Консультация для воспитателей "Индивидуальные образовательные траектории развития детей"
консультация по теме

Юдuна Елена Владuмuровна

Индивидуальная  образовательная  траектория  предусматривает  наличие  индивидуального  образовательного  маршрута, а также   разработанный  способ  его  реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnye_obrazovatelnye_traektorii_v_razvitii_detey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Венёвский  центр  образования  №1»

структурное  подразделение  детский  сад  №5

        Консультация

«Индивидуальные образовательные траектории

 развития детей»

Подготовила: воспитатель  Юдина  Е.В

2016-2017 уч.год

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

В связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных организаций проанализировали сильные и слабые стороны этого документа для оптимизации и повышения эффективности своей работы. Познакомившись с текстом, нельзя не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

Это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;

п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.

Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!

В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. К сожалению, в стандарте интеграция образовательных областей не заявлена так ярко, как в ФГТ, а лишь подразумевается в образовательных областях, как линии развития ребёнка дошкольного возраста. Важно заметить, что ребёнок воспринимает мир целостно и интеграция областей поддерживает мировосприятие дошкольника.

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:

- сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;

- подготовка ребёнка к участию в конкурсах по интересам;

- педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках;

- совместное с детьми и их родителями проектирование, наполнение и рефлексия личного портфолио самореализации ребёнка;

- составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.

Основная образовательная программа дошкольного образования основана на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику.

Суть индивидуальной образовательной траектории или маршрута воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа. А так же образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

- для одарённых детей.

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический коллектив формирует списки детей, показавших низкий или высокий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.

При разработке индивидуального маршрута необходимо учитывать следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка;

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

 - принцип соблюдения интересов ребенка;

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования воспитанникам обеспечиваются равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Рассмотрим структуру индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:

- путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;

- составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования);

- формируется планкарта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости;

- составляется план-сетку образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата достижений ребёнка;

- проектируется портфолио самореализации ребёнка;

- разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок.

Исходя из п. 4.6 стандарта, проектируя конечный результат индивидуальной образовательной траектории, выделяются показатели личностного уровня развития одарённости детей дошкольного возраста:

- сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению, характер практических действий по реализации намеченного;

- поиск идеи, замысла, подбор адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи;

- способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке.

Итак, мы можем сделать следующие выводы: 

Стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...