Серия конспектов занятий по сенсорному и эмоциональному развитию
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ивченко Елена Михайловна

         Значение сенсорного развития и  воспитания детей трудно переоценить. Актуальность выбранной темы определяется именно этим, т.к. перед практикой дошкольного воспитания стоит задача разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Серия конспектов занятий по сенсорному и эмоциональному развитию .

Пояснительная записка.

        

         Важную роль в процессе познания ребенком окружающей действительности играет его чувственный опыт. Организация такого опыта – цель сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование у детей психических процессов: ощущений, восприятия. Именно два этих познавательных психических процесса являются основой всего интеллектуального развития ребенка. Успешность умственного, физического, социального воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.          

         Значение сенсорного развития и  воспитания детей трудно переоценить. Актуальность выбранной темы определяется именно этим, т.к. перед практикой дошкольного воспитания стоит задача разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Значимость выбранной темы определяется и стремлением качественного выполнения государственных образовательных стандартов, в которых есть критерии, напрямую связанные с сенсорным воспитанием детей раннего возраста.

        Сенсорное воспитание осуществляется в предметной деятельности, которая  является ведущей в раннем возрасте. Трудно переоценить значение первых предметных игр с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ним.

Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий  как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

          Занятия с дидактическими игрушками направлены не только на решение чисто сенсорных задач – развития зрения, слуха, осязания, они развивают познавательную активность детей, затрагивают более широкий круг интересов маленького ребенка, стимулируют его умственную активность.

Предлагаемая серия конспектов занимает важное место в педагогическом процессе, решая задачи сенсорного воспитания.

 Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Но, к сожалению, в наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Однако как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорежец, только согласование функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

«Путешествие на необитаемый остров»

Цель: Создавать положительный эмоциональный настрой . Развивать произвольное внимание, речь. Стимулировать работу тактильных, зрительных, обонятельных анализаторов. Учить различать овощи по запаху. Формировать умение управлять своим телом, дыханием. Вызвать желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.

Материал: тарелки с кусочками овощей, веточками петрушки, и укропа; вырезанные из бумаги сердечки с напечатанными на них именами детей; сундучок.

Ход.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Лодочка».

«Ребята, вы хотите очутиться на необитаемом острове? Тогда мы сыдем в лодки и поплывем туда по морю».

Дети распределяются на пары, садятся на пол напротив друг друга и, взявшись за руки, наклоняются вперед – назад.

3. Беседа «Необитаемый остров.»

«Вот мы и приплыли. А почему мы назвали этот остров необитаемым? Что нужно знать и о чем нужно помнить, чтобы выжить на таком острове? ( Нужно быть всем вместе. Помогать друг другу. Заботиться друг о друге. Нельзя есть незнакомые ягоды, грибы. Надо опасаться диких зверей, змей, насекомых. Необходимо быть осторожным при переходе через болото.) Мы пойдем по тропинке, которая ведет в глубь острова».

4. «Тропинка».

Сенсорная тропа.

«Будьте осторожны, ведь по обеим сторонам пропасть. Запомните: двигаться нужно небольшими шагами, не спеша. Помогайте друг другу.

5. Психогимнастика «Встреча со львом».

« Двигаемся дальше! Осторожно, у куста кто –то притаился! Кто же это? Это лев. Вы его боитесь? Давайте все вместе его испугаем, чтобы он убежал.

6. Игра «Учимся узнавать по запаху»

«Наверное все проголодались. Что же мы приготовим на обед? Угадайте по запаху».

Дети закрывают глаза . Педагог поочередно подносит к каждому ребенку тарелки с кусочками свеклы , моркови, огурца, лука, укропа, чеснока. Дети угадывают что это, затем называют одним словом- «овощи». Рассказывают, что можно приготовить из овощей.

7. Игра «Горячо - холодно».

«Вы знаете, что на необитаемом острове часто находят клады? Давайте поиграем в игру «Горячо - холодно» и попробуем найти клад. Если вы пойдете в правильном направлении, я скажу «Горячо!», а если в неправильном «Холодно!»»

Дети находят сундучок. Педагог его открывает.

8. Упражнение «Настроение и цвет».

«Посмотрите, в сундучке сердечки с вашими именами. В В группе вы их можете раскрасить любым цветом, каким захотите. Вот и закончилось наше путешествие на необитаемый остров».

9. Ритуал окончания занятия.

«Следопыты»

Цель: снижать уровень тревожности; продолжать учить ходить по ограниченной поверхности; развивать внимание, воображение, тактильное восприятие; учить передавать ощущения словами.

Материал: следы, вырезанные из цветной бумаги.

Ход.

1. Ритуал начала занятия.

2.Упражнение «По следам».

«. Кто из вас знает кто такие следопыты? Следопыт- это охотник , выслеживающий зверя по следам. Так же следопытом называют человека опытного в распознавании следов. А вы хотели бы стать следопытами?»

Дети идут по следам с разведенными в сторону руками.

3. Игра «Быстро- медленно».

Сенсорная тропа.

Дети проходят по тропе в медленном темпе и на каждом участке говорят, что ощущают их ноги. По команде педагога идут в быстром темпе.

4. Упражнение «Ребята и зверята»

Дети, взявшись за руки встают в круг и хором говорят: - Мы ребята!

Педагог произносит:

-А теперь вы зверята! Превратитесь в котят (щенков, тигрят и д.р.)

С помощью звукоподражания и выразительных движений дети изображают мяукающих котят, лающих щенков и т. п.

5. Релаксация «Летняя ночь».

Ложитесь удобнее, расслабьтесь, наступает чудесная, летняя ночь. На темном небе зажглись яркие звездочки. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла охватывает ваше тело. Дышится легко, ровно, глубоко. Ласковый ветерок обдувает ваше тело. Воздух чист и прозрачен. Звезды гаснут. Наступает утро. Вы бодры, полны сил и энергии.»

6. Ритуал окончания занятия.

«Разные эмоции, разное настроение»

Цель: снимать эмоциональное напряжение; развивать воображение, речь, мелкую моторику, общую моторику; способность выражать различные эмоции и различать их. Формировать умение действовать в коллективе сверстников.

Материал: набор карточек с изображением лиц, выражающих эмоции; панно «ежик».

Ход.

1. Ритуал начала занятия.

2.Игра «Отгадай эмоцию»

Зеркальное панно.

Педагог раздает карточки с изображением лиц, передающих разные эмоции. Дети поочередно, с помощью мимики показывают эмоцию изображенную на карточке. Остальные отгадывают, что это за эмоция.

3. Беседа «Способы улучшить настроение».

Педагог предлагает обсудить, как можно улучшить настроение: сдержать свои негативные эмоции или выразить их с помощью действий ( битье подушки и др.), подумать о чем нибудь приятном, послушать любимую сказку, музыку и т. д.

4. Этюд «Холодный лед - горячий пирожок».

Педагог предлагает детям представить, что они передают друг другу предметы, имеющие разную температуру. Дети изображают, какие эмоции испытывают, когда берут тот или иной предмет.

5. Работа с панно «Ежик».

Дети вспоминают, что к ним в гости приходил колючий еж. Педагог привлекает внимание к панно и просит определить, чей это силуэт. Затем рассказывает, что ежик хочет пойти в гости  и хочет нарядиться так, как советовала ему мама-ежиха. Дети достают из коробки детали, раскладывают, обследуют каждую деталь тактильно, затем называют. Педагог помогает уточнить какая деталь твердая, какая мягкая, какого она цвета, где ее можно расположить.

Игра- упражнение «Составь картинку».

Дети оформляют панно «Ежик» по плану-схеме. Особое внимание педагог обращает на расположение деталей на панно ( справа, слева, снизу, сверху). Дети «наряжают» ежика поочередно прикрепляя детали. Педагог спрашивает каждого ребенка, как он расположил деталь относительно основных частей( Где находится бант? и т. д.-Справа от мордочки).

Педагог хвалит детей, говорит, что они добрые и умелые, т. к. помогли ежику нарядиться. Предлагает поиграть в пальчиковую игру, чтобы отдохнули руки.

6. Пальчиковая игра «Ежик топал по дорожке».

7. Обсуждение настроения

«Как вы думаете, какое настроение будет у ежика?  А какое у вас? Сегодня мы узнали, как улучшить настроение. Поэтому наше настроение будет всегда отличным!»

8. Ритуал окончания -занятия.

«Учимся представлять».

Цель: создавать положительный эмоциональный настрой ; рзвивать логическое мышление, речь, воображение, внимание, координацию движений; формировать умение держать равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.

Материал: ребристый мостик, набор цилиндров, знакомые детям игрушки и предметы.

Ход.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Держи равновесие!». Педагог предлагает детям пройти по ребристому мостику. Тот, кто оступился, начинает путь сначала.

3. Игра «Сравни цилиндры» .

Педагог предлагает поставить цилиндры в ряд, соблюдая закономерность:

-по цвету( красные, желтые, синие);

-по размеру (высокие, средние, низкие);

4. Этюд «Теплое, ласковое солнце».

Педагог предлагает детям закрыть глаза, представить теплое, ласковое солнце и изобразить, как оно светит.

5.Игра «Придумай загадку».

На столе лежат знакомые детям игрушки и предметы. Педагог предлагает , не указывая на предмет, составить его описание, в форме загадки.

6. Психогимнастика «Король Боровик не в духе».

Зеркальное панно .

Педагог читает стихотворение , дети выполняют движения и изображают эмоции в соответствии с текстом.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

7. Ритуал окончания занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по сенсорному воспитанию и развитию

Развитие сенсомоторики«Белка учится считать»Цель:развивать внимание, моторику пальцев рук, зрительную память, закрепить понятия «один», «много», совершенствовать двигательную активность детей, ф...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе «Собери лепестки по цвету»

Занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе"Собери лепестки по цвету"  Программное содержание.-Учить детей рисовать предмет круглой  формы...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе На Teмy: «Собери цветок»

Учить детей рисовать предмет круглой  формы, и закрашивать его.-Учить детей знанию основных цветов (красный, желтый, черный)...

Конспект занятия педагога-психолога по эмоциональному развитию в старшей группе

План-конспект занятия педагога-психолога по эмоциональному развитию в старшей группе.Тема "Учимся справляться со злостью".Цель: Обогащение опыта детей в распознавании эмоций, отреагирование ...

Серия конспектов занятий по сенсорному развитию в группе раннего возраста: «Машенька и геометрические фигуры»,«Мишка в детском саду»,«Гости».

Задачи:1.Познакомить детей с геометрической фигурой – квадрат. Формировать умениеузнавать предметы по форме (квадрат, круг), обозначать их в речи. 2.Развивать умение анализировать, сравнива...