"Музыка в самостоятельной практической деятельности детей"
консультация на тему

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка в самостоятельной практической деятельности детей».

  Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству  можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать  музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной  одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются  те или иные требования, затем они должны их выполнять. С.Шоломович указывает, что в детских садах  воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие – подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру  исполнения песен, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовывают свои действия ни с характером музыки, ни со средствами музыкальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети организуют тигры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности: пение песен, проведение хороводной  игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только  в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.

  Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

  Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, аудиозаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы. Проводимые в детском саду праздники и вечера-развлечения также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

  Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной  развивающей среды: музыкальных уголков, зон, студий и др. В таком уголке уже в средней группе должен быть набор технических средств: магнитофон или СД-плеер, диски, аудиозаписи, настольно-печатные игровые пособия, инструменты ( как озвученные, так и неозвученные, т.е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того различные пособия-самоделки для проведения  дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» по песенному репертуару, дирижерская палочка. Здесь же вывешивать и периодически менять портреты композиторов классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необходимые пособия  вносятся в игровую зону, так как у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это неваляшки, шарманки, кубики, органчики, колокольчики, шуршалки.

  Формы организации самостоятельной  музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.  Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Игра – следующая форма организации самостоятельной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких  играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают  детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», дети различают по тембру разные инструменты,  узнают по содержанию картинки или исполненные  знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание разных инструментах.

  Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения  на занятиях.  На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он представлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

  • Во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
  • Во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
  • В-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности.

  Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их.

  Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.

  Определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях.

  Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды (музыкальные уголки).

  Воспитатель должен интересоваться каково музыкальное окружение ребенка в семье.

  Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление.

  Прослушивание радио и телепередач, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.

  Просмотр выступлений воспитанников детских садов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей по образовательной деятельности «Музыка».

Организация детей в самостоятельной музыкальной  деятельности. Виды самостоятельной деятельности....

«Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства» (практический семинар для воспитателей ДОО)

Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где мало свободного пространства, и, кроме того, для таких игр часто требуется несколько игроков. А если хочется сыграть одному или с 1 - 2 др...

Музыка для самостоятельной практической деятельности детей

Музыка для самостоятельнй практической деятельности детей...