Главные вкладки

    Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
    консультация

    Смирнова Ольга Ростиславовна

    В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) Какие условия должны быть созданы для развития детской самостоятельности и другие вопросы, актуальные для педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов ДОУ

    Способы и направления поддержки                                          детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

    Подготовил:

    старший воспитатель ГБДОУ                                                                              детский сад №10                                                                            

    Невского района Санкт-Петербурга                                                                Смирнова О.Р.

    Санкт-Петербург

    2019г.

    Консультация.

    Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

    Каково значение слова инициатива? 
                                                                     Инициатива –(по Ефремовой):

    1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин.  Руководящая роль в каких-либо  действиях. 
    2. 
    Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость. 

    3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

    Можно сказать инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.

    Виды инициатив.

    Инициативы бывают ответственные и безответственные. 

    Безответственная инициатива - сделать предложение или начать дело, не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсырентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.

    Ответственная инициатива - инициатива человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело. Есть ли ресурсырентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.

    Что нужно для развития инициативности :

    1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
    2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
    3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
    4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.

    Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

    Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для родителей это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе.

    Бессчетное количество примеров можно привести. Но все лишающие мужества примеры имеют одно общее свойство: Родители подчеркивают ошибку ребенка. Добрая воля и достигнутое не поощряются и даже не удостаиваются внимания.

    Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и заслуживают похвалы. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.

    Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.

    Вместе играть - это безопасная ситуация, где нужно только соблюдать правила. Развивает смелость желаний.

    В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные последствия, многих людей начинают мучить бесплодные переживания: "Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог..." и так далее. Подобного рода переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают, и с этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.

    В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

    Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

    Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

    Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

    Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

    Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

    Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

    2-3 года

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

    • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

    • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

    • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

    • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

    • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

    • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

    • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;

    • для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

    • содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
    • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

    3-4 года

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

    • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

    • рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;

    • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

    • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

    • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
    • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

    • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

    • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

    • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

    • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

    • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

    • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

    4-5- лет

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

    Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

    • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

    • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;

    • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

    • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

    • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

    • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

    • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

    • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

    • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

    5-6 лет

     

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

    Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

    • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

    • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

    • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

    • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

    • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;

    • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

    6-8 лет

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является на учение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

    Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

    • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

    • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

    • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

    • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

    • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

    • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

    • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

    • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарии сказок для детского театра "Мышонок". ГБДОУ № 49,Невский район Санкт-Петербурга

    Сценарий сказки "Волк и семеро козлят, но совсем на новый лад", авторы воспитатели: Ковальская Н.В., Игнатьева М.А....

    Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

    Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

    Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.

    Можно сказать инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль....

    Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО

    В статье размещены способы поддержки и направления детской инициативы по возрастным группам...

    Статья "Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО"

    Инициатива:1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин.  Руководящая роль в каких-либо  действиях. 2. Способность к самостоят...

    Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы. Тема: "Кто спасет новый год?" Автор: Васина Ольга Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №7 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

    Данная методическая разработка предлагается к   реализации  с детьми старшей группы детского сада. Приорететная образовательная область - художественно-эстетическое развитие. Области ин...