Родительское собрание
материал на тему

Родительское собрание. Дискуссия по теме: "Ребёнок и его социальное окружение". Формы нарушения поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Дискуссия (обсуждение) по теме:

«Ребенок и его социальное окружение»

Звучит спокойная музыка для релаксации, на экране – фотографии детей из жизни в детском саду.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Наступил 21 век, который принес много новых проблем в области воспитания детей. И нам  хотелось бы поговорить об одной из этих проблем -  о проблеме нарушения поведения у детей.

Воспитатель: Вопрос к родителям: «Как вы считаете, имеются ли у вашего ребенка нарушения в поведении? В чём это выражается?» (Родители отвечают на вопрос.)

Воспитатель обращает внимание родителей на картинку с изображением милого, доброго, очаровательного ёжика.

Вопрос к родителям: «Что вы можете сказать про этого ёжика?» (ответы родителей)

Воспитатель: Несмотря на его колючки, вы о нем говорили хорошие, добрые ласковые слова. Но бывают моменты, когда такое милое животное выпускает свои колючки и начинает фыркать. Отчего это зависит?   Предлагаем сравнить нашего Ёжика с ребёнком.

Давайте представим, что колючки – это формы нарушения поведения, и сейчас мы разберём их поподробнее. (Родителям предлагается взять «колючку» и прочитать название 1 из форм нарушения поведения).

Воспитатель совместно с родителями подробно обсуждают данную форму нарушения поведения.

1 колючка - Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи.

Причины. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

Предпосылками социальной дезориентации могут являться:

  • отставание в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью;
  • в дошкольном возрасте - нарушение игровой деятельности;
  • в изобразительной деятельности проявляется отсутствие типичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изображения дома, человека и др.).

Развитию синдрома способствует и резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых.

Поведение такого ребенка характеризуется тем, что он «безобразничает», «хулиганит», не реагирует на запреты взрослых, не различает «свое и чужое» и др. Такого ребенка постоянно одергивают, ругают, наказывают, у него снижается самооценка, которая со временем становится негативной («Я - плохой»). Все это дополнительно повышает вероятность развития поведения ребенка по антисоциальному пути.

Коррекция. В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:

- четко формулировать требования; они должны быть просты и понятны ребенку;

- использовать меньше запретов (только самые грубые негативные проявления);

- поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке;

- разъяснять ребенку «плохое» поведение, его последствия для окружающих; обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем. Для преодоления социальной дезориентации важно проводить работу по целенаправленному формированию и социализации всех видов деятельности (учить ребенка рисовать, лепить, играть, трудиться), опираясь на положительное и поощряя даже незначительные усилия и старания ребенка, создавая ему «ситуацию успеха».

2 колючка - Негативное самопредъявление - высокая потребность некоторых детей во внимании к себе (т.е. ярко выраженная демонстративность). Его проявления служат одной из наиболее распространенных причин, вызывающих жалобы на дурное поведение.

Причины. Такая форма поведения в дошкольном возрасте нередко выступает в форме избалованности и капризности. При негативном самопредъявлении, в отличие от социальной дезориентации, нарушение общепринятых правил поведения носят сознательный характер. Грубость и другие отрицательные проявления не являются следствием чисто случайного, непреднамеренного нарушения социальных норм. Эти формы поведения являются для ребенка средством для привлечения к себе внимания окружающих. Поведение ребенка характеризуется высокой конфликтностью в отношениях со взрослыми, а в общении с родителями нередко сводится к взаимным скандалам, прерываемыми короткими примирениями.

Предпосылкой для возникновения такого синдрома является атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте, позднее сменяющаяся недостатком внимания. Эта смена нередко бывает вызвана поступлением в дошкольное учреждение. Подобные проявления нередко возникают у детей, воспитываемых, в основном, бабушками и дедушками. Вероятно, пожилым людям в силу возрастного снижения активности иногда бывает трудно наладить с ребенком подлинно деловой контакт.

Ярко выраженную демонстративность можно характеризовать как позицию ««ужасного» ребенка», «хулигана». Основной особенностью деятельности ребенка становится нарушение правил поведения. Негативное самоопределение складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.

Коррекция. При правильном подходе к ребенку негативное самопредъявление хорошо поддается коррекции. 

Основной принцип - четкое распределение, регуляция внимания к ребенку не тогда, когда он плохой, а когда он хороший (когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь внимание хулиганскими выходками).

  • Необходимо отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. именно этого и добивается ребенок.
  • Основной способ коррекции поведения такого ребенка - лишить его общения со сверстниками и на некоторое время со взрослым. Итак, во время скандала - холодность и равнодушие, чуть позже - тепло и внимание. Но ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без внимания вообще. Лучше проявлять к нему внимание и заинтересованность, когда он ведет себя хорошо или несколько лучше, чем обычно.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.

 Например, лишить ребенка просмотра телевизора, вынуть шнур и спокойно удалиться, не обращая внимания на крики ребенка. Не следует напоминать о скандалах, устроенных ребенком раньше, это не дает ему становиться лучше.

3 колючка – Уход от деятельности.                                                                     Основную особенность психологического профиля составляет сочетание демонстративности с тревожностью. В итоге возникает внутренний конфликт, так как тревожность становится психологическим препятствием для реализации демонстративности. Этот конфликт разрешается благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования. Оно представляет собой своего рода игру, которая совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок «отключается» от внешней активности, избегает участия в занятиях, в игре.   Внешняя пассивность является основной особенностью его деятельности и обусловливает название синдрома. Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование. Таким образом замыкается положительная обратная связь, поддерживающая устойчивость психологического синдрома.                                                                                Ребенок с уходом от деятельности как бы «отсутствует» где-то, не слышит адресованных ему вопросов и указаний, не выполняет заданий. И дело не в его повышенной отвлекаемости. Ребенок не сосредоточен на чем-то постороннем, а погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания. «Игры в уме» становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании к себе окружающих. Обычная жизнь для таких детей недостаточно насыщена впечатлениями, она кажется им скучной, монотонной. Фантазия предоставляет выход из этой обыденности. Иногда даже создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность. Он рассказывает о каких-либо вымышленных событиях и нередко родители верят его рассказам.                                                                                                        Причины. Уход от деятельности — частая причина жалоб педагогов и родителей. Последних нередко сильно раздражает «лживость», в действительности всего лишь отражающая детские фантазии. Вместе с тем, прогноз развития ребенка при этом синдроме в целом благоприятен. Привычка к постоянному фантазированию способствует общему умственному развитию, несмотря на то, что объяснения взрослых часто оказываются пропущены мимо ушей или поняты не до конца. Вместе с тем, загнанная внутрь, нереализуемая потребность во внимании к себе может привести к истероидному развитию личности. Поэтому при сильно выраженном уходе от деятельности этот синдром требует педагогической коррекции.                                Коррекция. Основные направления рекомендаций таковы. Во-первых, активное воображение ребенка надо развернуть во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании и т. п.) ему необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.                                                                                                 

Рисование абстракции на больших листах бумаги (лучше - цветной) гуашью, широкой кистью обречено на успех. Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) — особенно. Рисунки обязательно следует вывешивать, украшая ими квартиру, и показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более — для осуждения.                        4 колючка - Агрессия - это склонность причинения другим морального или физического ущерба. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. Иногда это могут быть вспышки гнева, злости, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью, разрушением построек, игрушек, поделок.

Выделяют пять видов агрессии:

  • физическая (физические действия против кого-либо);
  • вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
  • косвенная - направленная (сплетни, злоба, шутки) или ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);
  • раздражение (вспыльчивость, грубость);
  • негативизм (оппозиционная мера поведения).

Агрессия может быть защитной, деструктивной, демонстративной.

Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы «Проверь себя». На подносе лежат листы бумаги, родителям предлагается вытянуть по одной бумажке, прочитать вслух вопрос и ответить на него.

  • Понимаете ли Вы причины агрессивного поведения у ребенка? (Что запускает агрессию, какие черты ребенка создают предрасположенность в агрессивному поведению)
  • Знаете ли Вы, как себя вести в случае вспышки агрессии? (Что говорить и как поступать в ситуации, когда ребенок злится)
  • Выработан ли у Вас подход к воспитанию ребенка, который может служить профилактикой агрессивного поведения? (Существует ли система правил, которые Вы применяете в отношении ребенка)
  • Знает ли ребенок, какую ответственность он несет за плохое поведение? (Есть ли систематические санкции за причинение вреда или крик)
  • Есть ли у ребенка понимание, как добиваться желаемого другими способами? (Сформировались ли у ребенка навыки просить о помощи, отказываться, ждать, выполнять обязательства и т.д.)

После ответов на вопросы, воспитатель переходит к обсуждению причин, влияющих на проявление агрессии.

Причинами, влияющими на проявление агрессии являются:

- введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют осуществлять ребенку задуманное или реализовать свои желания;

- недостаточная произвольность и осознанность поведения либо эмоциональных нарушений;

- наследственно-характерологические факторы (предрасположенность к агрессивному поведению, психопатоподобное, эпилиптоидное аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников);

- некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга (минимальная мозговая дисфункция, травмы головного мозга и др.);

- влияние социального окружения (семья, окружающие дети, средства массовой информации).

Наиболее распространенной причиной является стиль отношения ребенка с родителями: сами родители проявляют к ребенку физическую или вербальную агрессию; родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступками наказания; родители не обращают внимания на агрессивное поведение ребенка; родители не дают возможность ребенку проявлять способность к самостоятельному выбору, запрещают любые формы проявления детского гнева; родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка; конфликты между родителями, развод, демонстрация агрессивности к супругу.

Воспитатель обращает внимание родителей на проектор, на котором отображены способы выражения гнева (слайды с картинками-ситуациями) и предлагает обсудить каждую ситуацию и выбрать правильный способ выплескивания гнева ребёнком.

Коррекция агрессивного поведения ребенка наиболее эффективна при использовании индивидуальной или групповой игротерапии. Эффективными методами является проигрывание ситуаций с последующим анализом; использование рисуночных методик; песочная терапия (игры с песком и водой); работа с мягким материалом (тестом, глиной, пластилином, где разрешается все - лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки); использование воды для снятия напряжения (купание, обливание, сбивание шариков, плавающих в воде, потопление кораблика, сбивание игрушки струей воды и т.д.); беседы с детьми о физических ощущениях агрессии.

Воспитатель: Уважаемы родители, послушайте, пожалуйста, высказывание Р.Кэмпбелла: "Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её.  Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь".

Воспитатель: В детском саду и дома происходят различные ситуации с детьми. Например, как нужно поступить, если ребёнку нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Предлагаем вам разыграть данную ситуацию.

Упражнение «Просьба»

1 этап. Вербальный вариант (на словах)

Содержание. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.

 2 этап. Невербальный вариант. (без слов, действиями, поведением)

    Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

    Затем проводится обсуждение упражнения. В ходе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет?» «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его».

Воспитатель: Каждый родитель любит своего ребёнка, а как часто вы обращаетесь к нему, называя его ласковым словом?                        

Упражнение «Назови меня, любя»                                        

Родители по кругу передают куклу, каждый произносит имя, ласковые слова, которыми называют ребёнка в семье.

Воспитатель: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример  тому».

http://www.maam.ru/detskijsad/pamjatki-dlja-roditelei-prichiny-detskoi-agresivnosti.html

http://pandia.ru/text/78/557/8495.php

http://studopedia.ru/9_149634_korrektsionno-pedagogicheskaya-pomoshch-detyam-s-narusheniyami-povedeniya-i-deyatelnosti.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы поведенческих отклонений Социальная дезориентация Негативное самопредъявление Уход от деятельности Агрессивное поведение

Слайд 2

Виды агрессии Физическая (физические действия против кого-либо); Вербальная (угрозы, крики, ругань); Косвенная – направленная (сплетни, злоба, шутки) или ненаправленная (крики в толпе, топание); Раздражение (вспыльчивость, грубость); Негативизм (оппозиционная мера поведения)

Слайд 3

Р. Кэмпбелл: «Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».

Слайд 6

Дети – отражение родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...