Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.
статья (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Статья на тему: "Формирование естественнонаучных представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_estestven._predstavl.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Ольга Николаевна,

воспитатель,

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области.

Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда 
опирается на определённую стадию 
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.

Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального в том числе.

Под преемственностью следует понимать построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие воспитанника (учащегося), его успешный переход на следующую ступень образования.

С введением ФГОС изменяются требования к образовательной деятельности, в которой на место учеников – слушателей должны прийти ученики – активные участники в работе над поставленными задачами, что является особенностью системно-деятельностного подхода. В свою очередь основой данного подхода является формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Много лет назад Сухомлинский сказал слова, которые по сей день остаются актуальными: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

А первой такой ступенькой познания является период дошкольного детства, который достоин гораздо большего внимания, нежели ему уделяется сегодня. Ведь психологи утверждают, что 80% интеллекта формируется в дошкольном возрасте.

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап - учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГОС ДО и ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы

2) учебная цель

3) учебная задача

4) учебные действия и операции

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, ивыступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока.

Всё это касается начального общего образования. В дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования формируются предпосылками познавательных логических универсальных учебных действий, предпосылки знаково-символических универсальных учебных действийкоммуникативных УУД.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника.

Коллектив нашего детского сада «Солнышко» с. Борское разработал конспекты непосредственной - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематических недель по формированию предпосылок УУД у детей подготовительной к школе группы на основе структуры урока в первом классе. 

Этапы НОД

Цели этапа

Вид деятельности

Ключевые фразы

Формируемые УУД

1. «Вызов интереса»

Создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель»)

Беседа, сюрпризный момент

- Хотите?

- Сможете?

Личностные УУД - включается механизм мотивации «надо – хочу - могу», вера собственные силы.Регулятивные УУД задаются свободным выбором цели, а не задаются сверху.

Коммуникативные УУД – высказывание своего мнения, формулирование ответа

2. Актуализация имеющегося опыта

Актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания

Предметная деятельность, дидактические игры

- Как?

- Каким образом?

Познавательные УУД - понимание инструкции, оперирование умениями, коррекция ошибок.

3. Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности

Создание условий для преодоления затруднений:

1. фиксация затруднений;

2. выявление его причин;

3. составление плана действий.

Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)

Беседа, разговор, диалог

- Смогли?

- Почему не смогли?

- Что сейчас вам надо узнать?

Личностные УУД – развитие способности к рефлексии, помогающие определить путь преодоления затруднений.

Коммуникативные УУД – способность слышать и учитывать мнение другого, способность изложить свою точку зрения

4. Самостоятельное открытие нового знания (способа действия)

Организация поиска необходимого знания, открытие нового знания.

Выбор метода, способа решения проблемы

Проблемные диалоги

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?

Познавательные УУД – поиск и извлечение информации.

Регулятивные УУД – способность согласовывать свои действия с требованиями ситуации

5. Включение нового знания (способа действия) в систему.

Создание условий для включения нового знания во внутренний опыт

Дидактические игры, работа в парах, в группах. Различные

- Что вы сейчас будете делать?

- Как будете выполнять

Личностные УУД – формирование положительной мотивации к познанию.

Пошаговая схема формирования предпосылок формирования УУД у                           воспитанников     в   условиях НОД

                    

Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своѐ развитие на начальной ступени образования. Развитие предпосылок универсальных учебных действий как существенной психологической составляющей образовательного процесса обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей воспитанников, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности

Литература:

1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;

2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // -М., 2000.

Яндекс.Деньги

Услуга:

Прочие услуги

Счет списания:

•••• 6912  [Maestro]  руб

Комиссия:

0,00 руб.

Номер счета:

410012605805794

Сумма:

200.00 руб.

Исполнен

Самарское головное отделение №6991
БИК:043601607
Корр.Счет: 30101810200000000607

2.08.2016

12.55. Сбербанк ОнЛ@йн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"

Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую  очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

в данном материале раскрываются проблемы преемственности ДОУ и начальной школы...

Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»

В.А.Сухомлинский«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется ...

Доклад "Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования"

Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования...

Муниципальная стажировка: "Преемственность образования как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования".

Муниципальная стажировка: "Преемственность образования как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования"...