«Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»
консультация по теме
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагога с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района
«Детский сад № 30 «Сказка» комбинированного вида г. Вольска Саратовской области»
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»
Подготовила
воспитатель 1 квалификационной категории
Карцева Елена Васильевна
Дети – наше будущее. От того, как мы, взрослые, их воспитаем, зависит наша счастливая старость. Ибо что мы сеем, то и пожинаем.
Ребенок нуждается в едином педагогическом подходе в детском саду и дома. Чтобы воспитание было успешным, педагоги и родители должны рука об руку сопровождать малыша в его развитии и познании окружающего мира. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, насколько им хватит взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга, настолько комфортнее ребенок будет чувствовать себя в дошкольном учреждении, а следовательно, и быстрее развиваться. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями.
В своей работе мы используем как традиционные, так и не традиционные формы работы с родителями, внедряем инновационные технологии, занимаемся использованием, распространением опыта работы других педагогов, принимаем участие в конкурсах и массовых мероприятиях ДОУ, города.
Но есть одна из самых любимых форм работы с семьями воспитанников в нашем учреждении, которая проводится ежегодно – это ярмарка «Дары осени».
Все начиналось с мысли о том, что неплохо бы провести мероприятие, объединяющее всех участников воспитательного процесса. Мы поставили перед собой цель – сделать из родителей настоящих союзников и единомышленников, а, как известно, на это уходит не один год сотрудничества с родителями. Не секрет, что родители не всегда охотно идут на контакт с воспитателями и психологами, имея отрицательный опыт общения с педагогами. Необходимо показать родителям работу педагогического коллектива и активно включить их в жизнь детского сада.
Участие в празднике принимают все группы детского сада, приглашаются родители воспитанников со старшими и младшими детьми, дети, которые планируют прийти в детский сад на следующий год.
Вообще такие мероприятия способствуют не только знакомству с учреждением, но и служат нам некоторой рекламой, так как во время празднования создается благоприятный микроклимат, ведь собираются самые близкие детскому саду люди. Атмосфера праздника, где каждый из гостей чувствует себя значимым, сближает и облегчает дальнейшее сотрудничество с родителями.
Одна из актуальных задач нашего педагогического коллектива - сотрудничество педагогов и семьи в воспитании детей, систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей. Известно, что большую роль в подготовке ребенка к школе играют его родители. Но не все знают, как правильно готовить ребенка к будущей школьной жизни, поступлению в школу, что надо сделать, чтобы этот сложный и важный момент не превратился в моральную травму для ребенка. В дошкольном учреждении существует преемственность между детским садом, школой, семьей. Преемственность – целостный процесс воспитания и обучения, способствующий обеспечению полного личностного развития ребенка по нескольким аспектам, из которых складывается готовность дошкольников к обучению в школе. На родительских собраниях по подготовке детей к школе, в течение учебного года участвуют воспитатели, узкие специалисты, учителя начальных классов школ, педагоги-психологи, администрация школы и дошкольного учреждения с использованием мультимедийного оборудования.
Родителям предлагаются подготовиться к обмену мнениями о роли семьи в подготовке детей к обучению в школе. Специалисты дошкольного учреждения готовят интересные буклеты с различным материалом по развитию дошкольников в семье: «Как подготовить руку к письму», «Развивающие игры», «Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук детей» и др.
В младшем, среднем дошкольном возрасте родительские собрания начинаются с игровых упражнений для сплочения родительского коллектива, а заканчиваются организацией чаепития.
На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей в дошкольном учреждении и семье.
Одна из форм работы с родителями – тематические консультации, организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультаций посвящается трудностям воспитания детей. Используются и «заочные» консультации, где родители в конверт опускают свои вопросы, а педагог читая почту может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
В каждой группе организована педагогическая библиотека для родителей и книги выдаются родителям на дом.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и т.д.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой, они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.
Повышение уровня грамотности родителей по данному вопросу в дошкольном учреждении осуществляется через: специальные стенды, рекомендации, родительские собрания, Дни открытых дверей, консультации, мини-библиотеки для родителей, выставки, памятки, совместные праздники и развлечения и др. На родительских собраниях ДО педагоги ознакамливают родителей с комплексом оздоровительных мероприятий, всегда учитывают их мнение и согласие на проведение тех или иных оздоровительных мероприятий (закаливание, оздоровительный бег и т.д.).
Родители принимают активное участие в спортивных досугах, развлечениях, проводимых в ДО. Например, в проведении Дней открытых дверей, родители имеют возможность наблюдать за проведением закаливающих мероприятий, занятий по физкультуре, элементов дыхательной гимнастики и т.д.
Родителям очень интересно и познавательно тот факт, что после утренней гимнастики (проводимой в форме оздоровительного бега) дети продолжают оздоровительно - закаливающие мероприятия по «тропе здоровья». Посещая такие открытые мероприятия, родители убеждаются в том, что только системная работа дает положительные результаты для развития физической выносливости, улучшение общего состояния здоровья детей.
Не менее интересным и познавательным было апробирование нетрадиционных видов закаливания (топтание по снегу, ходьба по ледяным дорожкам), разработанных инструктором по физической культуре. С родителями и педагогами была проведена большая предварительная работа: консультации о пользе закаливания, ознакомление их с методикой проведения закаливающих мероприятий, распространялись памятки «Закаливание детей в условиях ДОУ». Затем приступили к практическим занятиям с родителями и педагогами, где использовались игровые упражнения с целью разогрева стоп, затем пробежка в помещение бассейна, ходьба по корригирующим дорожкам. Далее приступаем непосредственно к закаливанию стоп снегом.
Родители и педагоги на себе испытали положительные эмоции от закаливающих процедур. Хорошему настроению способствовало также музыкальное сопровождение во время всех оздоровительных мероприятий.
Проведение данного мероприятия способствует тому, что родители постепенно убеждаются в пользе закаливания для детского организма.
В детском саду систематически организовываются совместные спортивные праздники с родителями по формированию ЗОЖ у детей («Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Неделя здоровья», «Путешествие в страну здоровья», «Путешествие в страну Неболейка и др.), перед которыми проводится большая предварительная подготовка. Очень насыщенными проходят «Недели здоровья», «Дни подвижных игр» совместно с родителями и д.р.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения (чего мы хотим), способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду.
И сегодня на своем опыте мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для налаживания контакта с родителями: во-первых, отказ от традиционного пути и творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы; во-вторых, организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения; в – третьих, обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей"
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей....
Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»...
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения ст...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...
Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"
Цель: выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...