Главные вкладки

    картотека дидактических игр
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Ерохина Алла Анатольевна

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

    Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

    Материал: пластмассовые расчески  с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля.

    Ход:  взрослый предлагает детям провести  пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук  тонкий, высокий.  

    Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж».  Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями  медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Мир тканей»

    Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп,  трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти  характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

    Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой.

    Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:

    • смять  ткань и сравнить степень сминаемости –
    • разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами –
    • пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия –
    • опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги.

    Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Бережливые растения»

    Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

    Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра,  диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты.

    Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить  в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению,   должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу.

    Затем  выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него,  сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют  мало влаги.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Почему меньше?»

    Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

    Материалы: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

    Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу  -  обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу.  Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель зависимости   количества испаряемой  воды от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где много воды  в почве, высокая влажность и жарко.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Фильтрование воды»

    Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

    Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

    Ход: Взрослый предлагает  замутить воду крахмалом и затем очистить ее. Вместе с  детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги).

    Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Времена года»

    Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года.

    Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года)

    Ход: Дети встают в  круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Кем работают эти люди?»

    Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес.

    Материалы: карточки с изображением профессий людей.

    Ход:  Воспитатель  предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?

    После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше  отгадает загадок, тот и выигрывает.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Путешествие в прошлое швейной машинки»

    Цель:  научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности  этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования.

    Материалы: детская швейная машинка.

    Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем следуют вопросы:

    - для чего нужны эти предметы?

    - чем сшивали  одежду раньше?

    - какой была самая первая игла?

    - как изменилась она позже?

    - почему иглой неудобно сшить толстые ткани?

    - с помощью чего удобно это сделать?

     Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только  повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Овощи и фрукты»

    Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».

    Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:

    1-ый реб.: - Положи в корзину овощ

    2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ.

    3-й реб.: - кладу морковь и т.д.

    Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт с водой и яйцом»

    Цель: познакомить  детей с физическими свойствами веществ, развивать интеллектуальные способности детей, учить делать  выводы и умозаключения.

    Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца.

    Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо. Оно утонет

    В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли, размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: соль и перец»

    Цель: познакомить с понятие «статическое электричество», доказать, что это не волшебство, а закон физики.

    Материал: соль, перец, ложка.

    Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о ткань из искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий, поднимется, и таким образом отделится от соли.

    Тем самым просто и эффективно демонстрируется опыт со  статическим электричеством. Для детей – это просто волшебство!

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: невидимые чернила»

    Цель: познакомить детей со свойствами разных веществ, показать, что писать можно с помощью этих веществ, но они станут невидимыми при высыхании, а при нагревании проявятся.

    Материалы: картофель, молоко, лимон.

    Ход: один из самых простых невидимых чернил – картофельный сок.  Для приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в ней ямку. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы». Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, нужно подержать его у огня. Для этого занятия также подойдут лимон или молоко, кока-кола.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: лед и соль»

    Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

    Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.

    Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую  мисочку и посыплет каждый кубик:

    1. рисом
    2. сыром
    3. солью
    4. перцем
    5. укропом

    Главное посыпать один из кубиков солью Пусть дети наблюдают , как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других? Это будет первое научное открытие в вашей лаборатории.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: выращивание овощей»

    Цель: развивать у  ребенка  любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами.

    Материалы: блюдца с водой, морковь, свекла.

    Ход: срежьте верхнюю часть моркови и свеклы и поместите в мелкие блюдца с водой. Если блюдце поставить на хорошо освещенное место, через несколько дней появляется  зеленые побеги.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: картофельный человечек»

    Цель: развивать у  ребенка  любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами.

    Материалы: картофель, ватный комочек, семена травы или крессалата, горчицы

    Ход: выберите большую неиспорченную картошку и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем  срежьте основание с другого конца, чтобы она могла ровно стоять. Затем смочить ватный комочек водой и поместить его в вырезанное в картофелине отверстие.  Посыпать туда немного семян травы, горчицы или салата. Поставить картофелину в блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан влагой. Через несколько дней  у картофелины появятся зеленые «волосики». Ребенок может сделать на ней  глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица.

    Наблюдаем за проращиванием семян.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: как работает желудок»

    Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества

    Материалы: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки.

    Ход: предлагаем детям представить, что банка – это наш желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, замет – сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк)

    А что значит слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: для чего человеку кожа»

    Цель: развивать познавательный интерес  у детей.

    Материалы: небольшие силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога; маленькие (для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка.

    Ход: Дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у нас пачкается кожа и лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе) Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно  его назвать? (чумазый, грязнуля) Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно  делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище?

    Воспитатель приглашает детей заглянуть в  посылку, которую они получили в подарок от Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора. (каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином). Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание.  Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д. необходимые при порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы используем?  Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой?

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: много ли в легких воздуха?»

    Цель: показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких.

    Материалы: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые формочки на блюдцах.

    Ход: Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они укатились с блюдца на расстояние 1.5. – 2 м.  У более тренированных детей результат будет более впечатляющим.

    Дидактическая игра по познавательному развитию  (подготовительная к школе группа)

    «Опыт: в каком виде едим?»

    Цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.

    Материалы: картинки с овощами, фруктами.

    Ход: воспитатель:

    - Дети, сегодня мы поиграем в интересную игру. Вы называете, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать,  в каком виде употребляются овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитатель рассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на сковороде (жареная) и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

    Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

    Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

    Дидактические игры по региональному компоненту Картотека дидактических игр для детей 5-7 лет

    Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует ф...

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

    Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....