Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.
статья по теме

Вихорева Юлия Викторовна

В статье рассмотрены условия поддержки детской инициативы в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.

      В образовательном процессе детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опыте, установлении зависимости и закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, предметов, социальных явлений, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.             Экспериментирование может стать эффективным средством развития познавательных интересов детей дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

  1. использование педагогом в процессе обучения экспериментированию проблемных задач и развивающих образовательных ситуаций на разном содержании;
  2. накопление детского опыта самостоятельной деятельности экспериментирования в развивающей предметно – пространственной среде;
  3. учет предпочтений детей при поборе содержания и материалов для детского экспериментирования;
  4. поддержка детской инициативы в совместной деятельности

      Ребенок дошкольного возраста стремится познать и изменить окружающий мир, включаясь в разные виды деятельности. Все виды деятельности в равной степени моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. поэтому педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослые должны формировать уверенность в собственных возможностях и способностях, адекватную самооценку у воспитанников.

     Приоритетной сферой проявления детской инициативы в возрасте 3 – 4 лет является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы, педагогам необходимо создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; рассказывать детям о реальных достижениях; отмечать и публично поддерживать успехи детей; помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; способствовать появлению радостного ощущения от полученных результатов деятельности; терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе; учитывать индивидуальные особенности детей.  Педагоги должны создавать в группе положительный психологический климат, ценя и уважая каждого ребенка, независимо от достижений, достоинств и недостатков; находить слова для позитивного отношения к каждому ребенку. Также для поддержки детской инициативы необходимо предоставлять возможность для реализации замыслов в творческой, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности.

      В возрасте 4-5 лет приоритетными сферами являются познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. В этом возрасте педагогам необходимо способствовать стремлению делать собственные умозаключения, побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку происходящего. Педагог должен обязательно участвовать в играх детей по их приглашению в качестве партнера, равноправного участника,  а не руководителя игры. При этом нужно избегать навязывания педагогом выбора сюжетов игр. Необходимо привлекать детей к планированию жизни группы на день; к украшению группы по поводу различных мероприятий, обсуждая различные предложения. Важным условием поддержки детской инициативы в возрасте 4 – 5 лет является обеспечение возможности экспериментирования с различными материалами, что позволяет расширить спектр обследовательских действий детей.

     В старшем дошкольном возрасте приоритетной сферой является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо поощрять желание создавать что – либо по собственному замыслу, предвосхищая полезность будущего продукта или эмоциональный отклик; создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей по интересам; привлекать детей к планированию жизни группы на день и на перспективу, обсуждая совместные проекты; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

     Приоритетными сферами проявления детской инициативы детей в возрасте 6 -7 лет является познавательная деятельность. Для поддержки инициативы в этом возрасте необходимо создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая признание взрослых и сверстников; поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение своими результатами. Педагог должен ввести адекватную  оценку результата деятельности ребенка  с одновременным признанием его усилий и спокойно реагировать на неуспех ребенка, предлагая несколько вариантов исправления работы. Педагог должен создать условия для презентации продуктов детского творчества участника образовательного процесса. Воспитатель на данном этапе может проводить совместное планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов  детей, помогать детям решать проблемы при организации игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...

статья "Исследовательское поведение детей дошкольного возраста"

Исследовательское поведение дошкольника - главный источник получений представлений о мире....

Представление опыта работы по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ» Кейс образовательных ситуаций «Инженерное мышление родом из детства»

Одной из задач модернизации дошкольного образования на современном этапе является повышение качества образования, которое достигается через создание условий для проживания ребенком своего де...

Аналитическая справка по результатам мониторинга в старшей группе в рамках апробации программы ОЭР по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»

Образовательная деятельность в группе «Совята» выстраивалась в соответствии с годовыми задачами детского сада и с учётом апробации программы по ОЭР, тема «Поддержка исследовательског...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР &qu...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги.Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский ...

"Детская деятельность как условие развития лидерских качеств детей дошкольного возраста"

laquo;Главная задача ребёнка – это строительство человека, в которого ему суждено превратиться». Мария Монтесорри «Мой метод»....