Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая группа) по теме:
    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Синичкин день» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) ДОУ

    Конспект будет полезен воспитателям ДОУ. Материал разработан для расширения представлений детей дошкольного возраста об экологических праздниках; для приобщения детей и их родителей к Всероссийской акции "Покормите птиц".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sinichkin_den.docx25.39 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

     по познавательному развитию

       

    Тема: «Синичкин день»

    для детей старшей группы (от 5 до 6 лет)

                   

                                                                                       автор: Акпаева Л. В.,

                                                                                       воспитатель

                                                                                                                         

    с. Шипуново – 2016

    Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе расширения представлений детей об экологических праздниках; развивать эмоциональную сферу;  активизировать познавательную и речевую деятельность.

    Задачи: Познакомить с экологическим праздником «Синичкин день»;

    Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;

    Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им  в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;

    Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

    Расширить и активизировать словарный запас.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; заучивание стихотворений; наблюдение на прогулке, совместная творческая работа с родителями – рисование синичек.

    Материаы, средства и оборудование: проектор, видеофильм «Синицы на кормушке», маска синички, иллюстрации и рисунки синичек и зимующих птиц, «кормушка», «чудесные мешочки» с семенами тыквы, подсолнечника, пшеном и сухарной крошки.

    Методы и приемы: беседа, отгадывание загадок, художественное слово; дидактическая игра «Узнай на ощупь».

    Планируемый результат: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

    Содержание организованной образовательной деятельности:

    Загадка:

    Непоседа – невеличка

    Желтогруденькая птичка

    Ела сало и пшеничку

    А зовут ее …                                          (синичка)

    С помощью проектора или телевизора показать детям видео синичек на кормушке.

    - Несколько лет назад в России появился экологический праздник – Синичкин день. Он отмечается 12 ноября.  История этого праздника уходит корнями в далёкое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноябрю, синицы, предчувствуя холода, прилетают из лесов к жилищам людей и ждут от них помощи. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, скоро наступят холода.

    - Я слышу чье – то пение, и оно становится все ближе и ближе.

    Входит синичка:

    - Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на столах рисунки обо мне, все такие красивые!

    - Здравствуй, дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем. Дети рассказывают стихи:

    1 ребенок:

    С жёлтой грудкою летит - 
    Что это за птица? 
    Как наряден её вид! 
    Звать её - синица! 
    2 ребенок:
    В стайке маленькой живёт 
    В осень и зимою, 
    Ну а лето как придёт - 
    Лучше ей одною! 
    3 ребенок:
    Летом мошек ест она, 
    А в морозец - зёрна, 
    По характеру - шустра, 
    Быстра и проворна!
    Шкафа нету у синиц,
    А в шкафу - пальто и шапок,
    Нет перчаток, рукавиц,
    И носков для тонких лапок,
    Свитеров и шубок нет -
    Не взлететь в такой одёжке.
    Есть жилетка и берет.
    Ну, и перышек немножко. 

    - Вот, синичка, что мы о тебе знаем!

    - Ребята, видите, какая синичка красивая птичка: у неё жёлтая грудь, по которой проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

    Летом синички живут в лесах. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Летом синицы уничтожают большое количество мелких лесных вредителей. В этот период они питаются гусеницами, бабочками, долгоносиками т. д. Чтобы синичка помогала огороднику летом и спасала его сад от вредителей, он должен помочь ей выжить зимой. Синички любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе. Послушайте ещё стихи, которые приготовили наши ребята:

    4 ребенок:

    Шустрые синички,
    Птички-невелички,
    Прилетают в города
    На зиму, где есть еда.
    А весеннею порой
    Улетают в лес родной.

    5 ребенок:

    Прилетела робко птичка –
    Желтогрудая синичка,
    В клювик семечко взяла
    И проворно унесла.

    6 ребенок:

    На берёзе возле дома
    Кто-то тенькает знакомо.
    У кормушки шум, веселье –
    Там справляют новоселье.
    Шустро зёрнышки клюёт,
    Спать с утра нам не даёт
    Голосистая певичка –
    Желтопузая синичка.

    - Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

    -Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. 

    Синичка:

    - Какие молодцы, ребята! А вы знаете, мы, синички очень любим играть в игры, давайте вместе поиграем в мою самую любимую игру, которая так и называется – «Синички»:  

    Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах)
    Ей на месте не сидится,
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Завертелась, как волчок.
    (кружатся)
    Вот присела на минутку,
    (приседают)
    Почесала клювом грудку,
    (причесывают пальчиками грудь)
    И с дорожки – на плетень,
    (убегают на места)
    Тири-тири, тень-тень-тень!
    (сидя, взмахивают кистями рук)

    - Ребята, 12 ноября жители нашей страны готовятся к встрече не только синичек, но и всех «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. 

    Стихи рассказывают дети:

    7 ребенок:

    Захотела я синичек
    На балконе покормить.
    Папе говорю: - Для птичек
    Домик надо смастерить.
    Целый вечер папа с братом
    Мастерили птичий дом.
    Вот синички будут рады,
    Прилетая на балкон.
    Купим семечек. И сало
    Папа будет прибивать.
    Ведь зимою корма мало,
    Надо птичкам помогать.
    Прилетайте к нам, синички,
    Ждёт вас угощенье.
    А кормушка получилась
    Просто загляденье!
    8 ребенок:

    Синица, синица,
    Что тебе снится?
    - Зёрнышки, мошки,
    Да хлебные крошки.
    - Синица, синица,
    Ещё что-то снится?
    - Солнышко, речка,
    Домик с крылечком,
    Мальчик Антошка
    И... хлебные крошки.

    Синичка:

    - Ой, какие хорошие стихи знают дети! Да, нам, птичкам, очень тяжело  зимой приходится: без помощи человека мы все можем погибнуть! Мы очень любим лакомиться из кормушек! Давайте поиграем в игру «Узнай на ощупь»

    Игра: “Узнай на ощупь”: в мешочки насыпаны сухарная крошка, семечки подсолнечника, пшено, семена тыквы. Дети на ощупь должны догадаться, что находится в мешочке и насыпать в кормушку.

     «Синичкин день» – это встреча птиц зимовников.  Ребята, давайте вспомним, какие еще птички остаются на зиму в наших краях и не улетают в теплые страны:

    Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? Воробей!

    Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. Дятел!

    Верещунья, белобока, а зовут её …. ? Сорока!

    На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я …. ворона!

    - Правильно, молодцы! Хоть зимой и холодно, но наши птички радуются каждому солнечному дню и с удовольствием поют свои песни. Давайте покажем синичке, какой у нас дружный хор.

    Дети «поют»,  подражая голосам птиц: дятел – трррр, воробьи – чик-чирик, вороны кар-кар, синички – тинь-тинь).

    - Какой славный хор у нас получился! Синичка, тебе понравилось?

    - Конечно! Вы так хорошо поете! Ну а мне пора лететь дальше, к своим друзьям. До свидания, ребята!

    - До свидания, синичка! Прилетай вместе с друзьями в нашу птичью столовую: мы приготовили вам много вкусных угощений!

    Список использованных источников:

    1. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/7469-stixi-pro-sinicz-siniczu
    2. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3174/
    3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/11/13/sinichkin-den
    4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/16/kratkosrochnyy-proekt-sinichkin-den-v-starshey-gruppe
    5. https://www.youtube.com/watch?v=siaVRjXMdXw


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативному развитию "Домашние жизни" для детей подготовительной группы.

    Цель: Обобщить и  систематизировать у детей знание и представление о домашних животных. Задачи:      -  Совершенствовать грамматический  строй речи, ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

    Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Правила дорожного движения) в старшей группе «Наша улица»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Правила дорожного движения) в старшей группе «Наша улица»...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа

    Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование  знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....

    конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Любимая сказка" для детей коррекционной группы 4-5 лет

    Конспект занятия по познавательному развитию разработан учителем дефектологом для детей 4-5 лет коррекционной группы детского сада. Задачи: закрепление умения детей сравнивать предметы по величине, от...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...