«Развитие детей 4-5 лет в театрализованной деятельности»
консультация на тему

                   Содержание

Введение

1.      Театрализованная  игра – как  средство  воспитания  и  развития                                       дошкольников:

 

1.1. Роль игры в воспитании и развитии ребёнка.

1.2. Основные направления развития театрализованной игры.

 

2.      Цели  и задачи    работы  с  детьми  среднего  возраста.

 

3.      Организация, содержание  и  методика  работы  с  детьми  4-5 лет.

 

3.1. Особенности проведения занятий по театрализованной деятельности в средней группе.

3.2. Работа над ролью.

3.3. Принципы организации театрализованной деятельности.

3.4. Правила организации театрализованной деятельности.

3.5. Методы и приёмы.

 

Заключение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_teatralizovannaya_igra.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие  детей  4-5 лет  

в  театрализованной  деятельности»

                           

                   Содержание

Введение

  1. Театрализованная  игра – как  средство  воспитания  и  развития                                       дошкольников:

1.1. Роль игры в воспитании и развитии ребёнка.

1.2. Основные направления развития театрализованной игры.

  1. Цели  и задачи    работы  с  детьми  среднего  возраста.

  1. Организация, содержание  и  методика  работы  с  детьми  4-5 лет.

3.1. Особенности проведения занятий по театрализованной деятельности в средней группе.

3.2. Работа над ролью.

3.3. Принципы организации театрализованной деятельности.

3.4. Правила организации театрализованной деятельности.

3.5. Методы и приёмы.

Заключение

Актуальность.     

     Огромная  роль  в  воспитании  и  развитии  ребёнка  принадлежит  игре – важнейшему  виду  деятельности.

     Советский  педагог  В.А. Сухомлинский  подчеркивал, что «игра – это  огромное  светлое  окно, через  которое  в  духовный   мир  ребёнка  вливается  живительный  поток  представлений, понятий  об  окружающем  мире. Игра – это  искра, зажигающая  огонёк  пытливости  и  любознательности».

     Взгляд  на  воспитание  ребёнка  сделал  актуальной  проблему  образования  и  воспитания   дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

     Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности.

     Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

      Сегодня, когда  широко  и  фундаментально  решается  проблема  дошкольного  образования  и  воспитания  и  усложняются  задачи, стоящие  перед  педагогами  дошкольных  образовательных  учреждений, очень  важной  остается  задача  приобщения  детей  к  театральной  деятельности.

     Детское  творчество – одна  из  актуальных  проблем  дошкольной  педагогики  и  детской  психологии. Её  исследовали  Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко, А.И.Волков  и  многие  другие.

Театрализованная  игра – как  средство  воспитания  и  развития  дошкольников

Роль игры в воспитании и развитии ребёнка:

     Театрализованная  деятельность  таит  в  себе  огромные  возможности  для  коррекции  личностного  развития,  является  источником  приобщения  детей  к  духовным  ценностям, развивают  эмоциональную  сферу  ребёнка. Способствует  речевому, интеллектуальному, художественно-эстетическому  развитию  ребёнка. Развивается  внимание, память, мышление, воображение, способности  к  песенному, игровому  и  танцевальному  творчеству. Использование  детьми  разнообразных  средств  выразительности  речи – важное  условие  своевременного  интеллектуального, речевого, литературного  и   художественного  развития.

     Театрализованная  деятельность  позволяет  решить  многие  актуальные  проблемы  современной  педагогики  и  психологии, связанные  с:

  • художественным  образованием  и  воспитанием детей;
  • формированием  эстетического  вкуса;
  • нравственным  воспитанием;
  • развитием  коммуникативных  качеств  личности;
  • воспитанием  воли, развитием  памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи  (диалога, монолога);
  • созданием  положительного  эмоционального  настроя, снятием  напряженности, решением  конфликтных  ситуаций  через  игру.

     Главное, театр  раскрывает  духовный  и  творческий  потенциал  ребёнка  и даёт реальную  возможность  адаптироваться  ему в  социальной  среде.

     В  игре  ребёнок  получает  не  только  информацию  об  окружающем  мире, законах  общества, о  красоте  человеческих  отношений, но  и  учится  жить  в  этом  мире, строить  свои  отношения, а  это  требует  творческой  активности  личности  (внимания, воображения, логики, эмоциональной  памяти, хорошо  развитой  речи, мимики), т.е.  умения  держать  себя  в  обществе.

       Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

     «Волшебный  край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» – спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

     Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?

     Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связана радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не  сравнимую радость.

      Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

     При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.

     Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника.

     Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.

     Пять лет – это тот благоприятный возраст, когда посещение театра может одарить ребенка ни с чем несравнимыми впечатлениями и оставить след на всю его  жизнь.

     К  сожалению, в настоящее время в массовой практике дошкольных образовательных учреждений театрализованная деятельность остается «Золушкой» и ее судьба, как от злой мачехи, зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопониманием  значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.

      Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности. Характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

      Театрализованная деятельность используется психологами  в  работе  с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов. Весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов ( страхов, патологической застенчивости, тиков, заикания и т.п.) придумали  профессиональные психологи и драматурги И.Медведева и Т.Шишова, которые успешно занимаются с детьми и их родителями «куклотерапией».

      Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное Г.А.Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).  

      Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

    Работы академика Н.Бехтеревой, профессора Д. Камбаровой, научных сотрудников, С. Маневского и В.Матвеевой, установили, что улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учеными явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.

При этом надо не внешне улыбнуться, «одними губами», надо искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.

      Очевидно, что даже краткий перечень достоинств театрализованной деятельности свидетельствует о том, что ей не пристала роль «Золушки». Значение этой сферы детской деятельности для общего психического и художественного развития ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. Это значит, что работа педагога так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительной деятельности.

     Очевидно, что при таком подходе речь идет как о развитии детского творчества, так и личности ребенка в целом. По этому поводу известный детский психолог Н.Н.Поддьяков написал так:

«Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений. Яркие, положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка.

     Поэтому, осуществляя работу с детьми в театрализованной деятельности, мы не должны ограничиваться развитием только исполнительского творчества. При этом мера собственной активности ребенка может быть очень разной.

     Для одних спектаклей они могут все сделать сами:

  • думать содержание спектакля;
  • определить в нем роль для себя;
  • на основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.

В других – выступать только в роли костюмеров и исполнителей.

В-третьих – быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители…

     На основе анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, большой экспериментальной работы пришли к выводу, что для полноценного развития детей в театрализованной деятельности необходим новый подход как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми. Только учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, мы сможем помочь Золушке педагогики стать принцессой.

     Особое внимание  в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию  с семьей.

В семье:

  • Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
  • Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
  • Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
  • Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
  • По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

В дошкольном образовательном учреждении:

  • Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
  • Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
  • Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
  • Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
  • Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
  • Научить управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Цели  и  задачи   работы  с  детьми  4-5  лет

  • Продолжать  развивать  и  поддерживать  интерес  детей  к  театрализованной  игре  путём  приобретения  более  сложных  игровых  умений  и  навыков.
  • Учить  разыгрывать  несложные  представления  по  знакомым  литературным  произведениям.
  • Побуждать  к  инициативе  и  самостоятельности  в  выборе  роли, сюжета, средств  перевоплощения.
  • Содействовать  развитию  режиссерской  игры.
  • Приучать  использовать  образные  игрушки  и  бибабо, самостоятельно  вылепленные  фигурки  из  глины, пластмассы.
  • Использовать  возможности  педагогического  театра  взрослых  для  накопления  эмоционально-чувственного  опыта  детей, понимания  комплекса  выразительных  средств.

К  концу  года  дети  могут:

  • Адекватно  воспринимать  изображенный  в  театре  (кукольном, драматическом)  художественный  образ  в  действии, развитии  и  взаимодействии  с  другими  образами.
  • Осуществлять  выбор  ролей, осознавать  себя  в  определённой  роли, производя  соответствующие  ролевые  действия.
  • Воплощаться  в  роли, используя  выразительные  средства  (интонацию, мимику, движение), применяя  атрибуты, реквизит.
  • Сопровождать  свое  выступление  музыкой (песенкой, инструментальной  импровизацией).
  • Пересказывать  и  сочинять  небольшие  сказки, истории, рассказы; отвечать  на  вопросы  по  содержанию, драматизировать.
  • Владеть  способами  действий  с  различными  игрушками, театральными  куклами.
  • Обустраивать место  для  игры  (режиссерской, драматизации).
  • Отражать  полученные  впечатления  (от  окружающей  жизни, от  художественных  произведений, от  театральных  постановок) в  своей  самостоятельной  деятельности.
  • Взаимодействовать  с  другими  детьми  в  самостоятельной  театрализованной  игре.
  • Иметь  представления  о  театральных  профессиях, входить  в  мигрирующие  творческие  группы  по  созданию  своих  спектаклей.

Содержание, организация  и  методика  работы  с  детьми

Работа над ролью:

  • Вначале педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговаривайте отдельных строк, которые им запомнились.
  • Затем анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
  • После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
  • Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?) По мере необходимости педагог представляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски котенка в соответствии с тем, как он себе это представляет (черный, рыжий или полосатый и т.п.). По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них в соответствии с текстом инсценировки.

Работа с детьми по ходу инсценировки:

     После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т.п.) или включить звукозапись.

     Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора и торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

     Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.

     Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

     По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, малыш должен получить награду.

     Наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

     Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль. Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!

     По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Для  правильной  организации  рекомендуется  учитывать  следующие  принципы:

  • Содержательность  занятий, разнообразие  тематики  и  методов        работы.
  • Ежедневное  включение  театрализованных  игр  во  все  формы          организации  педагогического  процесса, что  сделает  их  такими  же  необходимыми, как  дидактические  и  сюжетно-ролевые.
  • Максимальная  активность  детей  друг  с  другом  и  со                   взрослыми.
  • Подготовленность  и  заинтересованность  воспитателей. Все  игры  и  упражнения  подобраны  таким  образом, что  удачно  сочетают  движения, речь, мимику, пантомиму  в  различных  вариациях.

В  работе  с  детьми  дошкольного  возраста  педагог  должен  руководствоваться  правилами:

  • Осуществлять  выбор  детей  на  роль  с  учетом  их  собственных  желаний.
  • Побуждать  всех  детей  разыгрывать  художественное  произведение.
  • Прослеживать  какие  роли  были  сыграны  каждым  ребёнком, каковы  его  основные   достижения.
  • При  неоднократном  обыгрывании  сказки, рассказа, истории  помнить  о  необходимости  сохранения  свежести  восприятия  произведения  детьми, для  чего  следует  использовать  различные  виды  театра, постановку  новых  художественных  задач.

Методы и приёмы:

     Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.

     Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

     Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

     В дальнейшем, благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л.Вырошниной, Н.Карпинской, Е.Трусовой, Л.Фурминой и др., было установлено следующее.

     Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л.Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная (Сигуткина).

     Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей иное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман).

     В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л.Вырошнина).

     Н.Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях:

на первом этапе - дети коллективно воспроизводят текст сказки.

на втором этапе - предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки.

на третьем этапе – дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.).

на четвертом - осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

     Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).

     Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П.Бочкаревой.

     На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому. Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

     В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект в работе с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и создания предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное перспективное планирование этой работы, начиная с четвертого года жизни.

     Очевидно, что автору хорошо известны реальные трудности, с которыми сталкиваются практические работники при организации и проведении театрализованной деятельности. В первую очередь, это связано с недостатком учебного времени. Именно поэтому работа с детьми в этом направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.

     Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы. Назовем некоторые из них:

  • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О.Лагуткина);
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т.Неменова);
  • предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г.Прима).

Вывод:

     Очевидно, что  в  настоящее  время, благодаря  усилиям  ученых, методистов, практиков, работа  с  детьми  в театрализованной деятельности   получила  научное  обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

     Именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

     В будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.

Литература

  1. Воспитание  детей  в  игре: Пособие  для  воспитателя  дет. Сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение, 1983.- 192с., ил.

  1. Губанова  Н.Ф.  Игровая  деятельность  в  детском  саду. Программа  и  методические  рекомендации.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 128с.

  1. Губанова  Н.Ф.  Развитие  игровой  деятельности. Система  работы  в  средней  группе  детского  сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.-164с.

  1. Доронова Т.Н. Играем  в  театр: театрализ. деятельность  детей  4-6 лет: метод.  пособие  для  воспитателей  дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005.- 127с.

  1. Методические  рекомендации  к  «Программе  воспитания  и  обучения  в  детском  саду»/ Под  ред.  В.В. Гербовой, Т.С.  Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.-344 с.

  1. Маханёва М.Д.  Занятия  по  театрализованной  деятельности  в  детском  саду.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128с.

  1. Менджерицкая  Д.В. Воспитателю  о  детской  игре: Пособие  для  воспитателя  дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1982.- 128с., ил.

  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.  Театрализованные  игры  в  детском  саду: Разработки  занятий  для  всех  возрастов  групп  с  методическими  рекомендациями.- М.:Школьная  пресса, 2004.- 128с.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с.

  1. Руководство  играми  детей  в  дошкольных  учреждениях: (Из  опыта  работы) / Сост. Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсукова; Под  ред. М.А. Васильевой.- М.: Просвещение, 1986.- 112с.

  1. Сорокина Н.Ф. Играем  в  кукольный  театр: Программа  Театр-творчество-дети: Пособие  для  воспитателей, педагогов  дополнительного  образования  и  музыкальных  руководителей  детских  садов.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2004.-208.

 

Кроватки

 

  1. Белова Аня
  2. Гришин  Ваня
  3. Митрофанова  Вероника
  4. Баранов  Илюша
  5. Обухова  Эля
  6. Макаров  Саша
  7. Плаксина  Даша
  8. Киселёва  Аня
  9. Котлова  Ира
  10. Лопухов  Никита
  11. Сафохин  Миша
  12. Милитинский  Саша
  13. Питиков  Максим
  14. Блинова  Лиза
  15. Касимов  Олег
  16. Сосенкова  Соня
  17. Канатбек  Эля
  18. Горбунова  Саша
  19. Елпашев  Даня
  20. Кашев  Андрей