сделать похожее движение рукой в любом направлении. Покажите и спойте несколько своих вариантов, чтобы детям стало понятным ваше задание. Можно сказать, что вы все вместе нарисуете в воздухе много невидимых линий.

То же самое задание выполните с движением в пространстве. Дети могут двигаться сначала по очереди, а потом и все вместе. Закончив рисовать одну линию, могут начать другую, но при этом изменить и звук.

Эстафета

Дети стоят в кругу с опущенными руками. Скажите им, что будете играть с ними в игру «Эстафета». Начав двигаться к любому ребенку, пойте звук-линию и делайте направленное движение рукой. Подойдя к нему, передайте ему эстафету, дотронувшись рукой, и становитесь на его место (тот, кто уже двигался, соединяет руки перед собой внизу замком). Каждый следующий должен начать петь другой звук. Игра продолжается, пока все не примут в ней участие.

Завершением данного исследования может быть рисование: на листе ватмана каждый проведет свою линию цветным мелком и споет ее.

Дети выполняют это задание друг за другом, постепенно добавляя линию за линией (линии могут быть разной длины, идти в любом направлении, пересекаться друг с другом).

«Два друга». Жили-были два друга: один вот такой - спойте линию-звук вверху, а другой вот такой - спойте такую же линию внизу.

Представляя детям этот пример, обязательно сопровождайте звук движением руки. Затем предложите нескольким парам детей спеть две разные линии: вверху и внизу. После этого покажите им 2 листа бумаги, на которых нарисовано по одной линии: вверху и внизу. Сделайте линии разного цвета, расположенную внизу линию изобразите заметно потолще. Спросите детей, какой рисунок подходит для высокого звука, а какой - для низкого.

Установив таким образом для детей крайние границы высоты звуков и определив их местоположение на листе, предложите детям двигаться в зале, пропевая то высокий, то низкий звук, сопровождая это движением в разных направлениях пространства.

Слепой музыкант

Пение с закрытыми глазами на ощупь

Покажите детям лист ватмана, разложенный на полу, на котором приклеены вверху и внизу две линии из тесьмы или веревки разной толщины и текстуры (их разница должна отчетливо ощущаться на ощупь). Покажите, как вы споете эти линии, закрыв глаза и ведя по ним пальцами. Многие дети захотят сделать так же.

Начинка-серединка

Покажите детям лист, на котором нарисованы две лини: одна высоко, а другая - низко. Скажите, что сейчас между ними нарисуете голосом серединку. Начертите фломастером спетый вами звук и предложите детям спеть по очереди все три линии: сначала сверху вниз, а затем наоборот.

Покажите детям рисунок - «Пирамида». Спросите, что они видят на рисунке и как, по их мнению, надо спеть линии разной длины? Договоритесь о порядке пения: сверху вниз или снизу

вверх.

Можно провести короткую игру «Угадай-ка»: вы поете звуки в верхнем, нижнем и среднем регистре, а дети рукой в движении

показывают, где «живут» эти линии.

Маленькие и большие волны

Извилистые линии

Скажите детям, что сейчас споете линию, и попросите их показать рукой, какая она получится. Первый раз спойте линию, раскачивая звук в узком диапазоне (тон или полутон), а второй раз увеличьте амплитуду, глиссандируя голосом вверх-вниз, как по волнам.

Рассмотрите внимательно рисунок. Исполните его с детьми на два голоса: пусть партию «маленьких волн» начнут петь дети, а вы сверху наложите свою партию «большой волны».

Волны и дорожки

Предложите нескольким детям спеть две линии в любом месте: прямую, а потом извилистую или наоборот. Каждый ребенок на своем листе должен нарисовать это задание, а затем некоторые попробуют спеть то, что у них нарисовано, обращая внимание на взаимное высотное положение линий.

Танцующий звук

Предложите детям, стоящим в кругу, поиграть линиями звука, представив, будто они танцуют. Солист начинает двигаться, голосом пропевая любые затейливые узоры и изгибы, стараясь изобразить рукой и телодвижением то, что он поет. Эта игра похожа на «Эстафету»: исполнив свой танец, солист передает очередь другому. Желательно, чтобы движение не прерывалось и на смену одному танцующему в круг сразу же выходил другой. Лети могут попробовать зарисовать после движения каждый свою линию на листе.

Дорожка и горка

Пропойте нарисованную на рисунке линию и спросите детей, на что это, по их мнению, похоже? Возможно, что кто-нибудь догадается про горку. Предложите детям снова зайти на горку по ступенькам и съехать с нее на санках. Эту игру можно проделать и в пространстве: съезжая голосом вниз, дети опускаются на пол, а затем снова идут на «горку».

Глиссандируя голосом резко и с небольшой остановкой на контрастных точках, можно «нарисовать» очень простой музыкальный узор. Покажите рукой движение голоса, а затем еще и шагами на полу, стараясь соответствовать заданному образу. После этого покажите детям рисунок и спросите, насколько рисунок соответствует тому, что они видели и слышали.

Делая соответствующее движение рукой, спойте большие и маленькие восьмерки. Покажите детям их на рисунке и затем спойте вместе с ними. Поработав с данными картами аналогично всем остальным, предложите детям нарисовать круги различного размера в движении, сопровождая рисование голосом. Это игра-исследование: дети могут рисовать телом большие круги, маленькие и совсем крошечные. Очень важно, чтобы при этом менялся звук.

Ожившие картины

Нарисуйте вместе с детьми разноцветными карандашами на листе бумаги 2-3 разных линии и 1-2 круга, а затем попросите их выбрать для себя мысленно одну линию или один круг. Дети исполняют в движении со звуком выбранную фигуру несколько раз, чтобы делать ее непринужденно (работают все одновременно). После чего «картина» исполняется несколько раз солистами, которые вызовутся нарисовать в движении со звуком линии и круги.

%

Искорки

Очень коротко произнося на разной высоте звук «ю» и помогая себе указательным пальцем, изобразите мерцание искорок

вверху и внизу. Затем то же самое делают дети. Спросите их, это были линии или что-то другое? Может быть, кто-нибудь скажет слово «точки». Они были отрывистые и отдельные друг от друга. Скажите детям, что сейчас вы посадите все точки на ниточку и у вас получатся «музыкальные бусы». Спойте, таким образом, будто «точки расположены на одной высоте. Спросите детей, «бусинки» были одинакового или разного цвета? Скажите, что сейчас покажете им другие «бусы»: пусть послушают и отгадают, скольких цветов «бусинки» тут есть? Спойте, моделируя высоту рукой, показывая «бусы» на интервале секунды или малой терции.

«Большая «Угадайка». В игре используются все известные «узоры»: дорожка, змейка, волны, горка, узор, восьмерки, круги, спиральки, искорки,- которые дети угадывают.

«Концерт. Поем по записи». Разделив детей на две группы, предложите им пропеть так, как изображено на рисунке, накладывая одну линию на другую по сигналу дирижера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по музыке – «Музыкальные узоры»

Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма. Цель игры:Дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д. Дидактически...

Голосовые карты " Музыкальные узоры"

Голосовые карты " Музыкальные узоры"...

Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки.

Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки....

НОД по музыкальному воспитанию на тему"Волшебная россыпь зимних узоров"

НОД «Волшебная россыпь зимних узоров» носит развивающий характер.  В процессе образовательной деятельности я интегрировала несколько областей,и использовала следующие методы и при...

Музыкальный праздник "Узоры земли чувашской"

Ознакомление воспитанников с орнаментальными образами-символами чувашских узоров, с культурой и традициями своего народа, с убранством старинной чувашской избы, песнями и танцами....

Музыкально- дидактическая игра "Музыкальные узоры"

Цель: Дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звукахЗадачи:Развивать звуковысотный слух;Развивать воображение;Развивать чувство ритмаДидактический материал:...