Главные вкладки

    Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
    учебно-методический материал на тему

    Выступление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx25.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87»

    Ново-Савиновского района г. Казани РТ

    Выступление по теме:

    Развитие

    художественно-творческих способностей дошкольников

    в театрализованной деятельности.

                                                                           Воспитатель:

    Ахметшина Л.Г.

    2016г.

    Развитие художественно-творческих способностей дошкольников

    в театрализованной деятельности.

       Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы

    и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

       Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

    - сформировать правильную модель поведения в современном мире;

    - повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;

    - познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

    - совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать

    к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

       С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи,

    так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

       В соответствии с Федеральными государственными  образовательными стандартами дошкольного образования:

    - речевое развитие детей  включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

    - художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в т.ч. словесного), стимулирование сопереживания персонажам художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

       Использование детьми разнообразных средств выразительности речи –

    важнейшее условие интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

       Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

       Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

       Цель работы: способствовать  развитию образности и выразительности речи,  

    а также творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

        Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

       Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

       Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

       Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

       Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,

       Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

       Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в младшем возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.

       В младшей группе  идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагога  – будить вообра-жение ребенка, его творческие способности.

    Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры.

       Дети трех лет  постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

       В средней группе  задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем».

       В возрасте пяти лет  дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.

       Согласно возрастным особенностям детей, мы составили ежегодное перспективное планирование, которое включает в себя знакомство с театральными профессиями,

    с театральной лексикой, знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол – самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра.

     

       В группе оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

       Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров:

    Настольный театр

    Театр резиновой игрушки

    Театр мягкой игрушки

    Театр масок

    Пальчиковый театр

    Теневой театр

    Театр варежка

    Театр бибабо

    Театр картинок ( фланелеграф)

    Театр ложек

    Театр стаканов

    Элементы декорации

       Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно.  

       В группе оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки – маски. В зоне театрализованной  деятельности размещено разнообразный  природный и бросовый материал, кусочки ткани, которые позволяют  детям моделировать, экспериментировать, добавлять элементы в костюмы.

       Работу по театрализованной деятельности включали: в организованную образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, в режимные моменты и во взаимодействие с родителями и специалистами.

       Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте

    с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает

    к исполнению выразительных движений.

       Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся

    с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

       Больше всего дети нашей группы  любят разыгрывать народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

       Развитию творческой активности детей способствует и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

        Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы стараемся так организовать  театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого  используем разнообразные приёмы:

    - выбор детьми роли по желанию;

    - назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

    - проигрывание ролей в парах.

       Любую организованную деятельность мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речетатива.

       Мы не только знакомим детей  с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, стараемся не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Стараемся

    не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся выйти на «сцену».

        Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

       Для снятия мышечного напряжения мы использовали следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

       Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

    Для развития пластической выразительности мы предлагали детям:

    • Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
    • От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
    • Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

        Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:

    Солёный чай.

    Ем лимон.

    Сердитый дедушка.

    Лампочка потухла, зажглась.

    Грязная бумажка.

    Тепло – холодно.

    Рассердились на драчуна.

    Обиделись.

    Мне грустно.

       Использовали  пальчиковый игротренинг  «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

        Для обучения детей средствам речевой выразительности мы использовали артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

    Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

       Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко».

       С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям закончить «Короткие истории» например:

    1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость».  Какая новость может быть у мамы?

    2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!».  Чего он может бояться?

    3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

       Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

       Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

       В родительском уголке выставляли рекомендации по театральной деятельности:

       « Как правильно разучивать стихи?»

       «Театр в жизни вашего ребенка.»

       « Как организовать домашний театр?»

       «Развитие творческих способностей  детей  дошкольного возраста через  театральные игры»

       « Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»

       Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память

    и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

    В данной работе освещены значение,  актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....

    Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности

    Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....

    Выступление по теме: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности

    Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

    Презентация на тему: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"

    материал выполнен для зачётной работы в период курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ....