Консультация для родителей на тему : " Какие именно игрушки нужны ребёнку"
консультация (младшая группа) на тему

Хабирова Людмила Юрьевна

В данной статье даётся ответ на вопрос, какие именно игрушки нужны ребёнку. Как Организовать жизненное пространство ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod._igrushki.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Какие именно игрушки нужны ребёнку».

Для полноценного развития ребёнка необходима  его потребность в новых впечатлениях, притоке информации, которая уже в дошкольном возрасте перерастает в познавательную потребность. Известно, что различные виды информационного голода,  приводят к серьезным расстройствам психики, отставанию в развитии, тогда как познавательная потребность и связанная с ней поисковая активность служат важнейшим показателем психического здоровья ребенка. Именно об этом следует помнить, организуя предметную среду и, в частности, выбирая игрушки. Отвечая на вопрос, какие именно игрушки нужны ребенку, можно обратиться к результатам эксперимента бельгийского ученого Ж. Нюттена, о котором пишет в своей книге В.С. Юркевич:

«В экспериментальной комнате было установлено два автомата - А и Б. Автомат А - весь блестящий, с разноцветны почками, яркими ручками. Автомао ду значительно проще, в нем нет ни кого, но зато в этом автомате ручю двигать и в зависимости от этого включать и выключать лампочки.

Когда пятилетние дети, участвовавшие эксперименте, входили в комнату, прежде всего обращали внимание на нарядный автомат . 1. Поиграв с ним, они обнаруживали автомат 2, и он оказывался самым интересным. Дети двигали ручками  включали и выключали лампочки - проявляли познавательную активность.

Опыт всячески видоизменялся, но вывод  каждый раз оказывался  неизменным: самому нарядному, яркому объекту малыши  предпочитают такой, с которым можно  активно действовать».

Таким образом, как свидетельствуют  исследования, детям быстро надоедают игрушки, которые можно употреблять только одним способом и с одной определённой  целью, - так называемые квазиирушки  с четко фиксированными функциями (например, заводные и механические игрушки, которые нельзя разобрать). Они  психологически  бессодержательны, и вовсе не случайно, что именно их ребенок часто ломает, поскольку устает от однообразия и пресыщения.

С точки  зрения развития познавательной активности  ребенку необходим игровой материал, максимально задействующий его фантазию, позволяющий активно преобразовывать окружающий мир. Иными словами ценность игрушки напрямую связана с вариотивностью ее применения: чем этот спектр шире, тем более ценна игрушка.

Поэтому одно из главных правил - не  давать детям слишком много полностью  «готовых» вещей. Игрушки должны быть такими, чтобы они могли служить толчком к проявлению детской изобретательности, а это становится возможным при наличии предметов-заместителей, и  прежде всего того, что в изобилии предоставляет  природа: камни, веточки, ракушки, мох, плоды, кора, а также кусочки ткани, разнообразные по форме строительные и поделочные материалы. Неслучайно еще К.Д.Ушинский отмечал, что лучшая игрушка  для  детей - это куча песка. Однако в индустриально развитой стране такой воспитательный принцип кажется утопией. Отсюда очень важно, чтобы взрослые дарили   игрушки обдуманно и с выбором чтобы те служили долго и не сковывали

их воображение.

По словам немецкого педагога Каролины фон  Гейдебранд, «игрушка может быть для ребёнка благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она друг, если  проста, примитивна и не очень богата, если даёт  ребенку возможность преобразовывать  и заканчивать незаконченное в  фантазии. Ребенок должен  иметь возможность реализовывать свои  фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на  организме  и угнетают ребенка».

 Это может проявиться в непослушании, настроении, болезненности. Такое внутреннее накопление сил фантазии автор называет «внутренним телесным наказанием» которое для ребёнка мучительно и вредно воздействует на его будущее. Необходимость и значимость познавательной активности ребенка, обогащающей его душевный мир, стимулирующей развитие, убедительно показывает новелла, повествующая о мальчике и его папе, которые «так и существовали: ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то он и папа. К 7 годам оказалось, что ребенок никогда не бывал в театре, цирке, кино, зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколада не давали. У него не было лыж, санок, коньков, мяча. Друзей у него тоже не было. По той же причине... Зато он без предупреждения вытирал ноги, без напоминания мыл руки, без замечаний стелил постель, без разговоров ложился спать. Во всем остальном он был дурак дураком».

Организуя жизненное пространство ребенка, важно позаботиться не только о притоке новой полезной для него информации, но также и о том, чтобы этих новых впечатлений не было слишком много, поскольку их изобилие приводит к утомлению, рассеивает и притупляет внимание, не позволяет углубиться в суть явлений, может даже вызвать скуку, стать причиной логоневроза. Это касается развивающих игр, чтения книг, просмотра телепередач и т.п. Так, например, избыток игрушек вызывает быстрое пресыщение и не способствует «освоению» каждой из них в полной мере. Постепенно игрушки обесцениваются, превращаются в «мертвые», т.е. в те, в которые ребенок не играет. Возникает иллюзия, что потребность во впечатлениях можно восполнить только за счет новых игрушек. Именно поэтому на самом деле главное не просто подарить ребенку игрушку, а научить его играть с ней, показать разные способы использования, в том числе подтолкнуть к придумыванию игр. Неслучайно многие взрослые с любовью вспоминают игрушки своего детства, в которые они при поддержке родителей и педагогов «вдохнули жизнь». В этом случае игрушка сторицей возвращает вложенную в нее душу, наделяя ребенка различными навыками, творческой фантазией, умением бережно и разумно обращаться с вещами. Следует помнить, что новые знания совсем не обязательно предполагают наличие новых объектов; напротив, можно помочь ребенку получать новую информацию от хорошо знакомых предметов. В этом и заключается суть развития любознательности, творчества и глубины ума. К тому же многие дети, «не испорченные» цивилизацией, будучи в чем-то мудрее взрослых, сами выражают готовность неоднократно углубляться в сюжеты уже известных им сказок, игр, как бы заново проживая их и открывая при этом новые, значимые для них грани и нюансы.

Удовлетворяя неуемную любознательность ребенка, стимулируя его активность, нельзя забывать о потребности детей в самостоятельности, включая их право на ошибку, отрицательный опыт, если, конечно, тот не угрожает жизни и здоровью ребенка и других людей. Опыт самостоятельных действий, пусть даже неудачных и ошибочных, не только развивает инициативу и ответственность, но и лежит в основе формирования способности ставить сознательные цели, предвидеть возможные последствия и стремиться к выполнению того, что намечено. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять. Иными словами, призыв старшего «Давай вместе!» должен касаться исключительно тех дел, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, исключать вмешательство в те ситуации, где малыш испытывает радость от своей самостоятельности.

Многие взрослые, озабоченные дисциплиной, сетуют на то, что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, дети восстают не против правил, а против тех способов, которыми они внедряются. Практика общения с дошкольниками показывает, что в процессе социального взаимодействия дети испытывают внутреннюю потребность в четком соблюдении непротиворечивых правил, ожидая их от взрослых либо вырабатывая самостоятельно.

Хаос и суета, становящиеся неотъемлемыми атрибутами современной жизни, особенно в городе, приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности. Потребность детей в правилах и порядке, поисковой активности и самостоятельности неразрывно связана с ритмичной организацией их жизни, созданием регулярности, повтора, последовательным чередованием «вдоха» и «выдоха», где «вдох» - это получение впечатлений и информации извне, а «выдох» - свободная творческая реализация переработанного опыта.                 Следует заметить, что ритм лежит в основе как биологических, так и психических процессов человека, является одним из условий его здоровья в самом широком смысле, поскольку обеспечивает внутреннюю гармонию и равновесие. Применительно к организации жизни детей ритмичность деятельности и мероприятий позволяет им глубоко погрузиться в процесс, постепенно отработать навыки, более легко и качественно усвоить необходимые знания, делает его эмоционально устойчивым, способствует развитию привычек. Кроме того, ритм помогает избежать быстрого наступления утомляемости, поэтому включение ритмичного элемента в педагогический процесс, и в частности в обучение, можно считать эффективным средством профилактики умственных перегрузок, нервного истощения и внутреннего напряжения дошкольников.

Бесспорно, что всем взрослым, кто непосредственно взаимодействует с детьми, необходимо помнить: ребенок, пусть даже самый маленький, - это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература

Абраменко В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. М., 2006.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М„ 2007.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996. Л. СЕМЁНОВА, кандидат психологических наук : « Основные потребности дошкольника».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки нужны детям?»

Консультация для родителей на тему:«Какие игрушки нужны детям?»...

Серия консультаций для родителей по теме "Какие игрушки нужны детям"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, ...

Консультация для родителей на тему "Какие игрушки нужны деятм"

Игрушка – условное изображение реальных предметов; веешь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме; одно из важных средств воспитания и обучения. К игрушке...

Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки не нужны детям?»

С помощью данной консультации педагоги смогут донести до родителей в доступной форме какие игрушки не нужны детям...

Консультация для родителей на тему: "Какие игрушки нужны вашим детям?"

Консультация для родителей "Какие игрушки нужны вашим детям?"...

Консультация для родителей на тему: "Какие игрушки нужны ребёнку".

Консультация для родителей на тему: "Какие игрушки нужны ребёнку"....