формирование экологической культуры дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Напалкова Татьяна Юрьевна

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:


ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1 Организация и анализ исследования

          Цель эксперимента исследовать педагогические условия, влияющие на процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:  процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении условий, а именно:

  • создания экологического пространства;
  • активного участия и наблюдения детей в общении с природой.

Исследование проводилось на базе МДОБУ № 2 «Березка» Белорецкий район села Инзер. В эксперименте участвовало 24 дошкольника старшей группы.

Было сформировано 3 этапа исследования:

  • констатирующий,
  • формирующий,
  • контрольный.

Целью констатирующего этапа стало изучение процесса организации экологического воспитания в МДОБУ и определения уровня экологической культуры старших дошкольников. Ставились следующие задачи:

1) провести анализ работы воспитателей данной группы;

2) изучить пространство экологической среды;

3) проанализировать уровень экологической культуры детей изучаемой  

     группы.

Задачи решались следующими методами:

1. Проведен анализ документации воспитателей.

2. Проведен анализ экологического пространства.

3. Проведено анкетирование.

4. Проведено включенное наблюдение.

В начале, было проведено анкетирование воспитателей МДОБУ с целью определения образовательной программы, по которой работает МДОБУ,  и используют ли педагоги в своей практике программы по экологическому образованию дошкольников,  и определить какие методы они используют в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, какие элементы развивающей экологической среды знают.

В анкетировании принимали участие все воспитатели МДОБУ, а именно 8 человек. Была использована анкета, содержащая открытые вопросы, ответы воспитатели писали на бланках. Проведенный анализ анкет позволил сделать следующие выводы: воспитатели МДОБУ № 2 «Березка» села Инзер работают по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.[31], и только частично используются  элементы парциальной образовательной программы экологического воспитания «Наш дом - природа» Н.А.Рыжовой[37]. Основная цель, которой программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно - научных представлений и экологических понятий.

Особое внимание этой программы уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека. Программа обеспечивает преемственность  в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение». Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды.

Анализ опроса показал, что только один из восьми педагогов смог перечислить все элементы экологической среды. Некоторые ограничили свои знания, назвав только несколько компонентов экологической среды – экологический центр, цветник,  огород, уголок живой природы.

Действенными методами  экологического образования детей два педагога обозначили наблюдение, труд.

 3 педагога отметили - наблюдение, труд, опыты;

 2 педагога - наблюдение, труд, рассматривание картин, слайдов;

  только один воспитатель рассматривает наблюдение, опыт, труд, словесные методы и моделирование, как эффективные средства формирования экологической культуры детей. Из этого следует, что  воспитатели  МДОБУ недостаточно осведомлены по этим вопросам.

После изучения и анализа плана работы воспитателей сделан вывод о том, что специальные занятия по формированию экологической культуры не проводятся.

Дидактические занятия планируются  от двух до трех раз  в день. Наблюдения на прогулке проводятся только в первую смену. Труд в дошкольном учреждении сводится к сбору мусора на участке, поливу цветов и кормлении животных в экологическом центре. Методы, которые используют воспитатели, осуществляя работы в течение дня - это наблюдение на прогулке, иногда элементарные опыты, преимущественно с объектами неживой природы.

В процессе изучения развивающей экологической среды группы и самого МДОБУ мы установили, что из всех предложенных Рыжовой Н.А[37]. элементов развивающей среды имеются: живой уголок в каждой группе, библиотека, огород, цветник. На территории МДОБУ находится цветник, огород, где дошкольники осуществляют трудовую деятельность и проводят наблюдения.

В старшей группе есть живой уголок, где расположены комнатные растения, календарь погоды. В ходе беседы с воспитателями мы выяснили, что растения отбираются для содержания с учетом принципов подбора растений для данной возрастной группы. На основе этого можно сделать вывод о том, что организация развивающей экологической среды на невысоком уровне.

Далее, чтобы выявить уровень сформированной экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, была проведена беседа с детьми, организованы дидактические игры, созданы проблемные ситуации, которые способствовали проявлению знаний и отношения к природе.

Анализ результатов диагностики показывал, что у большинства воспитанников слабые представления о живой и неживой природе, о явлениях природы, особенностях внешнего строения живых организмов, их потребностях; дети в полной мере могут создавать условия, необходимые для жизни растений и т.д. Также наблюдались слабые эмоциональные проявления или они вообще отсутствуют при общении с животными и растениями. У детей не было интереса, они не проявляли сочувствия к попавшим в беду; не стремились удовлетворить потребности живого организма, проявить гуманные чувства к живому.

В процессе определения уровня экологической культуры дошкольников упор сделан  на следующие показатели уровней.

I.  Знания.

Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признакам.

Средний уровень знаний - знают наиболее существенные признаки живого. По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом.

II. Отношения.

Низкий уровень отношений - эмоциональные проявления низкие или вообще отсутствуют. Интереса нет. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому.

Средний уровень отношения - неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяет свои потребности в общении с живым деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношения - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи, стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Чтобы выявить уровень знаний использовалась диагностика экологического воспитания по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [31], проводится по 6 основным направлениям экологического воспитания и культуры. По каждому направлению проводятся диагностический анализ, который представлен в виде вопросов, игр, упражнений.

Результаты оценивались в соответствии со следующими показателями:

1) умение объяснять экологические связи в природе;

2) умение ухаживать за растениями в уголке природы;

3) знания о жизни на земле, в земле, в воздухе;

4) знания о растительности леса, луга, сада, поля;

5) знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги,

6) знания о природе родного края.

За ответы на диагностические задания выставляются баллы:

3 балла – ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое  

               задание.

          2 балла – ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются  помощь воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания.

          1 балл – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может объяснить свой ответ.

После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются, и определяется уровень освоения программы по экологическому воспитанию:

Н - Низкий уровень - ребенок плохо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 8-12 баллов

С - Средний уровень – ребенок хорошо усвоил программу, набрал по диагностическим заданиям 10-15 баллов

В - Высокий уровень ребенок усвоил программу полностью, набрал по диагностическим заданиям 16-18 баллов

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы (приложение Б): из 24 опрошенных детей только у 6 детей высокий уровень экологической культуры, у 9 детей - низкий уровень, и у 9 детей - средний уровень (рис 1)

Рисунок 1 - Уровень знаний экологической культуры дошкольников

В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологической культуры, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.

Поэтому перед нами встала задача – познакомить детей с живой и неживой природой, сезонными изменениями, домашними и дикими животными, с особенностями внешнего строения живых организмов, научить бережно относиться к природе, так как впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека не только к природе, но и к другим людям, к Родине и родному краю.

 Была поставлена цель: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Определены следующие задачи:

1. Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах;

 2. Воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты;

3. Формировать у воспитанников навыки бережного отношения к природе


3.2 Эколого – педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Разработка программы.

Программа по эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из формирующего эксперимента он предполагает составление перспективного плана эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитателю было предложено работать по плану работы по формированию экологической культуры старших дошкольников.

Так для формирования экологической культуры дошкольников было предложено создание принципиально нового экологического пространства – экологического музея и лаборатории.

 «Музей природы» - это экологическое пространство» в детском саду, которое позволяет проводить с детьми и взрослыми интересную работу по экологическому образованию, пропаганде экологических знаний. 

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью

Фундаментом экологического музея является идея погружения личности ребенка в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя памятники природы, экспонаты экологического содержания и многое другое.

В детских садах создаются «мини-музеи». Тематика – мини-музей создается в группе в соответствии с возрастом, интересами детей, педагог опирается на материалы программы, реализуемой в ДОУ. Тема мини-музея может быть известна дошкольниками, а может предвосхищать работу с детьми.  Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

  1. образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
  2. развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  3. просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  4. воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта [31].

Экологический музей, как правило, входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Занимает часть экологической комнаты. Экспонаты в экологическом музее размещаются  на полках нескольких зеркальных шкафов, которые разделены на секции.

Экспонат – главное «учебное пособие» в экологическом музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Важно учить детей бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Любая экспозиция, (совокупность экспонатов), должна учитывать следующую логическую цепочку:

 восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение. Экспонаты музея должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста [3].

Для того чтобы интерес детей к экспонатам никогда не иссякал, важно правильно организовать работу отделов постоянной и временной экспозиции.

Содержание мини-музеев природы: фотографии, альбомы, слайды, картины, рисунки, гербарий, поделки детей, макеты, на которых представлены тематически подобранный материал. Коллекции, материал, отображающий предмет с разных сторон (пример музей песка), музыкальные и художественные подборки. Дидактические, логические игры, материал для экспериментирования, цепи последовательности, журналы для наблюдений. 

Так, примерами, постоянной экспозиции могут быть отдел музея, несущий в себе особенности и красоты природы родного края («Красота Инзера!») или экологические отделы с «говорящими» названиями  «Красная книга России», «Крылатые помощники», «Ягодная поляна», «В грибном царстве», «Лес – наше богатство», «Лесная аптека».

На стендах-подставках в музее расположены самодельные альбомы с одноименными заголовками: содержащие интересные факты о природе, с использованием стихов, загадок, небольших рассказов; фотоальбомы с видами флоры и фауны; демонстрационный материал по экологии, экологические альбомы для разных возрастов, энциклопедии, «Красную книгу» природы.

Организация отделов временной экспозиции, как правило, приурочена смене сезонов года («Лето красное пришло!», «Осень в красках») или тематическим праздникам – Неделя комнатных растений, День сурка (позиционируется, как день грызунов), «День Земли».

Как правило, в экологическом музее представлены редкие, необычные, объекты живой и неживой природы, разнообразные поделки из природного материала. Такими экспонатами могут быть семена редкого в нашей стране растения, крупные шишки, причудливо изогнутые ветки и корни, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос),  красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, перья и др.

Экологический музей должен отличаться своеобразием экспонатов. Так, например, в лаборатории экологического комплекса могут быть собраны разнообразные коллекции камней, ракушек,  плодов и семян, шишек, песка, глины. В музее же представлены только необычные плоды, особые камни, особые шишки, и т.п.

При формировании музея следует строго соблюдать правило «Не навреди природе!» — здесь нет специально сорванных красивых цветов, пойманных и засушенных насекомых, и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче стрекоз и красивых бабочек, жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит неисправимый вред природе, а главное, развивает у детей потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие бабочки и другие насекомые, опавшие цветки и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.

Экспонаты могут собираться коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращаются к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, других стран.

Экспонаты чаще всего размещают в коробках, на пластиковых тарелках. Кроме того, важно каждую работу снабдить этикеткой. В последних указывается название экспоната, где и кем он собран. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия. Продумать тему, название, вид, место расположения вашего музея. Обговорить с детьми и родителями свои идеи. Попробовать себя в роли биолога, зоолога, историка, дизайнера, экскурсовода. Начинайте сбор материалов, подготовку тематических экскурсий, оформление музея. Предложите своим воспитанникам продумать представление - презентацию мини-музея для детей детского сада. Работа мини музея может продлиться бесконечно долго, если вы сможете удерживать интерес детей, дополнять материалы, находить новые стороны изучения выбранного материала. 

Для удобства работы в музее можно составить описание каждого экспоната. Все описания собрать в папке в прозрачных файлах, что позволит в дальнейшем добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.

Назначение создаваемых экологических музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. 

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях МДОБУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам.

                      Было предложено создать лабораторию

Как показали исследования академика Н. Н. Подъякова (1995), экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.   «... в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного  их сознания и освоения».

Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности:  игру, нод (непосредственно – образовательную деятельность) прогулку.

В последние годы в дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории.

Лаборатория – учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).

В детском саду лаборатория создаётся для познавательного развития детей, для повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности – дети превращаются в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Какие виды лабораторий существуют в детском саду?

Лаборатория в отдельном помещении, тематические мини – лаборатории, летняя лаборатория на веранде, лаборатория на участке детского сада.

                             Лаборатория в отдельном помещении.

Для неё может быть выделена небольшая комната в детском саду, можно использовать подсобные помещения.

Оптимальный вариант, когда лаборатория становится частью экологического комплекса, включающего  уголок природы, экологическую комнату, музей природы.

Можно использовать под лабораторию часть помещения или коридор.

Также часть группового помещения или раздевалки.

Наличие в детском саду лаборатории в отдельном помещении не означает, что в группах не нужно иметь мини – лабораторий, их сочетание является оптимальным, т. к. В группах дошкольники проводят опыты, наблюдения, начатые в большой лаборатории. Также мини – лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки – «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух».

                                      Лаборатория на веранде.

Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов,  лабораторию можно дополнить календарём природы.

Лаборатория на участке детского сада. Такая лаборатория может функционировать круглый год, хотя её использование особенно эффективно в тёплое время. Можно разбить  рядом с лабораторией клумбу с растениями – часами или растениями барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать   дождемер – прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети.

Оформление лаборатории.

На двери лаборатории, (если это отдельное помещение) или над ней, (если - часть помещения), вывешивается табличка с названием лаборатории и эмблемой. Эмблему и название дети придумывают вместе с воспитателем и родителями. Можно объявить конкурс на лучшее название и эмблему.

В качестве сюрпризного момента в лаборатории можно поселить постоянных жителей.  

 В нашей живут Водяной, Капелька, озорная кукла Почемучка, по мере необходимости приплывает Золотая рыбка.

Введение персонажей обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы в лаборатории, т. к. персонажи приходят со своими вопросами, проблемами, присылают письма, загадки. С определённой периодичностью вопросы возникают и у детей. В таком случае сказочный персонаж присылает или приносит книгу или энциклопедию, в которой дети могут почерпнуть полезные для них сведения.

В зависимости от размера помещения, в комнате можно поставить столики со стульчиками, разместить полки,   для оборудования и материалов. На подоконнике можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини – теплицу, создать мини – огород.

Для придания лаборатории «научного вида» можно приобрести стеклянные ёмкости разного цвета – приборы, колбы, с подкрашенной водой разного цвета или выложить в них слоями яркие камни, раковины, глобусы и т. д.

Если позволяет помещение, разместить разнообразные макеты, в том числе и макеты ландшафтов, небольшой аквариум.

 В лаборатории хранятся энциклопедии и др. книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы – задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.

Оборудование лаборатории:  

1 Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты.

2.Прозрачные ёмкости разной конфигурации и объёма, стаканчики, пластиковые бутылочки.

3. Флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей.

4. Небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки

5.Бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски,

6. Магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.

7. Центр «воды и песка».

8. Ящик ощущений и др.

Материалы:   

1.Камни, морская и речная галька

2. Разнообразные морские и речные раковины.

3. Образцы песка, глины, почвы.

4. Цветные прозрачные кусочки пластика;

5. Семена разных растений;

6. Кусочки коры разных деревьев;

7. Деревянные дощечки, бруски, кубики;

8. Магниты разного размера;

9. Разные виды картона и бумаги;

10. Разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

          Специфика организации исследований в лаборатории.

Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми младшего дошкольного возраста по 15 – 2о мин, с детьми старшего дошкольного возраста по 25 – 30 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6 – 8 детей), с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр – экспериментов проводятся 1 – 2 опыта с детьми  младшего дошкольного возраста и 2 – 3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в  зависимости от сложности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.

Структура проведения экспериментов.

       постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);

       выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых                  

          детьми;

       проверка гипотез;

       подведение итогов, вывод;

       фиксация результатов;

       вопросы детей.

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям: живая и неживая природа, человек (функционирование организма, рукотворный мир и др).

           Опыты и эксперименты по неживой природе.

Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды.

 Тема эксперимента «Вода прозрачная».

Вывод: вода прозрачная, молоко нет.

Связь с повседневной жизнью: вода в водоёмах прозрачная, поэтому водные животные могут всё видеть, у них есть глаза.

Тема «Цветные льдинки».

 Вывод: краски растворяются в воде. На морозе вода замерзает, и получаются цветные льдинки.

Связь с повседневной жизнью: получившимися льдинками можно украсить территорию детского сада.

Тема. «Воздух внутри нас».

Вывод: при выдохе из груди выходит тёплый воздух.

Связь с повседневной жизнью: чтобы не заболеть, в морозную погоду нужно стараться меньше дышать холодным воздухом.

Тема. «Чем отличаются камешки?»

Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске. Связь с повседневной жизнью: рассмотреть камешки на территории детского сада.

Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневники наблюдений, в виде зарисовок, условных знаков, периодически фотографируются.

Экспериментирование в лаборатории тесно связано с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы.

3.3 Эффективность  реализации эколого-педагогической программы по формированию экологической культуры дошкольников

          Диагностика экологических знаний и отношения к природе детей, показала следующие результаты (приложение В):  из 24 опрошенных детей в группе с низким уровнем экологической культуры - 3 человека, в группе со средним уровнем -6 человек, а в группе с высоким уровнем - 15 человек (рисунок 2).После проведенного наблюдения за деятельностью детей можно сказать о том, что они принимают активное участие в наблюдении за обитателями лаборатории. Дошкольники самостоятельно наблюдают за ростом и развитием объектов в лаборатории, в ходе чего пытаются установить причину того или иного явления. Экологический музей дал детям общее представление о музее, а самое главное научил бережно относится к своим экологическим экспонатам, и проявлять экологическую культуру в целом.

Рисунок 2 – Анализ результатов на контрольном этапе

Сравнительный анализ полученных данных с данными констатирующего эксперимента позволил сделать следующие выводы: 3 человека, у которых был низкий уровень экологической культуры, переместились в группу детей со среднем уровнем, 6 детей у которых был средний уровень  переместились в группу с высоким уровнем (рисунок 3)

Рисунок 3 – Сравнительный анализ данных полученных на констатирующем и контрольном этапах

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: в целом у детей произошло повышение уровня сформированности экологической культуры на уровень согласно их возрастным и индивидуальным возможностям.

Следовательно, выдвинутая гипотеза: процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении условий, а именно: создания экологического пространства и активного участия и наблюдения детей в общении с природой подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Конспектмастер-класса с педагогами  на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...