Рабочая программа по подготовке детей 5-7 лет к школе "Абвгдейка".
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Куратова Анна Анатольевна

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и  социальной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_abvgdeyka.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

ПРИНЯТО:                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО:

на Педагогическом совете                                                                          приказом директора                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         протокол № _____                                                                                       МАДОУ «ДС  «Радуга»                                

от «___» ______ 20___                                                                               № __ от «___»_____ 20___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

подготовка к школьному обучению «АБВГДЕЙКА»

для детей 5-7 лет.

срок реализации (два учебных года).

                                                                                   Автор:

                                                                                                      Педагог-психолог

                                                                                               А.А. Куратова

г. Новый Уренгой

2016г

Содержание

  1. Целевой раздел ……………………………………………………………..3
  1. Пояснительная записка………………………………………………3-5
  1. Содержательный раздел…………………………………………………….5
  1. Содержание программы ……………………………………………..5
  2. Учебный план ………………………………………………………...5
  3. Перспективное планирование по развитию моторики, творческих способностей, подготовки руки к письму…………………………..5-6
  4. Перспективное планирование по введению в математику (5-6лет) 6-7
  5. Перспективное планирование по введению в математику (6-7лет) 7-8
  6. Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………….8
  7. Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (5-6 лет)………………………………………….8-9
  8. Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (6-7 лет) ………………………………………  10-12
  9. Работа с родителями…………………………………………………12-13
  1. Организационный раздел …………………………………………………..13
  1. Методическое обеспечение…………………………………………..13

  1. Целевой раздел
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление: познавательное развитие

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Цель: Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка старшего дошкольного возраста, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи:

  • Формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие творчески активной личности;
  • Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучение навыкам овладения собственным эмоциональным состоянием;
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим

направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по

математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение

общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Актуальность: Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке- через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребёнка в принятии статуса ученика, его активность в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе подготовки к школьному обучению.

Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности. Поэтому важно объяснить ребёнку на доступном языке (через систему игровой и экспериментальной деятельности) способы приобретения знаний и умений, и их смысл.

Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок

должен уметь:

  • Отчётливо и ясно произносить слова:

        находить слова с определённым звуком;

  • составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,

      составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

      пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

  • ориентироваться на странице тетради;

      писать основные элементы букв;

     рисовать узоры и различные элементы.

    2.

  • Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и

вычитание;

  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников)

фигуры большего размера;

     делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

      ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

   3.

  • Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

     называть основные признаки времён года;

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • выполнять на слух инструкции для обучающегося;
  • решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
  • решать логические задачи;
  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета;
  • положительное отношение к обучению в школе как к необходимому и важному делу.
  1. Содержательный раздел

2.1 Содержание программы

Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 1 час, 2 занятия по 25 минут и 10 минут перерыв, 2 раза в неделю.  Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной.

2.2. Учебный план

Наименование курса

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов год

1.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

1

32

2.

Введение в математику.

1

32

3.

Развитие моторики и творческих способностей. Подготовка руки к письму

1

32

4.

Ознакомление с окружающим миром.

1

32

 

Итого:                                      

4

128

  1. Перспективное планирование по развитию моторики, творческих способностей, подготовки руки к письму

тема

кол-во занятий

1.

Техника безопасности при работе с инструментами. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме.

1

2.

Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами.  Рисуем пластилином «Осень золотая».

1

3.

Дикие и домашние животные. Штриховка, графический диктант.

1

4.

«Рисуем на песке».

3

5.

Рисуем несуществующих животных.

1

6.

Графомоторика (Набор «Пертра»).

3

7.

Прописывание элементов букв. Штриховка.

1

8.

Пальчиковая гимнастика. Игра «Пощупай и угадай».

1

9.

Лепка «Волшебный песок».

2

10.

Пальчиковая гимнастика. Создаем «Волшебные бутылочки из песка и крупы».

1

11.

Куклотерапия. Изготовление тряпичных кукол.

2

12.

Прописывание элементов букв. Штриховка «Овощи и фрукты».

1

13.

Пальчиковая гимнастика. Игра «Определи на ощупь».

1

14.

Прописывание элементов букв. Штриховка «Транспорт».

1

15.

Прописывание узоров.

2

16.

Мандалотерапия (Создаем мандалу).

2

17.

Бумага. Аппликация из кругов.

1

18.

«Дорисуй узор». Штриховка. Графический диктант.

2

19.

Конструирование (набор «Пертра»).

4

20.

Коллективная работа: Фотоколлаж «Здравствуй школа!»

1

Всего занятий:

32

  1. Перспективное планирование по введению в математику (5-6 лет)

тема

Кол-во занятий

1.

Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный.

Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.

1

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг

5

3.

Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже».

3

4.

Изучаем числа и цифры. Число 1, цифра 1.

1

5.

Число два, цифра 2.

1

6.

Число три, цифра 3.

1

7.

Число четыре, цифра 4.

1

8.

Число пять, цифра 5.

1

9.

Число шесть, цифра 6.

1

10.

Число семь, цифра 7.

1

11.

Число восемь, цифра 8.

1

12.

Число девять, цифра 9.

1

13.

Число десять, запись числа

десять.

1

14.

Повторение изученного.

6

16.

Закрепление изученного. Логические задачки.

7

Всего занятий:

32

  1. Перспективное планирование по введению в математику (6-7 лет)

тема

Кол-во занятий

1.

Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 20 прямой и обратный.

Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.

1

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 20 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг, ромб, овал, трапеция.

5

3.

Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже».

3

4.

Повторяем числа и цифры. От 1 до 10.

2

5.

Число одиннадцать, запись числа 11.

1

6.

Число двенадцать, запись числа 12.

1

7.

Число тринадцать, запись числа 13

1

8.

Число четырнадцать, запись числа 14.

1

9.

Число пятнадцать, запись числа 15.

1

10.

Число шестнадцать, запись числа 16.

1

11.

Число семнадцать, запись числа 17.

1

12.

Число восемнадцать, запись числа 18.

1

13.

Число девятнадцать, запись числа 19.

1

14.

Число двадцать, запись числа 20.

1

15.

Знакомство с математическим знаком «-» (минус).

1

16.

Знакомство с математическим знаком «+» (плюс).

1

17.

Знакомство с математическим знаком «=» (равно). Решение примеров.

2

14.

Повторение изученного.

2

16.

Закрепление изученного. Логические задачки.

5

Всего занятий:

32

  1. Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром (5-7 лет)

Тема

Кол-во занятий

1.

«Это Я».

1

2.

«Моя семья».

2

3.

«Лесные жители и их семьи».

1

4.

«Профессии».

3

5.

«Инструменты».

2

6.

« Одежда и обувь».

1

7.

«Времена года».

2

8.

«Дни недели».

2

9.

«Домашние птицы».

1

10.

«Зимующие птицы».

1

11.

«Перелетные птицы».

1

12.

«Домашние животные».

1

13.

«Дикие животные»

1

14.

«Транспорт».

2

15.

«Животные жарких стран».

1

16.

«Насекомые».

1

17.

«Посуда».

1

18.

«Мебель».

1

19.

«Водные пространства и их обитатели».

2

20.

 «Моя малая родина».

2

21.

«Здравствуй, школа!»

3

Всего занятий:

32

  1. Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (5-6 лет)

Тема

Кол-во занятий

1.

Пересказ сказки «Лиса и рак»;

Каркушина школа (буквы А, О, У, Э, Ы).

1

2.

Рассказывание по картинке «Кошка с котятами»;

Каркушина школа (буквы И, Е, Ё, Ю, Я), игры с буквами.

1

3.

Рассказывание из личного опыта «Наши игрушки»;

Каркушина школа (буквы С, К, М, П, Х, Л), игры с буквами.

1

4.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»;

Каркушина школа (буквы Н, Д, Т, Б, В), игры с буквами.

1

5.

Рассказывание по картинке;

Каркушина школа (буквы Ж, З, Ц, Г, Р), игры с буквами.

1

6.

Пересказ сказки «Петух да собака»;

Каркушина школа (буквы Ч, Ш, Щ, Ф), игры с буквами.

1

7.

Составление описательного рассказа на тему «Зима»;

Каркушина школа (буквы Ъ, Ь), игры с буквами.

1

8.

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»;

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»;

Гласные буквы. Учимся писать гласные буквы.

2

9.

Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился»;

Составление рассказа по набору игрушек;

Согласные буквы. Учимся писать согласные буквы.

2

10.

Твердые и мягкие согласные. Слоги и слова.

2

11.

Игры Деда Буквоеда. Ребусы.

Придумывание сказки «Приключения зайца».

1

12.

Игры Деда Буквоеда;

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

1

13.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»;

Увлекательное чтение по таблице, игры с буквами.

1

14.

Рассказывание по картине «Зайцы»;

Предложение. Количество слов в предложении;

1

15.

Игры деда Буквоеда с рифмами;

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

1

16.

Буквы и слоги. Закрепление пройденного материала.

Письменные упражнения.

7

17.

Закрепление произношения звуков по картинкам;

Речевое упражнение: «Назови одним словом»;

Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Письменные упражнения.

3

18.

Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам;

Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков; Письменные упражнения.

2

19.

Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему; Письменные упражнения.

1

20.

Описание предметных картинок.  Уточнение обобщающих понятий. Письменные упражнения.

1

Всего занятий:

32

  1. Перспективное планирование по развитие речи и подготовка к обучению грамоте (6-7 лет)

Тема

Кол-во занятий

1.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»;

Речевое упражнение: «Что такое звук, слово, предложение?»;

Слог. Деление слов на слоги.

1

2.

Рассказывание по картинке «В школу»;

Речевое упражнение: «Один-много»;

Ударение. Ударный и безударный слоги.

1

3.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания», рассказывание на основе личного опыта;

Речевое упражнение: «Найди звук»;

Понятие буквы и звука.

1

4.

Рассказывание по картинке;

Речевое упражнение: «Картина-корзина»;

Гласные и согласные звуки.

1

5.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»;

Речевое упражнение: «Едем, летим, плывем»;

Буква и звук А.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

6.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»;

Речевое упражнение: «Коза- стрекоза»;

Буква и звук О.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

7.

Рассказывание по сюжетным картинкам;

Речевое упражнение: «Игла- много игл»;

Буква и звук У.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

8.

Закрепление произношения звуков по картинкам;

Речевое упражнение: «Назови одним словом»;

Буква и звук И.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

9.

Придумывание сказки на тему «Как ёжик зайца выручил»;

Речевое упражнение: «Дом- домище»;

Буква и звук Э.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

10.

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»;

Речевое упражнение: «Найди другое слово»;

Буква и звук Ы.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

11.

Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом;

Речевое упражнение: «Скажи точнее»;

Буква Н, звуки Н, Н'.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

12.

Придумывание сказки «День рождения зайца»;

Речевое упражнение: «Учимся рассуждать»;

Составление слогов с изученными буквами.

1

13.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;

Речевое упражнение: «Рисуем картину словами»;

Твердые и мягкие согласные.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

14.

Рассказывание по картинке «Вот так покатался!»;

Речевое упражнение: «Найди картинку»;

Звонкие и глухие согласные.  Чтение слогов

и слов с изученными буквами.

1

15.

Составление связного рассказа «Если бы я был художником…»;

Речевое упражнение: «На выставке»;

Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

16.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание.

Речевое упражнение: «Ждем гостей»;

Буква Й, звук й’.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.  

1

17.

Отработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа.

Буква Х, звуки х, х'.  Чтение слогов и слов с изученными буквами;

Буква Ч, звук ч’.  Чтение слогов и слов с изученными буквами;

Буква  Щ, звук щ’.  Чтение слогов и слов с изученными буквами.

3

18.

Составление рассказа «Как мы играем зимой», на основе личного опыта;

Речевое упражнение: «Четвероногий друг»;

Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

19.

Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений;

Речевое упражнение: «Подбери сравнения»;

Гласная буква «Я». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

2

20.

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» в ситуации письменной речи;

Речевое упражнение: «Кто внимательнее»;

Гласная буква «Ё».  Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

1

21.

Составление сюжетного рассказа по картинке;

Речевое упражнение: «Почему так говорят»;

Гласная буква «Е».  Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

1

22.

Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему;

Речевое упражнение: «Объясни и покажи»;

Гласная буква «Ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения.

1

23.

Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам;

Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков;

Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Письменные упражнения.

2

24.

Пересказ рассказа М. Пришвин «Золотой луг»;

Речевое упражнение: «Скажи по-другому». Письменные упражнения.

1

25.

Рассказывание по сюжетной картинке;

Речевое упражнение: «Отгадай загадку». Письменные упражнения.

1

26.

Составление коллективного рассказа- описания

 « Школа»; Письменные упражнения.

Речевое упражнение: «Ошибка».

1

27.

Рассказывание по картине. Дифференциация звуков. Письменные упражнения.

1

28.

Описание предметных картинок.  Уточнение обобщающих понятий. Письменные упражнения.

1

Всего занятий:

32

Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения и подготовки руки к письму.

2.9. Работа с родителями:

№п/п

Название консультации

1.

«Что такое психологическая готовность к школе» (буклет).

2.

«Как помочь ребенку подготовиться к школе» (памятка).

3.

«Как развивать любознательность ребенка» (памятка).

4.

«Общайтесь с детьми- это улучшает взаимопонимание» (памятка).

5.

Индивидуальные консультации.

6.

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе».

7.

«Скоро в школу» (буклет).

8.

«Готовим руку к письму, развиваем моторику» (памятка).

9.

Открытое занятие: «Скоро в школу мы пойдем!»

  1. Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение

  1. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т.В. Ананьева;
  2. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
  3. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
  4. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
  5. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
  6.  «Комплексная программа подготовки детей к школе АБВГДейка» Т.В. Калинина;
  7.  «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
  8.  «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
  9. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
  10. Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке детей к школе

Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе....

Рабочая программа по подготовке детей к школе.

Готовим детей к школе в детском саду. Кружковая работа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Предлагаемая программа  «АБВГДЕйка» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий                     ...

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта.         Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...

Модифицированная рабочая программа по подготовке детей к школе "Развивай-ка"

Данная программа создана совместно с воспитателем с целью сформировать у детей подготовительной группы готовность к  освоению школьной программы...

Рабочая программа по подготовке детей к школе

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Приключение будующих первоклассников" Н.Ю. Куражева...