Программа дополнительного образования. Кружок "Веселые ложкари"
рабочая программа (подготовительная группа)

Кабанцева Лидия Николаевна

 

Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.  Пособие включает в себя содержание программы по развитию музыкальных способностей детей посредством игры на русских народных инструментах и методические рекомендации к ней. Пособие предназначено для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, всем, кто интересуется народной музыкальной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx30.21 КБ
Файл plan_raboty_kruzhka.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

КРУЖОК

«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Подготовительная группа.

Автор разработки: музыкальный руководитель

Кабанцева Лидия Николаевна

г. Югорск

Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:

  • повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии,
  • помогает преодолевать неуверенность, робость,
  • сплачивает детский коллектив.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.

Постоянно применяя на занятиях шумовые инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные задания с деревянными ложками. Они играют на них в свободное от занятий время. Так возникла идея организовать ансамбль ложкарей.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудил меня организовать  в  детском  саду  ансамбль  русских  народных  инструментов «Веселые ложкари».

   

    Цель:  Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах

   Задачи:

  • Приобщать детей к русской национальной культуре;
  • Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  • Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному  

      осмысленному музицированию.

  • Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
  • Формировать целеустремленность, развивать чувство ансамбля, ответственность,

   дисциплинированность.

         

Формы и методы работы

  • Фронтальные занятия.
  • Беседа. Обсуждение.
  • Индивидуальные занятия
  • Занятия малыми группами.
  • Подготовительные упражнения при обучении игре на ложках.
  • Постановка рук.
  • Моделирование с помощью коротких и длинных звуков.
  • Обучение детей музыкальной грамоте.
  • Оркестровое сопровождение музыкально-ритмическим движениям, пению,

играм.

  • Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

Направления работы:

  • Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
  • Самостоятельное исполнение произведений на русских народных
  • инструментах.
  • Развитие творческих способностей.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Основной формой работы в кружке «Веселые ложкари» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю и индивидуально в свободное и вечернее время. В год проводится 25 - 27 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут: младшая группа ансамбля 20-25 минут, старшая группа ансамбля 25-30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:

- беседа;

- рассматривание подлинных русских народных инструментов;

-слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы.

- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;

- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;

- экскурсии;

- организация фотовыставок;

- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

- создание собственных приемов игры на народных инструментах.

Структура программы:

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап (средняя группа)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – младшая группа ансамбля

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.

Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – старшая группа ансамбля

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы. 

 Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.

 Например,: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения.

Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.

 Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей от 4 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».

Методы работы:

 ♦        Объяснительно-иллюстративный

            (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  ♦        Репродуктивный

          (разучивание, закрепление материала).

  ♦        Исследовательский

            (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  ♦        Метод побуждения к сопереживанию

            (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  ♦        Метод поисковых ситуаций

            (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Ожидаемый результат:

 ♦        играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

   ♦        применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных  

             инструментах;

 ♦        слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

 ♦        петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном     инструменте;

 ♦         ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;  

 ♦         понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в   ансамбле.

Критерии определения результативности программы:

♦ ритмичность выполнения всех заданий;

♦ в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках;

♦ легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.

Способы определения результативности программы:

♦ игра на 2-х и 3-х ложках;

♦ игра на русских народных инструментах;

♦ игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);

♦ игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.).

Работа с родителями предполагает:

Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.

Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.

♦ Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники, фольклорные праздники, развлечения и досуги, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
  2. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  3. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.
  4. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
  5. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание»
  7. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
  8. Журнал «Музыкальная палитра»
  9. Журнал «Музыкальный руководитель»
  10. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
  11. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
  12. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  13. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  14. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  15. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
  16. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
  17. Сборник «Гармошечка-говорушечка»
  18. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
  19. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.

 



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка «Веселые ложкари»

ТЕМА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

ОКТЯБРЬ

1. «В гости к ложкам - веселушкам»

Познакомить детей с инструментами, которые будут звучать в ансамбле. Побеседовать с детьми о ложках, загадать загадку о них, прочитать стихотворение «Ложкари».

Предложить послушать русскую народную музыку «Светит месяц», в исполнении оркестра русских инструментов.

Картинка с изображением ансамбля ложкарей.

Иллюстрации с разновидностями ложек. Загадка: - всех кормлю с охотой я, а сама безротая. Грамзапись.

Карточки с изображением русских народных инструментов.

Учебное пособи

«Заиграли ложкари»,

Под редакцией

 П. Синявский.

2. «Дружные лошадки»

Учить правильно, держать ложки: черенки ложек закладываются так, чтобы выпуклостями они были обращены друг к другу. Отрабатывать звук, который получается при ударе ложкой о ложку. Звук напоминает цоканье копыт.

Деревянные ложки

Методика работы с ансамблем ложкарей

Автор Г. Срибная.

 3. «Добрый жук»

Отрабатывать упражнение «Лошадка» - добиваться согласованного исполнения. Попевка «Жук» - играть, динамически отмечая короткий и длинный звук. Р - короткий, f - долгий.

Ложки

Нотный материал к попевке «Жук».

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Автор Н.Г.Кононова.

 4. «Маятник»

Познакомить с упражнением «маятник» - скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Развивать чувство ритма, прохлопать попевку «Ложки»

Ложки

«Ложки две чудеса творят, стоит в руки взять весело стучат.»

Методика работы с ансамблем ложкарей.

Автор Г. Срибная.

НОЯБРЬ

5. «Метроритм»

Формировать стремление к самостоятельной творческой активности.

Педагог ногой обозначает метроритм (сильные доли такта). На основе этого метроритма ребенок выполняет задание - точный повтор на ложках услышанного ритмического рисунка, исполненного педагогом.

Нотный материал.

Методическое пособие

«Вопросы теории и методики»

Задание №1, стр. 6

6. Музыкально - дидактическая игра

«Давай, поговорим!»

Развивать быстроту мыслительных процессов и двигательных реакций, активизировать внимание, способствовать накоплению ритмического опыта. Педагог играет, ребенок отвечает и наоборот. Играть попевку «Ложки» с динамическими оттенками.

Набор шумовых инструментов: коробочки, Баночки, кубики.Ложки.

«Вопросы теории и методики»

Задание № 2, стр.7.

7. Игра –задание

 «Замкнутый круг»

Предложить сочинить продолжение ритмического задания в заданном темпе и размере. Ребенок, получивший задание первым, должен придумать свой импровизационный ритмический ответ.

Таблица со схемой направления мелодии

«Вопросы теории и методики»

 Задание № 3, стр.7

8. Дидактическая игра «Громко - тихо»

Познакомить детей с понятием «динамические оттенки», (форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, диминуэндо). Учить показывать динамические изменения с помощью движений: Форте - высоко поднятые ложки над головой. Пиано - опущенные к самому полу. Волнообразное движение рук при исполнении ритмических заданий вверх - крещендо, вниз - диминуэндо.

Карточки со знаками обозначающие динамические оттенки. Музыкальный материал: Русская народная музыка «Ах ты, береза»,

(в оркестровом исполнении)

«Вопросы теории и методики «

Задание № 5, стр. 8

                                                                                       ДЕКАБРЬ

9. Ритмическая игра

«В гости к лошадке»

Продолжать осваивать приемы игры на двух ложках:

  • лошадка,
  • труба,
  • норка для мышки- норушки.

Ложки

Фотографии с изображением положения рук во время игры.

(схемы)

Журнал

«Дошкольное воспитание»,

стр. 110.

10. «Шофер»

Учить новому приему игры на ложках.

Зажать черпаки обеих ложек в ладонях и , разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары, попеременно открывая и закрывая у ложек резонаторы. Движения чем-то напоминают движения рук водителя автомобиля.

Ложки

Картинка с изображением приема игры.

(схемы)

«Искусство играть на ложках»,

Автор. Д. А. Рытов

11. «Ах вы, сени»

Познакомить детей с новым произведением. Побеседовать о характере. Учить играть это произведение раннее разученными приемами игры на ложках, а также на шумовых инструментах

Ложки. Трещотки.

Рубель. Бубен.

Бубенчики.

Нотный материал.

Ритмоформулы с изображением долгих и коротких звуков.

ЯНВАРЬ

12. «Рождественские

       колядки»

Музыкальное сопровождение Праздника детьми, занимающимися в ансамбле ложкарей.

Музыкальные и шумовые

инструменты, русские

народные костюмы

Фотоматериал

13.  «Звонкий - тихий

         черпачок»

Продолжать обучать приемам игры на ложках. Одна ложка находится у немного приоткрытого рта таким образом, что ее полость(черпак) и полость рта создают своеобразный резонатор.

Удар производится другой ложкой. Изменяя величину резонатора

(больше или меньше открывая, или закрывая рот), дети образуют звук разной высоты.

Ложки.

Фотография с изображением приема.

Карточки с индивидуальными заданиями

«Вопросы теории и методики»

Задание № 7, стр. 9

«Музыкальная палитра» №2.

Автор Д.А. Рытов.

14. «Игра двумя    

         ложками»

Учить держать ложки в правой руке между черенками (посередине) находится указат-ый палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу.

Удары осуществляются:

по ладони левой руки; по правой и левой ногам; по ноге и ладони, которая находится над ногой; по плечу и ладони (тремоло)

Ложки

Фотография с изображением Приема игры.

«Музыкальная палитра», №2, 2001 г.

Автор. Д. А. Рытов.

ФЕВРАЛЬ

15. « Сорока-сорока», музыкальная

 обр. Тиличеевой.

Разучивание попевки приемом тремоло. Учить ритмично выстукивать попевку, импровизировать

Иллюстрация к попевке.

Ложки.

Камушки.

Нотный материал.

16. «Подгорка», русская народна музыка.

Познакомит с новым произведением, прослушать pro в исполнении оркестра народных инструментов. Побеседовать с детьми о характере произведения. Учить играть первую часть, выстукивая сильную долю, акцентируя ее, изменяя динамику.

 Аккордеон

Ложки.

Журнал

«Дошкольное воспитание», №6,1999г.

Нотный материал.

17. «Подгорка».

русская народна музыка.

Продолжать разучивать произведение. Учить играть вторую часть произведения приемом «маятник». Играть, прислушиваясь, друг к другу. Первую часть играть с динамическими оттенками, выдерживая темп.

Ложки Ладошки.

Журнал

«Дошкольноевоспитание»,

№3, 1999г.

Нотный материал.

18. «Подгорка».

Учить играть третью часть произведения, приемом «тремоло». Четко выстукивая ритмический рисунок. Разучить партии с шумовыми инструментами.

Ложки.

Шумовые инструменты.

Журнал «Музыкальная палитра» №2, 2001г.

Нотный материал.

МАРТ

19. «Весенняя капель»

Участие ансамбля ложкарей в праздничных утренниках посвященных восьмому марта. Исполнение русской народной музыки «Подгорка».

Все инструменты, играющие в оркестре.

Костюмы.

Фотоматериал

20. «Комар и лягушка»

Познакомить с новым приемом игры на трех ложках. Познакомить с ритмической игрой «Комар и лягушка».

Ложки.

Пальчиковый театр.

«Вопросы теории и методики»

 Задание № 4, стр.4

Автор Д.А Рытов.

21. «Комар и лягушка»

Продолжать осваивать игру на трех ложках. Играть, согласовывая движения с музыкой, слышать динамические изменения музыке.

Ложки.

Карточки с динамическими оттенками

«Вопросы теории и методики»

 Задание № 5, стр.4

Автор Д.А Рытов.

22. «Колотушка».

Познакомить детей с новым приемом игры на ложках «колотушка». Ложки ставятся между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Картинка с изображением приема (положение рук)

Ложки.

Загадка.

Потешка.

Методика работы с ансамблем ложкарей. Автор, Г. Срибная.

АПРЕЛЬ

23. «Мы на луг  

                      ходили»

Разучить с детьми русскую народную песенку «Мы на луг ходили». Учить, играть песенку, приемом «колотушка». Отрабатывать игру ровными восьмыми длительностями, не опережая друг друга .

Текст песни Нотный материал. Ложки. Бубны.

« Музыка в детском саду», Средняя группа . стр .45

24. «Форшлаги»

Познакомить детей с новым приемом игры на ложках. Скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар выполняется от себя

Ложки.

Методика работы с ансамблем ложкарей.

Автор Г. Срибная, стр.112.

25. «Повтори и  

                    закрепи».

Продолжать осваивать прием игры на ложках «форшлаг».

Учить играть звонким, чистым звуком.

Ложки

Методика работы с ансамблем ложкарей.

Автор Г. Срибная, стр.114

МАЙ

26. « Вот как мы играем»

Повторение попевок: « Жук», «Ложки». Учить играть согласованно. Продолжать развивать быстроту мыслительных процессов и двигательных реакций.

Инструментальное сопровождение. Картинки с изображением попевок.

Нотный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования "Веселые ложкари"

Программа по дополнительному образованию музыкального рукововдителя "Веселые ложкари"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Программа дополнительного образования "Музыканты-ложкари"

Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, воз...