Программа кружка "Веселые ложкари"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Сидорова Евгения Александровна

Данной программой пользуюсь я сама, ссылки на литературу есть почти в каждом разделе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Юринский детский сад «Теремок»

Программа кружка

«Веселые ЛОЖКАРИ»

Срок реализации 2 года

Автор разработки:

                                                               Музыкальный руководитель

детского сада Сидорова Е.А.

П.Юрино

2015 г.

Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:

  • повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии,
  • помогает преодолевать неуверенность, робость,
  • сплачивает детский коллектив.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудил меня организовать  в  детском  саду  ансамбль  русских  народных  инструментов «Веселые ложкари».

Новизной и отличительной особенностью программы «Ложкари» является обучение детей игре на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к творческой деятельности.

        Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.

Цели программы.

  • Обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
  • Воспитание интереса к истории и культуре родного народа, чувства патриотизма.
  • Создание условий для развития музыкальных способностей через овладение инструментом, развитие навыков ансамблевой игры, становление творческой личности в обучении игры на инструменте.

Задачи программы.

  • Воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых воспитанников.
  • Познакомить детей с богатством и разнообразием народных музыкальных инструментов, историей их создания и использования в различные исторические эпохи.
  • Развивать координацию движения и воспитывать чувство ритма.
  • Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.
  • Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для  дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
  • Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

Направления работы:

  • Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
  • Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.
  • Развитие творческих способностей.

Принципы:

  • Творческой направленности.
  • Игрового познания.
  • Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.

Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся подгруппами один раз в неделю. В год проводится  25 – 27 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений ребенка. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:  

- беседа;

- рассматривание подлинных русских народных инструментов;

- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;

- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;

- организация фотовыставок;

- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

        Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.

Музыкальный руководитель должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от музыкальной подготовленности детей, но и от их волевых качеств. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку.

Воспитанник должен уметь:

- применять в ансамбле практические навыки игры на ложках, приобретенные на индивидуальном уроке;

- слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, вариации, исполняемые концертмейстером;

- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке произведения;

Формы контроля усвоения материала:

- выступления на детских утренниках;

- концертные выступления;

- конкурсы;

Этапы работы:

        Весь образовательный цикл делится на два этапа:

1 этап – подготовительный (старшая группа)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

Задачи:

♦        Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

♦        Учить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских народных инструментах.

♦        Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.

♦        Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.

♦        Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.

  • Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах:

-    учить приемам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);

- совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки…);

-     побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;

-  учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.

2 этап – подготовительная группа

Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Задачи:

♦        Приобщать детей к русской национальной культуре:

- знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной культурой, с традициями проведения народных праздников.

♦        Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных  инструментах.

♦        Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных инструментах.

♦        Продолжать знакомство с традициями народной культуры:

-     русскими календарными праздниками;

-     художественно-прикладными промыслами;

-     народным песенным искусством.

        Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер - классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.

В программе широко используются  технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр,синтезатор, фотоаппарат, видеокамера и д.р.

Ожидаемый результат:

 ♦        играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

   ♦        применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных  инструментах;

 ♦        слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

 ♦        петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном     инструменте;

 ♦         ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;  

 ♦         понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в   ансамбле.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа « Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс», М., 1979.
  2. Программа «Музыкальный инструмент» М., 1989.
  3. Асафьев Б. О русском народном музыкальном фольклоре. Том 4. М., 1956.
  4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979.
  5. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.
  6. Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов Т. 4. ч. 1.-М., 1962.
  7. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов.- М., 1982.
  8.   Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М., 1983.
  9. Песни русских композиторов и русские нар.песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Программа дополнительного образования. Кружок "Веселые ложкари"

Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культур...

План работы по программе Веселые ложкари.

материал по программе расположен от простого к сложнму....

программа кружка "Ложкари"

Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на русских народных инструментах...

Дополнительная образовательная программа "Озорные ложкари"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАКружок «Озорные ложкари»»Направленность: художественно-эстетическаяВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год...

Опыт по реализации дополнительной программы "Веселые ложкари"

опыт реализации программы "Веселые ложкари"...

Диагностика к программе Веселые ложкари

диагностика для старшей группы...