Консультация для родителей о развитии речи детей 4–5 лет
консультация (средняя группа)

Смирнова Наталья Алексеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_o_razvitii_rechi.docx679.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей о развитии

речи

детей 4–5 лет

Подготовила: Смирнова Наталья Алексеевна

2015год.

Развивая речь - мы вступаем на путь познания

Развивая мысль – мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые

возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные

способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты

жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более

любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и

природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к

5-ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное

выражение своих мыслей) ;

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь

(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может

объяснить смысл) ;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и

уместное употребление слов) .

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребѐнок, тем большее влияние на его

речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.

Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребѐнка

внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого

поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаѐт

ребѐнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать

мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении

предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать

грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут»

вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять

подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления

слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребѐнка

обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень

культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые

формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей

грамматически правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,

разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с

монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев

это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для

передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребѐнку один и тот

же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребѐнок сразу же заметит

разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям,

обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать

интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для

этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание

известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия

не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и

педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте

совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте

стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и

значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в

прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В

домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только

интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,

лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,

стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость

от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач

развития речи.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни

– освоение связной монологической речи. В это время происходят

заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в

освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного

творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества

предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить

назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него

играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным

(антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и

явления, применяют обобщающие слова (существительные с

собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники

средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и

повествование. Речь детей становится более связной и последовательной;

совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая

структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения,

которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие

нарушения:

- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

- у некоторых недостаточно развита интонационная

выразительность:

- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи

(согласования существительных и прилагательных в роде и

числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и

неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону

слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.

Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить

описание и повествование. Они нарушают структуру и

последовательность изложения, не могут связывать между собой

предложения и части высказывания.

ПОМНИТЕ!

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт

речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей),

т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал

правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное

произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных

трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно

вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если

это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки

исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое

лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите

ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в

парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте

окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от

ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,

объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,

выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь

малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с

ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Как можно больше знакомьте малышей с фольклором,

рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только

приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные

качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и

забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет

знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые

шаги в овладении монологической речью

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского

писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не

поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что

лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат

общения взрослого с ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Консультация"Роль родителей в развитии речи детей"

Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста и детей не посещающих ДОУ...

Консультации для родителей по развитию речи детей.

Формы коррекционной работы в семьеОбогащение словаря ребенка в домашних условияхОдним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, ...

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....