Консультация для воспитателей «Совместная деятельность взрослого и детей, ее значение в процессе экологического воспитания»
консультация на тему

Усманова Фавзия Закирьяновна

Воспитатель детского сада главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитание. Являясь, носителем экологической культуры владея методикой экологического воспитания он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей

«Совместная деятельность взрослого и детей,
ее значение в процессе экологического

воспитания»

Составила: воспитатель

д/с №36 Усманова Ф.З.

Воспитатель детского сада главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитание. Являясь, носителем экологической культуры владея методикой экологического воспитания он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов,/ отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого советских педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и другие.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, . сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятельности могут отказать решающие воздействия на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве? Основное месте/ в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.) Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий, для растений и животных, находящихся в различных экологических пространствах дошкольного учреждения. Создание стационарной экологии развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых

уголков природы, комнаты или кабинета природы, минифермы, теплицы, площадки природы и прочее, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если на не включена в педагогический процесс и выполняется совместно - взрослыми и детьми.

Совместная организационно - хозяйственном, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их^ потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники способны стать » участниками этой деятельности тремя способами:

1.        слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

2.        наблюдая за деятельностью взрослых;

3.        практически участвуя в ней.

Совместная деятельность может осуществляться в любом экологическом пространстве в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового^ уголка природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы, необходимо остановиться - педагогическом общении, которое всегда сопровождает взаимодействие педагога с детьми.

В младшем детском возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдательными, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями,/ спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действии воспитателя и охотно принимают в них участие.

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах».

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно -нарастает, становиться возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом не важно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю, Я ваш помощник, помощь сделать все, что пока у нас не получается: напомню, подскажу, покажу».

Остановимся подробнее на методике проведении дежурства в уголке природы с детьми старшей группы.

1-        й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:

а)        их самочувствии и состояния;

б)        недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка)

2-        й этап - практическое выполнение всех операцией по созданию нужных условий. Воспитатель говорит примерно следующее: «Саша и Маша распределите между собой, кто и что будет делать для птицы и начинаете уборку.

3-        й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их

поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).

Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить.

Второй момент методики традиционен - это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность их выполнение проходят с

максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются и

максимальным удобством для ребенка их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и не тяжело.

Третий момент методики - позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д. Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем Bjf течение нескольких дней от 2 до 5. Дежурство детей и на этом последнем этапе, при достаточно высоком уровне их самостоятельности, остается совместной деятельностью, воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и включается когда надо - это и есть его участие в этой деятельности.

Таким же образом осуществляется организация совместной трудовой ;

деятельности детей и взрослых в других, «экологических пространствах».        |

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию  растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или чего? мешает, а затем поливают их, проплывают и т.д.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным.

1)        если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

2)        если укрепляется понимание того, чего это условия создается трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом^ экологического сознание, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность взрослых и детей «Земля моя, моя планета» (Экологическое воспитание)

Совместная деятельность взрослых и детей «Земля моя, моя планета» (Экологическое воспитание)...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  экологического  воспитания дошкольников. Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого век...

"Совместная деятельность взрослых и детей в экологическом воспитании"

Забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, является главным методом экологи...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей при проведении режимных процессов в первую половину дня. Прогулка

В содержании конспекта подробно расписана структура и методика проведения прогулки с детьми младшего дошкорольного возраста....

Консультация для воспитателей: "Совместная деятельность педагога и детей по ФГОС"

В настоящее время происходят  коренные изменения в структуре образовательного процесса в дошкольных учреждениях, что предусматривает решение образовательных задач не только в непосредственной обр...

консультация для педагогов«Развитие выразительности речи в процессе совместной деятельности взрослого и детей»

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей, он в значительной мере подготавли...

Совместная деятельность взрослого и детей. Её значение в процессе экологического воспитания.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он о...