Дополнительная образовательная программа "Озорные ложкари"
методическая разработка

Ерзакова Татьяна Викторовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Озорные ложкари»»

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ozornye_lozhkari.doc277 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Югорска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Принята на заседании                                          «Утверждаю»

Методического (педагогического) совета                              Директор МБОУ «СОШ № 6»

Протокол № __ от «___»___________ г.                               __________Е.Б. Комисаренко

                                                                   Приказ № ___ от «__»______ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Озорные ложкари»»

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Ерзакова Т.В.

музыкальный руководитель

Югорск, 2020-2021г.

Содержание

Стр.

  1. Целевой раздел.

3

  1. Пояснительная записка.                                                                

3

  1. Цель, задачи        реализации Программы.                                        

4

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

5

1.4.   Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).

5-6

2. Содержательный раздел.

7

2.1.   Формы и виды организации музыкальной деятельности кружка.

7

2.2.   Структура и содержание музыкального занятия.

8

2.3.   Учебно-тематический план работы кружка

9

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников.

10

  1. Организационный отдел.

10

  1. Психолого-педагогические условия.

10

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

11

  1. Программное обеспечение.

11

  1. Кадровое обеспечение.

12

4. Дополнительный раздел.

12

Приложение №1. О хохломских ложках.

12

Приложение №2. О быте русского народа.

14

Приложение №3. Способы и приемы игры на ложках.

18

Приложение №4. Примерный музыкальный репертуар.

21

Приложение №5. Потешки, прибаутки, песенки.

23

Приложение №6. Музыкально-дидактические игры, пальчиковые игры.

25

Приложение №7. Народный фольклор о русских народных инструментах

27

Приложение №8. Консультация для родителей.

30

Приложение №9. Сценарии фольклорного праздника "Озорные ложкари

34

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.

«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает  лучшим будущее»

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь», и ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на музыкальных инструментах и стремление более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудили меня организовать  в  детском  саду  ансамбль  русских  народных  инструментов «Озорные ложкари».

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Кроме этого, игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

  1. Цели и задачи реализации Программы.

Цель - обогащение духовной культуры детей через приобщение к игре на русских народных инструментах.

Задачи:

 Образовательные:

  1. Расширять и обогащать знания детей о народной культуре (о быте, костюме, ремесле, музыкальных инструментах, художественных промыслах, традициях, праздниках).
  2. Формировать основы техники игры на ложках и других народных инструментах.
  3. Формировать умение детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;
  4. Познакомить с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности.

Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». 

Развивающие:

  1. Развивать ритмический и интонационный слух, музыкальную память.
  2. Развивать способность к элементарной импровизации, представление об ускорении и замедлении темпа.
  3. Развивать внимательность, усидчивость, старательность при достижении результата в игре.

Области: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам ансамбля, ответственность за исполнение;
  3. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям своей страны, края, прививать им интерес к прошлому старшего поколения;

Области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

Принципы программы.

  1. Всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей.
  2. Доступности понимания и исполнения народной музыки различных жанров;
  3. Предоставления  возможности  творческого самовыражения, самореализации и инициативности.

Новизна и отличительная особенность.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах при соблюдении главного общедидактического принципа: от простого - к сложному.

Педагогическая целесообразность.

Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождении культурных ценностей, развитию творческих способностей.

Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.

  1. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры).

        Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, динамики его образовательных достижений - оценка индивидуального развития детей

Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Показатели оценки индивидуального развития детей:

На начало учебного года:

- Умение импровизировать.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

-Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

-Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок.

-Умение слаженно играть в ансамбле.

-Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, шумелки, хлопушки, свистульки, балалайка) и различать их по звучанию.

-Уметь сочетать движения рук и ног.

-Оказывать помощь сверстникам.

-Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

-С желанием участвовать в любом виде деятельности.

-Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

К концу учебного года:

-Знать приемы игры на двух ложках и уметь ритмично воспроизвести знакомую попевку.

-Уметь играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения.

- Держать ложки одинаково на одном уровне.

- Знать приемы игры на двух ложках.

- Знать и уметь объяснить что такое «средства музыкальной выразительности» (лад, темп, ритм, динамика)

Критерии оценки уровня усвоения программы.

Уровень – ниже среднего.

Восприятие: Ребенок не проявляет интереса к музыке, может дать односложную характеристику произведению; не желает самовыражаться через импровизацию.

Игра на ложках: не всегда правильно применяет навыки игры, не правильная постановка рук, не может самостоятельно сыграть простые ритмические рисунки.

Ритм: слабо выдерживает заданный ритм, не может самостоятельно выложить ритмическую формулу на доске.

Творческая активность: Испытывает затруднения в решении творческих задач, импровизациях.

Уровень – средний.

Восприятие: Ребенок охотно знакомится с новыми произведениями, различает

жанры, форму, тембры, нюансы; владеет музыкальными терминами.

Игра на ложках: музицирует с желанием, владеет правильной посадкой и постановкой рук, владеет навыками игры, умеет самостоятельно исполнять простые ритмические рисунки.

Ритм: хорошо выражено чувство ритма, выкладывает заданный ритм с паузами на доске.

Творческая активность: ребенок не всегда готов к импровизации, не всегда активен, но уверенно исполняет музыкальные произведения в коллективе.

Уровень – высокий.

Восприятие: ребенок проявляет стойкий интерес к музыкальному искусству, эмоционально сопереживает настроению, характеру музыки, смело выражает свои чувства в словах и в движении.

Игра на ложках: владеет правильной посадкой и постановкой рук, может исполнить любую партию в знакомом произведении, может придумать ритмический рисунок самостоятельно, готов быть солистом.

Ритм: ребенок легко воспроизводит заданный и придуманный ритмический рисунок, как в исполнении, так и на доске.

Творческая активность: обладает фантазией, воображением, умением импровизировать, готов к самостоятельным музыкально-творческим проявлениям.

Подведением итогов реализации данной Программы являются: выступления на праздничных утренниках, фольклорных праздниках и развлечениях, отчетный концерт кружка, участие в смотрах, конкурсах, фестивалях.  

  1. Содержательный раздел.
  1. Формы и методы организации музыкальной деятельности кружка.

Организация работы кружка.

Возраст детей, занимающихся в ансамбле «Озорные ложкари» составляет 5-7 лет (дети старшей и подготовительной группы). Программа рассчитана на 1 год. Проводится 72 занятия в год, 2 раза в неделю по расписанию. Количественный состав ансамбля 10-12 человек. 

Основные формы работы с детьми.

  1. Групповые занятия тематического, доминантного и интегрированного типа.
  2. Индивидуальные занятия.
  3. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»,
  4. Выступления детского ансамбля на различных мероприятиях.
  5. Организация фотовыставки.

Методические приемы:

  • беседы с детьми;
  • слушание русских народных песен, прибауток, сказок;
  • рассматривание подлинных народных инструментов, иллюстраций;
  • просмотр презентаций и видеофильмов о народной культуре;
  • применение музыкально-дидактических игр;
  • игра на ложках и других народных инструментах;
  • интеграция песенной, двигательной и исполнительской деятельности.

Этапы работы с ансамблем ложкарей.

  1. Знакомство детей с ложками, с хохломской росписью. Музыкальный руководитель должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребёнка музыкой.
  2. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.
  3.  Знакомство детей с приемами игры на ложках.
  4. Освоение техники игры, ритмическая тренировка. Большое внимание уделяется координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью проводятся музыкально-дидактические игры, упражнения на развитие ритмического чувства. На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям, отработка трудных мест, соединение партий, игра в одном темпе, одновременно начиная и заканчивая музыкальное произведение.
  5. Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

  1. Структура и содержание занятия.

1. Приветствие.

2. Пальчиковые игры.

3. Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного и ритмического слуха, ритмические упражнения.

4. Основная часть:

- беседа,

- освоение приемов игры на ложках,

- музыкально-ритмические движения, музицирование.

5. Игра.

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через использование  простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.

2.3. Учебно-тематический план работы кружка

«Озорные ложкари» для детей 5-7 лет.

Тема

Кол-во занятий

Месяц

1

Все о деревянной ложке. Хохломская роспись.

2

сентябрь

2

Мини-музей «Русская изба»

2

сентябрь

3

Русские народные инструменты.

2

сентябрь

4

Что такое ансамбль. Дирижер.

2

сентябрь

5

Прием игры «Простой»

2

октябрь

6

Прием игры «Лошадка»

2

октябрь

7

Прием игры «Часики»

2

октябрь

8

Прием игры «Солнышко»

2

октябрь

9

Прием игры «Лягушка»

2

октябрь

10

Прием игры «Молоточек».

2

ноябрь

11

Прием игры «Ладошка»

2

ноябрь

12

Прием игры «Колено»

2

ноябрь

13

Прием игры «Дробь»

2

ноябрь

14

Прием игры «Тремоло»

2

декабрь

15

Прием игры «Потолочек»

2

декабрь

16

Прием игры «Коленце»

2

декабрь

17

Прием игры «Большое коленце»

2

декабрь

18

Народные праздники. «Новый год и Рождество»

2

январь

19

Прием игры «Перебор»

2

январь

20

Прием игры «Ключ» (1,2 вариант)

2

январь

21

Прием игры «Ключ» (3,4 вариант)

2

февраль

22

Ударно-шумовые народные инструменты

2

февраль

23

Изготовление шумовых инструментов

2

февраль

24

Народные праздники. «Масленица»

2

февраль

25

Использование различных приемов игры на ложках в разной последовательности, игра экспромтом.

2

март

26

Использование различных приемов игры на ложках в разной последовательности, игра экспромтом. 

2

март

27

Творческое занятие «Кто лучше сыграет»

2

март

28

Творческое занятие «Придумай свой ритм»

2

март

29

Занятие-игра «Угадай-ка»

2

апрель

30

Занятие-игра «Чей ансамбль лучше?»

2

апрель

31

Народные праздники. «Пасха»

2

апрель

32

Повторение и закрепление всего пройденного материала

 материала.

2

апрель

33

Повторение и закрепление всего пройденного материала

 материала.

2

май

34

Повторение и закрепление всего пройденного материала

 материала.

2

май

35

Отчетный концерт «Ложки хохломские»

2

май

36

Организация фотовыставки

2

май

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Работа с родителями (законные представители) предполагает:

  1. Систематическое проведение индивидуальных консультаций с родителями детей, которые в этом нуждаются.
  2. Проведение родительских собраний. Последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост  исполнительского мастерства своих детей.
  1. Организационный отдел.
  1.  Психолого-педагогические условия.

Реализация Программы предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2.  Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3.   Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7.    Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.

        Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале, используемая для реализации Программы кружка:

  1. Фортепиано.
  2. Ноутбук, колонки, микрофон.
  3. Мультимедийное оборудование.
  4. Конспекты занятий, презентации.
  5. Музыкальный материал (ноты, фонограммы русских народных песен и мелодий)
  6. Деревянные ложки по количеству детей.
  7. Русские народные ударные и шумовые инструменты: бубен, треугольник, колокольчик, свистульки, трещетки.
  8. Музыкально-дидактические игры.
  9. Картотека пальчиковых игр.
  10. Русские народные сценические костюмы.

  1. Методическое обеспечение.
  1. Гомонова Е. «Секреты музыкального воспитания дошкольников». - Москва, «ВАКО», 2016.
  2. Журналы «Музыкальный руководитель».
  3. Замуруева О. «Развиваем музыкальный и ритмический слух у ребенка». - Ростов-н/Д, «Феникс», 2015.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. «Как у наших у ворот»  Русские народные песни в детском саду. Пособие для муз. руководителей ДОУ – СПб, «Композитор», 2003 г.
  6. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм»». Пособие для муз. руководителей ДОУ – СПб, «Композитор», 2003 г.
  7. Каплунова И., Новоскольцева И. Ансамбль ложкарей в детском саду». Методическое пособие для муз. руководителей ДОУ. – СПб, «Композитор», 2003 г.
  8. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
  9. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие», 2-е изд, перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
  10. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – Москва, «Просвещение», 1990.
  11. Костина Э. «Музыкально-дидактические игры». – Ростов-н/Д, «Феникс», 2010.
  12. Науменко Г. «Жаворонушки».  Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры». – М, 2006.
  13. Рытов Д. А. «На родимой на сторонке». Популярные русские народные песни». –  Ярославль, «Академия развития», 2002 .
  14. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: « ВЛАДОС», 2003г. – 216 с.

  1. Кадровое обеспечение.

Автор-составитель программы: музыкальный руководитель МБОУ "СОШ №6" дошкольные группы, первая квалификационная категория. Стаж педагогической деятельности: 31 год

  1. Дополнительный раздел.

Приложение  №1

Знакомство с деревянными ложками, народными промыслами.

«Золотая Хохлома»

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут не здешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может солнцем залитые?

        

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

        Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

        Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе рассказывают о чудо – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица, мужик её накормил крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки и были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой посуды», а сам исчез…И стали другие мастера изготовлять «золотую посуду».

Ложки

        Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.

Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:

  1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма
    лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого - к
    черенку.
  2. Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.
  3. Скобление - снятие тонкой стружки.
  4. Сушка и шлифование.
  5. Отделка.

Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.

Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

Приложение №2

Беседа о быте русского народа

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

        Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?» Её отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата – не хата.

        С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю и т.д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением.

        Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.

        У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска.

        Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

        Другой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей.

        Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи – все на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

        Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

        Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавка со спинками), стольцы (табуретки), сундуки, - все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

        Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники – небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.

        Все хозяйственные постройки крестьянского двора (амбар, хлев, курятник) располагались поблизости от избы.

Дом вести – не бородой трясти.

Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор.

        Кто не знает сказку о Колобке? «По амбару метен, по сусекам скребен…» А это – сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделен на отсеки (сусеки). Сусек побольше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разборные сусеки. Вот когда все зерно уже выбрано, то приходится скрести амбар и мести сусеки.

Баснями амбар не наполнишь.

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.

Хвались урожаем, когда рожь в сусек засыпаешь.

        Ведра были деревянными, клепаными. Клепка – дощечка с железными дужками. Из таких дощечек делали стенки ведер и бочек. Ведра носили по два на коромысле (деревянной дуге с выемками на концах, куда входили дужки ведер). Коромысло клали на левое или правое плечо. Так гораздо легче нести полные ведра, чем в руках.

         Следующая неотъемлемая принадлежность крестьянского двора – банька. Ее строили на берегу реки или озера, у самой воды:

От мытья частого тело живет.

        В баньке мылись, парились, стирали белье. Она делилась на две половины: предбанник и собственно баню. В предбаннике раздевались, развешивали чистую одежду; можно было посидеть, передохнуть от жары – там даже летом было значительно прохладнее.

        Но главное, чем знаменита русская баня, - это парилка:

Баня без пара – что щи без навара.

        Для парильщиков делали специальный полок под самым потолком – там еще жарче, чем внизу. Если ковшиком зачерпнуть теплую воду и плеснуть ее на камни, то с шипением взовьется вверх парок, поднимется к потолку. Вот тут самое время взлесть на полок и начать париться:

Пар костей не ломит.

Животноводство давало крестьянину продукты питания:

Корова на дворе – харч на столе.

        Лошадь была помощником в поле и главным средством передвижения.

        Заканчивая наш рассказ о крестьянском быте и хозяйстве, необходимо подчеркнуть, что русские деревни и села удивительно гармонично вписывались в окружающую природу.

        Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.

«Места проживания наших предков»

     В лесистых местах, по берегам рек и озер садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например о грибах

Где один гриб, там и другой.

В молчаливые годы грибы растут.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Много комаров – готовь коробов.

Появились опенки – лето кончилось.

Поздний гриб – поздний снег.

     Даже о детях говорили: «Растут, как грибы после дождика».

        Лес рядом, а в нем на всякую болезнь зелье вырастает. Давно люди заметили, что от боли в сердце помогает корень валерианы; знали, что липовый цвет снимает жар, подорожник и сок березы лечит раны, на стой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить – возбуждает. «Что ты, белены объелся?» - спрашивали если человек слишком горячился. Народная мудрость хранит много полезных советов и о том, как сохранить здоровье.

Живи просто – проживешь до ста лет.

Кто долго жует, тот долго живет.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникала заимка (от слова занимать), а первые постройки назывались починками (от слова почин, т.е. начало).

     Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька – вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко – ведь земли много, лес, а значит, и строительный материал, рядом. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

     Для строительства больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.

Из гнилого леса ненадолго изба.

Соломиной не подопрешь хоромину.

     Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», - так считали наши предки. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки:

Одному страшно, а ораве все нипочем.

Семья в куче – не страшна куча.

      Строить усадьбу одновременно выходило до двадцати человек.

Чем больше рук, тем легче труд.

     Приглашали работников, однако, с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант.

     Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото – вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко.

Топор всему голова.

С топором весь свет пройдешь.

Без топора – не плотник, без игл – не портной.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

     Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

     Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть.

      Рядом с избой строили еще один сруб поменьше – клеть. Там хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу с клетью соединяли сени, в которые вел главный вход с улицы. Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.

     Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.

Жить в соседях – быть в беседах.

        Теплыми летними вечерами собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

        Все крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки.

        Окна – «глаза» дома.

Одно кривое окно весь фасад портит.

        Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой особый облик.

        Стоит пред нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.        

        (С. Есенин)

Приложение №3

Способы и приемы игры на ложках:

На двух разрозненных ложках.

Способ 1: «простой» - держать ложки в каждой руке, повернув их выпуклыми сторонами (черпачками).

Способ 2: «лошадка» - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочередно по выпуклой стороне, по ручке.

Способ 3: «часики» - поднять одну руку вверх и выполнить скользящее движение по другой ложке.

Способ 4: «солнышко» - выполнить простые быстрые удары в ложки (восьмыми длительностями) вправо, вверх, влево, вниз.

Способ 5: «лягушка» - держать две ложки в левой руке.

Прием 1: «квак»  (название придумали дети) – одна ложка лежит на ладони выпуклой стороной (черпачком) вверх между большим и указательным пальцами, вторая ложка лежит выпуклой второной (черпачком) на нижней ложке, ручка находится между указательным и средним пальцами. Большой палец придерживает ложку внизу, четыре пальца лежат в верхней ложке. Выпрямить ладонь (не выпуская ложки), согнуть пальцы – получится удар.

Прием 2: удар «квак» (ударить ложками, находящимися в левой руке), потом ударить ложкой, находящейся в правой руке, по одной ложке, затем снова удар «квак» и удар по второй ложке.

Прием 3: «скользящий удар» - ложки в левой руке «лягушка», в правой руке – одна ложка. Ударить ложкой о ложку «квак» в левой руке, одновременно правой рукой делая удар по одной и второй ложке (по «лягушке»). Получится тройной удар: по одной ложке, второй и одновременно «лягушкой-квак». Удары правой рукой могут быть как к себе, так и от себя.

Способ 6: «молоточек» - одна ложка вставляется между большим и указательным пальцами правой  руки, вторая – между указательным и средним, черпачками друг к другу, при ударе черпачки соприкасаются. Этим способом желательно играть разрозненными ложками только тогда, когда нужно переложить ложки в левую руку (в «лягушку»).

На спаренных ложках

Прием 4: «ладошка» - повернуть ладонь левой руки вверх, приблизительно под углом 45*, и отвести немного влево.

Прием 5: «колено» - сначала дети учатся ударять по левому колену, замах производится на счет «и», а на счет «раз» должен быть сделан удар. Удары (четвертными) должны быть очень четкими. Когда дети выполняют удар по правой ноге, то локоть должен отводиться не назад, а вправо. При чередовании ударов «левое колено – правое колено» необходимо следить за положением правого локтя. Выполняя удары восьмыми длительностями, ложки должны отскакивать от колена.

Прием 6: «дробь» -

  1. «Двойная дробь» - скользящее движение от левого колена к правому. На «и» сделать замах, на «раз» опустить руку на левое колено и довести до правого. Получится два щелкающих удара.
  2. «Тройная дробь» - скользящее движение от левой руки к левому, а затем к правому колену. На «и» сделать замах, на «раз» сделать удар по левой ладони и сразу опустить руку на левое колено и довести до правого. Получится три удара на дни счет «раз». Эту дробь можно выполнять и от левого плеча.

Прием 7: «тремоло» - выполнять удар по колену и вверх (снизу) по ладони, повторить несколько раз, ускоряя темп. При быстром исполнении получится «тремоло».

Тремоло можно исполнять с чередованием: по правому колену, по левому колену; по правому колену, по левому плечу (ладонь должна быть обращена к плечу).

Прием 8: «потолочек» - этот удар исполняется только в чередовании с ударами по коленям. Левая ладонь обращена вниз (локоть в сторону). Выполнять удар по правому колену, по ладони снизу, по левому колену, по ладони снизу, снова по правому колену, по ладони и т.д.

Прием 9: «коленце» - учить прием нужно медленно: на «раз-и» - удар по првому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз – «потолок»), на «три-и» - удар по правому колену, «четыре» - пауза. На «раз-и» - удар по левому колену, на «два» - удар по колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз), на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - пауза.

Прием 10: «большое коленце» - на «раз-и» - удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз – «потолок»), на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони («потолок»). На «раз-и» - удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони, на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони и т.д. Ритмический рисунок «большого коленца» может быть разным.

Прием 11: «перебор» - левая ладонь повернута и отведена чуть влево. На счет «раз» - удар правой рукой с ложками по левой ладошке сверху, на счет «и» - удар по левому колену, (в это время ладонь повернуть вниз), на «два» - удар по левому колену, и удар по ладони внизу, на «и» - удар по левому колену. На «раз» - удар правой рукой с ложками по левой ладошке сверху (левую руку чуть подвинуть вправо), на счет «и» - удар по правому колену (в это время ладонь повернуть вниз), на счет «два» - удар по правому колену, и удар по ладони снизу, на «и» - удар по правому колену. Далее удары снова повторяются с левого колена.

Прием 12: «ключ» - определенная последовательность одиночных ударов:

а) удар по левому плечу, правой коленке, левой пятке (внутренней стороне), левой руке.

б) удар по левому плечу, внутренней стороне правого колена, внутренней стороне левого колена, левой руке;

в) удар по правой пятке справа, по правому колену, по левому колену, левому локтю снизу и т.д.

Для придания красочности и разнообразия можно применять следующие варианты ударов:

  • по плечам (правому, левому)
  • по предплечью (и вниз и вверх)
  • по локтю (сверху и снизу)
  • по колени соседа
  • по плечу (со стороны спины) соседа
  • по щиколотке (справа, слева)
  • о правую или левую ногу сбоку
  • с поворотами, сидя на стульях (вправо и влево)

Приложение №4

Примерный музыкальный репертуар при игре на двух ложках:

 1. «Светит месяц» русская народная песня.

2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.

3. «Улыбка» музыка Шаинского.

4. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.

5. «Антошка» музыка Шаинского.

6. «Валенка» русская народная песня.

7. «Кадриль» русская народная мелодия.

8. «Я на гору шла» русская народная песня.

9. «Во кузнице» русская народная песня.

 10. «Жили у бабуси» русская народная песня.

11. «На зеленом лугу» русская народная песня.

12. «Барыня» русская народная мелодия.

13. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.

14. «Матрешки» русская народная песня.

15. «А я по лугу» русская народная песня.

16. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.

17. «Утушка луговая» русская народная песня.

 18. «Калинка» русская народная мелодия.

19. «Лапти» русская народная песня.

20. «Травушка муравушка» русская народная песня.

21. «На горе-то калина»

 22. «Полянка»

 23. «Ах, вы ,сени»

24. «Лиса по лесу»

25. «Скок-скок»

26. «Кузнецы»

27. «Вдоль по улице метелица»

28. «Ах, ты , береза».

29. «Коробейники»

 30. «Калинка»

31. «Где был, Иванушка».

Примерный музыкальный репертуар при игре на народных музыкальных инструментах:

1. «Из под дуба» русская народная песня.

2. . «Как у наших у ворот» русская народная песня.

3. «Ходила младешенька по борочку» русская народная песня.

4.  «Жил был у бабушки серенький козлик»

5 . «Левониха» русская народная мелодия.

6. «Пойду ль, выйду ль я» русская народная песня. мелодия.

7. «Ах, вы сени» русская народная

8. «Русские наигрыши» русская народная мелодия.

Примерный музыкальный репертуар для музыкально-ритмических движений и танцевальной импровизации:

 1. Танец с ложками "Озорные ложкари"

2. Танец "Топотушки-ладушки"

3. Танец «Светит месяц»

4. Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.

5.  «Ой, блины, блины» р.н.п.

Приложение №5.

Примерный перечень русских народных потешек, прибауток, песенок, стихов

 для ритмических упражнений.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!


В детский сад идти пора.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка - с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка - с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Раным-рано поутру

Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!"

А коровки в лад ему

Затянули: "Му-му-му!"

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочко

Приложение  №6

Игры на развитие музыкального слуха и ритма, пальчиковые игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка                                                    5.  Матрёшки
  2. Путешествие                                               6.   Выполни задания
  3. Определи по режиму                                 7.   Сложи песенку
  4. Учитесь танцевать                                      8.   Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет                                        4.   Что делают в домике
  2. Слушаем музыку                                        5.    Назови композитора
  3. Волшебный волчок                                    6.   Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент                                4.   Музыкальные загадки
  2. На чем играю                                             5.   Кто самый внимательный?
  3. Слушаем внимательно

Пальчиковые игры

На двери замок-чудак.

Не открыть его никак.

Я его и так,

Я его и сяк,

Я его туда,

Я его сюда.

Ну никак не открывается!

Вынул связку я ключей –

Ну-ка, ключик, поскорей!

Этот ключик не подходит.

Этот ключит не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот ключит – от сарая.

Вынул связку я другую.

Этот ключик не подходит,

Этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот ключик – от рояля.

Дверка, миленькая, откройся!

- Входите, пожалуйста!

Пальцы сцеплены в «замок».

Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны.

Выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок».

Энергично встряхивать кистью одной руки.

Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой.2 и 4 пальцы «застревают в замке».

Поднять 1 палец.

Повтор движений.

Развести руки в сторону

В гости к пальчику большому

Прибегали прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный

И последний –

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Все пальчики – друзья.

Друг без друга нам нельзя!

Руки поднять вверх, пошевелить 1 пальцами и прижать их к ладоням.

Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами.

Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится.

Пошевелить мизинцами и сжать пальцы в кулачки.

Постучать кулачком о кулачок.

Пожать ладошкой ладошку.

Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами др. руки.

Утро настало,

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

- Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Все потянулись…

И проснулись!

Кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками».

Четыре пальца пр.р. сжать в кулак.

1 палец поднять вверх и выполнять им круговые движения.

1 и 2 пальцами пр.р.щелкать по кончикам пальцев л.р., начиная с 1 пальца.

Щелчок в центр ладошки.

Руки поднять вверх, пальцы растопырить и быстро пошевелись ими.

Вот мостик горбатый.

Вот козлик рогатый.

На мостике встретил он серого братца.

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И с козликом козлик

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались,

И в речке голубой

Вдвоем оказались.

Пальцы прижать друг к другу, однгу ладонь положить поверх другой.

Пр.р. сделать «козу»: согнуть 3 и 4 пальцы, прижать их 1 пальцем к ладони. 2 и 5 пальцы выставить вперед.

Сделать «козу» лев.р.

Соединить 2 и5 пальцы обеих рук.

Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую.

Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз.

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

- Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку.

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

Соединить 1 палец л.р. с 5 пальцем пр.р. Поворачивая кисти рук, соединить 1 палец пр.р. и с 5 пальцем л.р. Снова поменять.

Поочередно соединять одноименные пальцы рук.

Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз  и пошевелись ими.

Соединить четыре пальца в каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выплнить движение, имитирующее вязание. Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелись ими. Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить. Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку»

Приложение №7

Народный фольклор о русских народных инструментах

Балалаечка-гудок        Солнце яснее проглянет

Свое дело знает,        Пастушок наш рано встает

Она в Ваниных руках        Утром выйдет на лужок

Хорошо играет        Заиграет во рожок.

Балалайка заиграла         Рассыпайся горох

И пустилась в пляс.         С грядочки на грядку

Мы веселые частушки         Заиграет дудочка

Пропоем для вас.         Я пойду в присядку.

Не хотела я плясать        Ну, потеха, так потеха!

Стояла и стеснялася,        Здесь никак нельзя без смеха

А гармошка заиграла                                                           Музыканты хоть куда,

Я не удержалася.                                                                   С инструментами беда.

        

Прялку продам,                                                                    И гребни, и колотушки

Веретешко продам,        И трещотки, и свистульки

Гармонь куплю,        Скажем чудо из чудес

Плясать пойду.                                                                     Шумовой у нас оркестр

        

Эй, гармошка удалая,        Никогда не унывала

Озорная, огневая,        И не буду унывать

Мех растянешь посильней        Как трещоткою трещала

Сразу станет веселей!        Так и буду продолжать

Ты играй, играй, тальянка,        Я кокошником стучу

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.        Пляску русскую учу

Посмотрите, полюбуйтесь,        Пляска русская моя

Как танцуют на Руси.        Замечательная!

Загадки о русских народных инструментах.

Шумит, трещит                                                                     Морщинистый Тит

Всех гостей веселит.        Всю деревню веселит.

(Трещотка)        (Гармошка)

Играет, лелеет        Ящик на коленях пляшет

Поет, жалеет.        То поет, то горько плачет.

(Жалейка)        (Гармошка)

Стукает, квакает,        Деревянная подружка

Шумит и брякает.        Без нее мы, как без рук

(Колотушка, хлопушка,        На досуге - веселушка

шумелка)        И накормит всех вокруг.

        Кашу прямо носит в рот

Первый на шее козленка звенит        И обжечься не дает.

Звонко второй нам в оркестре звучит.        (Ложка)

(Колокольчик)

В лесу выросло,         В лесу тук-тук!

Из леса вынесли,         В избе ляп-ляп!

В руках плачет,         В руках дзинь-дзинь!

А кто слушает – скачет.         На полу топ-топ.

(Рожок)         (Балалайка)

ЧАСТУШКИ О ХОХЛОМЕ

Осень, осень, все сама                                        Я бегу, устали ноги,

Прячет злато в закрома                                       Чем бы можно дух поднять?

Ну какое это злато –                                            Хорошо бы вдоль дороги

Все сплошная хохлома.                                       Хохлому нарисовать!

         

Все листочки как листочки                                Надою я молока

Здесь же – каждый золотой                                И налью котенку.

Красоту такую люди                                           Разрисую хохломой

Называют хохломой!                                          Милую Буренку.

Бабка деда не встречает                                          Хохлома да хохлома,

Бранью или лаской –                                               От нее я без ума.

Целый день горшки рисует                                    И еще немножко

Золотистой краской.                                               От тебя, Тимошка.

Хохлома да хохлома                                                Не судите меня, люди,        

Разукрашу все дома                                                 Чему быть, чему не быть:

А потом всю улицу,                                                 Хохлому миленок любит        

Петуха и курицу!                                                      Как его мне не любить!

Бабка деда до обеда                                                Разрисую хохломой

Заставляла рисовать –                                            Я эту дорожку,        

Ведь в красивую посуду                                        Чтобы милый приходил

Щи приятно наливать!                                           Под мое окошко!

                                                                                 

Я все небо разрисую,                                             Некрасивый мой миленок -

Разрисую хохломой:                                               Вот такие вести.

Пусть все летчики летают                                      Хохломой  разрисовала,

Под такою красотой!                                              Стал на первом месте

Я вчера такое видел –

Не расскажешь никому!

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому!

Приложение № 8

Консультация для родителей

 «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»

        Сейчас в России остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если средства массовой информации пестрят о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»… Что-то изменилось в русском человеке? Конечно изменилось – потерялось, забылось в каждодневной суете.

        Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить  складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Думаю серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций.

        Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

        Произведения русского народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с народным творчеством нужно начинать с раннего возраста, с потешек, с колыбельных песенок.

        Детям нравится когда берешь куклу на руки и нежным, ласковым голосом начинаешь припевать:

«Баю, баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белобока не скули,

Нашу Таню не буди».

        Чтобы  малыши быстрее запомнили потешку, можно показать, как громко лает собачка, что она может разбудить Таню. Можно дружно попросить «ты, собачка, не лай, белобока не скули»: после таких обыгрываний дети, как правило, быстро запоминают песенку и переносят ее в повседневную жизнь. Знакомство с потешками можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Нужно дать детям возможность рассмотреть игрушку, потрогать, а потом рассказывать о персонаже потешки, о ее особенностях. Обязательно объяснить значение новых слов, которые дети услышат в потешке. До чтения потешки «Конь» у детей уже сформировано представление о том, какое это красивое гордое животное:

«Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает…»

        Во время умывания, причесывания малышей можно приговаривать и такие песенки: «Водичка, водичка умой мое личико…», «Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки». Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры «Дочки-матери»; как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

        Дети взрослеют. Потешки нужно подбирать с более сложным смыслом.  Детям уже ставится задача не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Например, дети учатся говорить, как лисичка, заяц, медведь и т.д.

«Тень, тень, потетень, выше города плетень

Сели звери на плетень, похвалялися весь деть…»

        В старшем возрасте нужно много внимания уделять сказкам, их нужно не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это поможет понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Можно накинуть на плечи шаль или еще лучше надеть костюм бабушки или сказочницы. Начинать сказку можно присказкой:

За ступенькою ступенька – стоит лесенка,

Слово к слову ставь складенько – будет песенка…

Можно прослушивать сказки в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдумываться в характер героев, насладиться нежностью, наивностью народного языка.

        Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,  но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку, напомнить медлительному ребенку: «Семеро одного не ждут». Или ребенок оделся не так аккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события.

«Весна красна цветами,

Осень красна – плодами»,

«Март с водой, апрель с травой».

А сколько пословиц о труде, которые можно использовать в повседневной жизни.

«Терпение и труд все перетрут»,

«Дело мастера боится»,

«Кончил дело, гуляй смело» и т.д.

        Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек и для каждой подбирается загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры, грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка».

        Дети быстро отгадывают если предмет перед глазами. Можно начинать занятие загадкой. Дети отгадывают что они будут рисовать или лепить. На прогулке когда дети наблюдают за деревьями, птицами и т.д. предложить соответствующие загадки: «Сияют в лучах сестрички, желтый глазок, белые реснички», «Нет ног, а идет».

        Колыбельные несли в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», народная мудрость. Можно сказать, что народная  педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это «душа» музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание. Через колыбельную ребенок получает первые представления об окружающем мире, животных, птицах. Колыбельные содержат элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама нежность, любовь матери, бабушки или того кто ее исполняет, составляющие стихию колыбельных.

        Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная, в которой мать с ласкою обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослыми. У ребенка возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. В колыбельной отражалась  тревоги  матери о ребенке, каждодневные заботы: как одеть, чем накормить. Стремление повернут к ребенку  светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

        Есть много колыбельных которые содержали обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:

«Баю, баю, баиньки,

Скатаем Насте валенки…»

        Особенно часто встречается обращение к коту:

«Шел котик во лесок,

Нашел котик поясок».

        В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы безусловно что-то невосполнимо теряем для себя и детей. В детском саду колыбельные песни звучат на занятиях, в повседневной жизни. В колыбельных допускается незначительное   обличение мелодии или замена распевов основными звуками мелодии. Если текст трудный, можно опустить отдельные куплеты.

        Вечернее время дети проводят с мамами, поэтому именно они могут ввести в их жизнь  народные колыбельные. Если дети слышат и поют колыбельные песни, являющиеся высокохудожественными эталонами народного творчества, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.

Приложение  №9

Сценарий фольклорного праздника «Озорные ложкари»

Программное содержание:

  1. Совершенствовать игру на ложках путем использования различных ритмов и приемов игры. Поддерживать интерес к игре на русских народных инструментах используя игрушки – самоделки, художественный свист
  2. Продолжать учить играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, одновременно начиная игру и заканчивая
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ансамбле, чувство поддержки, взаимопомощи.

Речевое развитие: канавки, дрессированные, невелички, неткан, проел, ложкари, ярмарка

Оборудование:

  1. Ложки
  2. Русские народные инструменты
  3. Игрушки – самоделки

Зал украшен в русском стиле. Дети и ведущий в русских костюмах.

Под народную музыку участники входят  в зал, выстраиваются у центральной стены.

Ведущий

Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам!

Песня о поселке под музыку «Во деревне то было в Ольховке» русская народная мелодия

Одна группа детей встает напротив другой, они начинают спорить:

  • А мы играем на ложках лучше
  • Нет мы лучше

Ведущий

Что случилось? О чем вы спорите

Дети разъясняют причину спора.

Ведущий

У меня есть волшебное яблочко, оно поможет разрешить этот спор.

Дети встают в круг и передают друг другу яблоко со словами: «Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Бульк! Тот, у кого яблоко осталось говорит: «Надо бульки не считать, надо яблочко спасать»

1 подгруппа детей исполняет русскую народную  песню «Я на горку шла»

2 подгруппа: «А мы вот как!» «Жили у бабуси» русская народная мелодия

Ведущий 

А теперь давайте вместе сыграем «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия

Ведущий

Молодцы, ребята, и те и другие прекрасно играют на ложках.

Ведущий

А на других инструментах умеете?

Дети: Умеем!

Ведущий                                               А теперь вы мне поверьте,

Выступят сейчас в концерте –

Дрессированные звери:

Лисы зайцы и медведи.

                                «Тень, тень, потетень» русская народная мелодия

Ведущий                  Расскажите-ка нашим гостя кто живет в вашем поселке

Дети                                                      Мы матрешечки – сестрички

Мы подружки – невелички

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть

                                Танец «Матрешки» русская народная мелодия

Дети: Живут в нашем поселке люди умелые да работящие

                                «Во кузнице» русская народная песня

Дети                                                       Пошла Дуня из ворот,

Где гуляет весь народ,

А на Дуне сарафан –

И наряден, и неткан.

Откуда взялся таракан,

Проел Дуне сарафан.

                                     «Уходи горе» русская народная песня

(дети водят хоровод со взрослыми)

Дети                                                       Звонкие, резные - ложки расписные

От зари, до зари веселятся ложкари

Подходите, разбирайте

Дружно пляску начинайте!

Ведущий

Ребята, а хотите на ярмарке побывать?

На ширме появляется Петрушка

Петрушка                                             Здравствуйте девчонки

Здравствуйте мальчишки.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ

Эй, девчонки, эй, мальчишки

Торопитесь поскорей

Ведущие делают ворота                       Будут игры и забавы,

Будет множество гостей.

Петрушка                                             Подходи честной народ

Вас Петрушка зовет

Я в костюме расписном

Ярко – красном озорном

А сейчас я для разрядки

Загадаю вам загадки

  • Чем отпугивали злых людей со двора? (трещотка)
  • Что привязывали на шею теленку или козленку? (колокольчик)
  • Какая первая игрушка у маленького ребенка? (погремушка)

Ведущий

Петрушка, да ведь все эти инструменты у нас есть. Мы сейчас на них сыграем

«Бай качи – качи – качи» русская народная песня

Петрушка

Ай да молодцы! Настоящие музыканты. А не хотите ли покататься на карусели?

Дети: Хотим!

Петрушка                                       Ай люли, ай люли

Карусель видна вдали

Девочки и мальчики

Куда же вы шагаете?

Шли бы вы на карусель – место прозеваете.

Дети выносят карусель и весело катаются под песню «Карусель»

Петрушка                                       Много мест на карусели

Побывали кто хотели

Ну, а для гостей у нас

Грянет музыка сейчас!

                                Танец «Валенки» русская народная песня

Петрушка                                        Вот и солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась

До свидания!

Звучит музыка, дети встают полукругом.

«Прощальная песня» русская народная мелодия

Дети                                                 Чай горячий на столе,

Пышки и варенье

Приглашаем вас отведать

Наше угощение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Опыт по реализации дополнительной программы "Веселые ложкари"

опыт реализации программы "Веселые ложкари"...

Программа дополнительного образования "Веселые ложкари"

Программа по дополнительному образованию музыкального рукововдителя "Веселые ложкари"...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....