Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рузанова Лилия Алиевна

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только   логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают дети, для кого родители -  пример не только в данный момент, а на всю жизнь.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

 школа № 2092 им. И.Н. Кожедуба

(ГБОУ «Школа № 2092 имени И.Н.Кожедуба»)

ул. Марьинский парк, д.37, Москва, 109559

Телефон: (495)658-49-95, E-mail:2092@edu.mos.ru

сайт: http://sch2092uv.mskobr.ru/

ОКПО 18853039      ОГРН 5137746004699     ИНН/КПП  7723887860/772301001

Дошкольное подразделение «Поколение»

Ул.Маршала Кожедуба д.16 к.1, Москва, 109559

Телефон: 8(495)658-84-84,8(495)658-72-84,8(495)658-45-92,e-mail:doy1417@bk.ru

 

Сообщение на тему:

«Использование разнообразных форм

работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

                                                                 Рузанова Лилия Алиевна,

                                                              учитель-логопед высшей

                                                                      квалификационной категории

Москва 2016 год

   

      Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, научился лучше разбираться в людях, добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или бизнеса, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка, и она формируется у маленького ребенка в общении с окружающими его взрослыми.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее его психическое развитие, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только   логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают дети, для кого родители -  пример не только в данный момент, а на всю жизнь.    Основная задача учителя-логопеда научить родителей, не  заглядывая в отдаленное будущее, оценить сегодняшнее состояние речи своих детей, уделить  должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно различать все звуки родного языка и правильно их произносить.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию, грамматический строй речи, расширить и обогатить словарь  ребенку помогут логопед и воспитатели детского сада. И всё-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

 И поэтому важно устранить различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко   отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как  не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома и не знают, как заниматься.

 Грамотная организация просвещения родителей – это успех в   обучении детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.  

Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назову основные формы взаимодействия с семьями:

Родительские собрания

Знакомство с родителями  начинается на родительских собраниях. Важно, чтобы родители на собраниях действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.  На взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к заданиям.  Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Информационные буклеты содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений.

Папки-передвижки  содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.

Тетради  для индивидуальных логопедических занятий  позволяют в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь.

Родительские пятиминутки   кратковременная личная консультация родителей, знакомство родителей с интересными играми для развития логического мышления и речи.

Консультирование по запросам  включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

Праздники и развлечения 

В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные  музыкальные творческие мероприятия. Театрализованная деятельность полезна для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки ребенка. В народе говорят: «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Проектная деятельность

Детский сад – это творческая мастерская, которая создает условия для самореализации личности. Проекты нужны детям и поэтому интересны им. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности.

Родительский клуб

  Обязательным условием проведения клуба, является присутствие на них родителей, особенно мам. Ведь дети учатся у того, кого больше всего любят. КПД значительно повышается   потому, что родители   овладевают сугубо логопедическими навыками и умениями и становятся «семейными логопедами». Такая форма работы позволяет заинтересовать родителей, активизировать их.

Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Мы открыты для родителей, готовы контактировать, встречаться, общаться с ними.  На сегодняшний день можно сказать, что  в дошкольном учреждении сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и  помощниками учителя-логопеда.

Литература.

1.        Козина И.Б.  Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. М., 2005

2.        Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007

3.        Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007

4.        Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, «Просвещение», 1989

5.        Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.

6.        Журнал «Дошкольное воспитание» №12-2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .

В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение э...

Сообщение на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

Сообщение  на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми  раннего возраста»....

Сообщение на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности».

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, напр...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Мастер-класс Тема: «Использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию полноценного пространства развития ребенка»

Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех ...

Занятие, сообщение, презентация к сообщению по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Владимирской области"

В данном материале содержится конспект образовательной деятельности, сообщение и презентация по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Вл...