Направление «поликультурность» в рамках реализации основной образовательной программы ДОУ.
консультация на тему

Решетникова Лариса Сергеевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_l.s.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 11 «Росинка» г. Саяногорска.

Направление «поликультурность» в рамках реализации основной образовательной программы ДОУ.

(из опыта работы)

Выполнила:

Решетникова

Лариса Сергеевна

Воспитатель

I квалификационной категории.

2015г.


Нынешнее время в силу многих политических и экономических причин характеризуется, с одной стороны, ростом этнического самосознания народов, с другой — всплеском этнических конфликтов, а также миграцией определенной части населения бывших советских республик. Во многих регионах России состав детей в детских садах  традиционно многонационален. У нас в Хакасии проживает множество людей разных национальностей: кроме русских и хакасов - украинцы, белорусы, поляки, узбеки, татары, киргизы, армяне, чеченцы,  тувинцы и многие другие. В этой связи немаловажным в организации учебно-воспитательного процесса становится понятие этнической толерантности. В него входит уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, готовность к межэтническим контактам, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Развитие толерантности у дошкольников в учебно-воспитательном процессе — это целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия одного индивидуума с другим. Я говорю о необходимости формирования этнической толерантности как морального качества личности в интересах успешного ведения культурного диалога и в целях избежание этнических конфликтов с различными группами или их представителями. Так как основы нравственности и толерантности закладываются в дошкольном детстве.

Определяя степень этнической толерантности у детей подготовительной к школе группы, использовалась разработанная Г.Д. Дмитриевым диагностика уровней этнической толерантности, которая предполагает 5 уровней: от отсутствия этнической толерантности до уровня активного утверждения культурных и этнических различий.

После проведенной диагностики воспитанников группы (20 детей), были выявлены следующие данные: 2 ребёнка с уровнем интолерантности, 12 детей с 1-м уровнем толерантности,  5 – со 2-м уровнем толерантности, и 1 ребёнок с 3-м уровнем толерантности.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости включения в содержание образовательного процесса ознакомительного материала о культуре и быте людей другой национальности. Эта работа позволит повысить уровень не только образованности, но и уровень толерантности, что необходимо в условиях многонациональности России и конкретно нашего города и республики. Были разработаны занятия с использованием познавательного материала этнокультурной направленности. Например, занятие под названием «Путешествие в Гренландию». В рамках данной деятельности детям дошкольного возраста даются представления о местонахождении данной территории (на карте, глобусе), о национальной одежде, животном мире и быте эскимосов (жителей Гренландии). Отдельное внимание уделяется культуре и образу жизни эскимосов, обусловленное проживанием на Севере. Так, например, тщательно и детально описывается средство передвижения эскимосов – упряжка собак или оленей.

В работе по воспитанию этнической толерантности у дошкольников следует придерживаться следующих принципов:

- владение родным языком, что обеспечивает включение в собственную этническую общность, этнокультурную среду;

- освоение общечеловеческих и этнокультурных ценностей;

- получение теоретических и эмпирических знаний о самом феномене этничности;

- формирование навыков межэтнической коммуникации;  включение дошкольников в ситуации, обеспечивающие получение позитивного опыта межнациональных отношений;

- воспитание уважения к представителям разных национальностей (примеры выдающихся личностей, интересных и оригинальных особенностей национальных культур и т. д.).

Толерантность образовательной среды не такая уж далекая реальность, и начинать работу в образовании по формированию толерантного сознания участников образовательного пространства следует именно с педагогов, которые способны создать команду единомышленников, формировать дух толерантности в учреждении.

Объединенными усилиями они будут транслировать идеи толерантности и терпимости воспитанникам, родителям, общественности, друг другу. Тогда уже уместно говорить о толерантной культуре в отдельно взятом детском саду, в образовательной системе в целом.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд все перетрут», «Нетерпение сродни опрометчивости», «Терпя, в люди выходят», «Умный смиряется, глупый надувается», «Время терпит, дело не терпит» и др. Известно, что терпимый педагог, руководитель, родитель в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности. В подготовительной к школе группе была проведена познавательная НОД о жителях северных районов России. Это являлось параллелью НОД «Путешествие в Гренландию». Детям предлагалось сравнить быт, одежду, образ жизни народов, живущих в Гренландии и народов, проживающих на Севере России. Данным сравнением удалось подвести детей к пониманию того, что Россия огромная МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ страна, что образ жизни народов, проживающих в её разных уголках может быть абсолютно разным, но мы живём в одной стране и должны относиться друг к другу бережно, с пониманием и терпением.

Таким образом, терпение, способность понимать ощущения других людей; дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие; мирная настроенность, являющаяся антиподом агрессивности, злобности и раздражительности, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий является необходимым аспектом этнокультурного воспитания дошкольников.


Список литературы

  1. Битянова, М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие  толерантности для старшеклассников / М. Битянова // Литература: Еженед. прил. к газ. "Первое  сентября". - 2002. - N 39 (окт.). - С. 9-10.
  2. Битянова, М. Волшебный кристалл : Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов / М. Битянова, И. Вачков // Литература: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. - N 39 (окт.). - С. 7-8.
  3. Громова, Е.М. Воспитание этнической толерантности у школьников / Е.М. Громова // Школа и производство. - 2005. - N 2. - С. 16-19.
  4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: Академический проект, 2004. – 176 с.
  5. Мы – сограждане / Под ред. Л.И.Семиной. – М.:Бонфи, 2002. – 502 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Деловая игра с педагогами "Прогностическая и диагностическая компетентность воспитателя в рамках реализации основной образовательной программы ДОУ»

На современном этапе появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностным...

Перспективный план использования интерактивного оборудования в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2019-2020 учебный год подготовительной к школе группы №21 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми н

Цель  ИКТ в дошкольном образовании:  повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.Задачи...