Обеспечение культурных практик и поддержка детской инициативы в условиях внедрения ФГОС ДО
статья на тему

Капранова Марина Николаевна

В статье рассмотрены основные механизмы, используемые в современном ДОУ для обеспечения культурных практик и поддержки детской инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kapranova_feoktistova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Капранова М.Н. воспитатель

Феоктистова А.А. воспитатель

ГБДОУ детский сад №67 Приморского района, г. Санкт-Петербург

Обеспечение культурных практик и поддержка детской инициативы в условиях внедрения ФГОС ДО

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования выдвигает на первое место полноценное проживание ребенком дошкольного детства, при котором дошкольник становится полноценным участником – субъектом образовательных отношений. Немаловажное место в новом стандарте уделяется и поддержке детской инициативы в различных видах культурных практик. Детская инициатива может проявляться в свободной деятельности по выбору и интересам. Как правило, культурные практики организуются во второй половине дня, в них воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Такая форма организации художественно-творческой деятельности детей как музыкально-театральная и литературная гостиная, предполагает организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Зачастую в ДОУ организуются детские досуги. Это такой вид деятельности, который целенаправленно организуется взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. В старшем дошкольном возрасте возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей. В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

В культурных практиках проявляется детская инициатива. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка дошкольного возраста могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, в музыкальных играх и импровизациях, в речевых играх, в самостоятельной деятельности в книжном уголке, в конструктивной деятельности.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно развивать активный интерес детей к окружающему миру, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте. Кроме того, педагог должен постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно, постепенно выдвигая перед детьми более сложные задачи, которые требуют сообразительности, творчества, поиска новых подходов. Немаловажно своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу, а также дозировать помощь детям, справляющимся с образовательными задачами своевременно. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае. В свете субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанниками воспитатель не должен забывать проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним.

Для поддержания детской инициативы важно создание развивающей эмоционально комфортной для ребенка предметно-пространственной среды, которая будет безопасной, уютной, располагающей, комфортной, обеспечивающей возможность каждому воспитаннику занять себя интересным, любимым делом. Комфортность среды должно быть дополнено художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Согласно новому ФГОС ДО, поддержка детской инициативы – это вовсе не вседозволенность, а раскованность, открытость, развитие детской индивидуальности, эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы, творчества, самостоятельности, а также познавательной активности.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. (http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/693/79693/60140)

2. ОТ  РОЖДЕНИЯ  ДО  ШКОЛЫ.  Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. —  368 с.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.

Можно сказать инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль....

«Поддержка детской инициативы в рамках реализации ФГОС»

Дошкольник – это прежде всего деятель,стремящийся самостоятельно познаватьи преобразовывать мир за счетвозникающих разнообразных инициатив в решении доступных задачжизни и деятельности...

Статья "Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО"

Инициатива:1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин.  Руководящая роль в каких-либо  действиях. 2. Способность к самостоят...

Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.

В статье рассмотрены условия поддержки детской инициативы в разных возрастных группах....

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

Мастер – класс: «Поддержка детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенка»

Участники мастер-класса: Педагоги дошкольного образования.Цель: обмен опытом педагогической деятельности в поддержке детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенкаЗадачи:-...

Конкурсный материал практико-ориентированного проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО»

Актуальность проблематики проектаГлавным ориентиром развития современного дошкольного образования становится качество предоставляемых услуг, а так же, его адресность, акцент на личностное развитие каж...