Сообщение на тему «Партнёрский подход к сотрудничеству с родителями»
материал на тему

Козловская Ольга Васильевна

Семья – поистине высокое творенье.

 Она заслон надёжный и причал.

 Она даёт призванье и рожденье.

 Она для нас основа всех начал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 79 «Садко».

Сообщение

«Партнёрский подход к сотрудничеству с родителями»

                                                                      Подготовила: Козловская О.В.,

                                                                      воспитатель высшей

                                                                      квалификационной категории

Сургут, 2015 г.

Семья – поистине высокое творенье.

 Она заслон надёжный и причал.

 Она даёт призванье и рожденье.

 Она для нас основа всех начал.

 (Е.А. Мухачёва)

Добрый день, коллеги!

В своём выступлении хочу осветить такую актуальную тему как «Партнёрский подход к сотрудничеству с родителями воспитанников»

«Если человек загадывает на года, он сеет хлеб, если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья, если человек загадывает на века, он воспитывает детей». (Старинная японская мудрость)

 Главная задача взаимодействия воспитателей с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу общности интересов.

Для начала разберёмся, что же такое партнёрский подход, партнёрское сотрудничество?

       Партнерский подход   - это  реализация совместного с партнером анализа  проблем и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше оказываются оба участника

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано так: «Взаимодействие — 1.Взаимная связь двух явлений. 2.Взаимная поддержка.

        В психологической энциклопедии даётся следующее определение сотрудничества – это способность людей вместе работать для достижения общих целей; стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми,  готовность поддержать и оказать им помощь.

        Сотрудничество  -  в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Косолапов Н.А.)

        В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством, вовлечение родителей в единое пространство детского развития в  ДОУ .

        Образование сегодня движется по пути модернизации учебно-воспитательного процесса. Модернизация подразумевает возможность изменение подхода к работе с учетом изменения времени. Как это влияет на такую сферу деятельности как работа с родителями? Причина изменений тактики и стратегии работы педагогов кроется в том, что изменились и современные родители. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и прочее), без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей. Всё это подталкивает к смене методов работы и переходу к партнерскому взаимодействию родителей и детского сада.

        В процессе сотрудничества взаимодействуют три участника: педагог, родитель, ребёнок, так как педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; и семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка. Из этого следует, что и педагог, и родители должны объединить усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы они выросли гармонично развитыми личностями.

        Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?

         Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога.            Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

В практике  современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. Почему  так происходит? В чём причина?

        Это не желание что-то менять;  устойчивые штампы в работе;  большая затрата времени на подготовку и т.д.  не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;  при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;  довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;  недостаточное знание специфики семейного воспитания;  неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;  неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;  у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения

        Из всего выше сказанного следует, что для успешного партнёрского сотрудничества очень важно:

  • создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями,
  • установить доверительные и партнерские отношения,
  • вовлечь семьи в единое образовательное пространство

        Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

         В работе с семьёй необходимо использовать следующие принципы

взаимодействия с родителями:

  • Индивидуальный подход;
  • Сотрудничество, а не наставничество;
  • Системность;
  • Гуманизация подходов к родителям.

         Для повышения  психолого-педагогической культуры родителей, изменения взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, знакомства родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей наиболее эффективно использовать активные формы партнёрского сотрудничества:

         Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

  • Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей
  • Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
  • Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
  • Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
  • «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
  • Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
  • Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания детей 
  • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
  • Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей -  родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
  • Проектная деятельность, в процессе которой у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, а также такие формы как:
  • Школа молодых родителей                                                                            
  • Университет для родителей                              
  • Конкурсы для родителей                                  
  • Дискуссионные клубы
  • Педагогическая гостиная
  • Мастер-классы
  • Творческие мастерские
  • Копилки идей
  • презентация группы,
  • Семинары – практикумы,
  • Конференции родителей и воспитателей,
  • выпуск тематических журналов, выпуск ежемесячной газеты
  • «Родительские ринги», «Интеллектуальные игры», «Банки идей»,
  • участие родителей в творческих конкурсах,
  • Телефон Доверия ,
  • Портфолио ребёнка и семьи

         Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

          Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

          Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".

Проблема  детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Сообщение на тему «О групповых методах работы с родителями в детском саду».

Сообщение на тему «О групповых методах работы с родителями в детском саду»....

«Новые подходы к сотрудничеству с родителями с учетом ФГОС ДО»

Опыт работы по теме: "Новые подходы к сотрудничеству с родителями с учетом ФГОС ДО"...

Опыт работы: «Новые подходы к сотрудничеству с родителями с учетом ФГОС ДО»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает ...