Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.
статья (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Статья на тему: "Формирование естественнонаучных представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_estestven._predstavl.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Ольга Николаевна,

воспитатель,

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области.

Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда 
опирается на определённую стадию 
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.

Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального в том числе.

Под преемственностью следует понимать построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие воспитанника (учащегося), его успешный переход на следующую ступень образования.

С введением ФГОС изменяются требования к образовательной деятельности, в которой на место учеников – слушателей должны прийти ученики – активные участники в работе над поставленными задачами, что является особенностью системно-деятельностного подхода. В свою очередь основой данного подхода является формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Много лет назад Сухомлинский сказал слова, которые по сей день остаются актуальными: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

А первой такой ступенькой познания является период дошкольного детства, который достоин гораздо большего внимания, нежели ему уделяется сегодня. Ведь психологи утверждают, что 80% интеллекта формируется в дошкольном возрасте.

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап - учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГОС ДО и ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы

2) учебная цель

3) учебная задача

4) учебные действия и операции

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, ивыступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока.

Всё это касается начального общего образования. В дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования формируются предпосылками познавательных логических универсальных учебных действий, предпосылки знаково-символических универсальных учебных действийкоммуникативных УУД.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника.

Коллектив нашего детского сада «Солнышко» с. Борское разработал конспекты непосредственной - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематических недель по формированию предпосылок УУД у детей подготовительной к школе группы на основе структуры урока в первом классе. 

Этапы НОД

Цели этапа

Вид деятельности

Ключевые фразы

Формируемые УУД

1. «Вызов интереса»

Создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель»)

Беседа, сюрпризный момент

- Хотите?

- Сможете?

Личностные УУД - включается механизм мотивации «надо – хочу - могу», вера собственные силы.Регулятивные УУД задаются свободным выбором цели, а не задаются сверху.

Коммуникативные УУД – высказывание своего мнения, формулирование ответа

2. Актуализация имеющегося опыта

Актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания

Предметная деятельность, дидактические игры

- Как?

- Каким образом?

Познавательные УУД - понимание инструкции, оперирование умениями, коррекция ошибок.

3. Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности

Создание условий для преодоления затруднений:

1. фиксация затруднений;

2. выявление его причин;

3. составление плана действий.

Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)

Беседа, разговор, диалог

- Смогли?

- Почему не смогли?

- Что сейчас вам надо узнать?

Личностные УУД – развитие способности к рефлексии, помогающие определить путь преодоления затруднений.

Коммуникативные УУД – способность слышать и учитывать мнение другого, способность изложить свою точку зрения

4. Самостоятельное открытие нового знания (способа действия)

Организация поиска необходимого знания, открытие нового знания.

Выбор метода, способа решения проблемы

Проблемные диалоги

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?

Познавательные УУД – поиск и извлечение информации.

Регулятивные УУД – способность согласовывать свои действия с требованиями ситуации

5. Включение нового знания (способа действия) в систему.

Создание условий для включения нового знания во внутренний опыт

Дидактические игры, работа в парах, в группах. Различные

- Что вы сейчас будете делать?

- Как будете выполнять

Личностные УУД – формирование положительной мотивации к познанию.

Пошаговая схема формирования предпосылок формирования УУД у                           воспитанников     в   условиях НОД

                    

Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своѐ развитие на начальной ступени образования. Развитие предпосылок универсальных учебных действий как существенной психологической составляющей образовательного процесса обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей воспитанников, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности

Литература:

1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;

2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // -М., 2000.

Яндекс.Деньги

Услуга:

Прочие услуги

Счет списания:

•••• 6912  [Maestro]  руб

Комиссия:

0,00 руб.

Номер счета:

410012605805794

Сумма:

200.00 руб.

Исполнен

Самарское головное отделение №6991
БИК:043601607
Корр.Счет: 30101810200000000607

2.08.2016

12.55. Сбербанк ОнЛ@йн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"

Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую  очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...

Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

в данном материале раскрываются проблемы преемственности ДОУ и начальной школы...

Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»

В.А.Сухомлинский«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется ...

Доклад "Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования"

Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования...