Игровая деятельность детей дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Теоретические и методические основы

организации игровой деятельности детей

дошкольного возраста

 

 

 

 

 

План

1.     Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников.

1.1.         Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольников

1.2.         Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников

1.3.         Наблюдение и анализ театрализованной игры дошкольников

1.4.         Наблюдение и анализ режиссерской игры дошкольников

1.5.         Наблюдение и анализ дидактической игры дошкольников

1.6.         Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников

 

 

1.

Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольника

Игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, имеющая большое значение для его всестороннего развития. Поэтому педагог обязан пристально изучать работу  в часы игр, анализировать состояние игровой деятельности детей в разных группах в разные периоды времени, помогать  в руководстве детскими играми, обсуждать эти вопросы на педагогических совещаниях.
Для того чтобы сделать выводы об играх детей и воспитательной работе в часы игр, нужно проводить систематические и целенаправленные наблюдения, включать их в календарный план работы.
При анализе воспитательной работы в процессе игр следует руководствоваться задачами, определенными «Программой воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе.
Предметом наблюдений должно быть содержание детских игр, поведение и взаимоотношения детей во время игры и педагогическое руководство игрой. Во время игр держать в поле зрения и детей и воспитателя значительно труднее, чем во время занятий, когда деятельность детей однородна. Поэтому  лучше ограничить круг объектов наблюдения и наметить одну конкретную задачу: наблюдать содержание игр в целом или игру небольшой подгруппой детей, одного ребенка или деятельность воспитателя. При этом необходимо вести записи, собирать фактический материал, характеризующий состояние работы и дающий возможность сделать правильные выводы.
При единичных наблюдениях иногда может показаться, что все обстоит благополучно: все дети играют, содержание игр разнообразное,— но эти выводы могут быть ошибочными. Например, в одной подготовительной группе на прогулке часть девочек начинает хороводную игру, несколько мальчиков сразу же берут городки, некоторые что-то строят в песочном дворике, остальные— бесцельно бродят по участку. Наблюдения в этой же группе на следующий день показали, что группировки детей почти не изменились, содержание игр осталось тем же, те же «одиночки» бродили по участку, не умея включиться в игры других детей. Подобная картина должна вызвать беспокойство, так как совершенно очевидно, что педагоги в этой группе не руководят играми детей.
Пристального внимания требует и содержание сюжетно-ролевых игр. Если, например, в старшей группе, как и в предшествующие годы, дети играют только в «больницу» и «семью» и в их играх отражается лишь бытовая сторона жизни, значит, содержание жизни самих детей бедное. Необходимо вместе с воспитателями пересмотреть всю работу, продумать, что читать, о чем рассказывать детям, куда сходить на экскурсию, чтобы обогатить их впечатления, затронуть чувства, расширить интересы, чтобы вызвать желание отразить в играх интересные события окружающей жизни. Известно, что, если услышанное или увиденное затронуло чувства детей, они стремятся выразить свои впечатления в рисунке, лепке, конструировании и обязательно в игре.
Наблюдение игр в целом дает представление о наиболее популярных в группе играх, об игровых группировках детей или их отсутствии, об игрушках и игровых материалах, которыми дети пользуются чаще всего, о деятельности воспитателя. Когда дети начали играть, как перешли к играм — сами или по указанию воспитателя. Все ли дети были заняты. Сколько организовалось группок играющих, поскольку человек в каждой; сколько детей играло в одиночку. Какова тематика сюжетно-ролевых игр; в какие подвижные, дидактические, настольные игры играли дети, поскольку человек. Сколько детей занималось другими видами деятельности и сколько времени. Какими игрушками больше пользовались, а какими не пользовались совсем.
Где и как размещены игрушки и прочий игровой материал для разных видов игр, как им пользуются дети (свободно или с разрешения воспитателя). Какой дополнительный материал есть в распоряжении детей, какие игрушки-самоделки, кем сделаны — воспитателем, родителями, самими детьми. Делались ли игрушки в процессе игры, созданы ли для этого соответствующие условия. Когда дети закончили играть. Убрали ли весь игровой материал, которым пользовались, или сохранили обстановку, созданную в процессе сюжетно-ролевой или строительной игры.
На основании этих записей педагог делает выводы: воспитан ли у детей навык играть в отведенное по режиму время, сколько (фактически) продолжалась игра. Есть ли навык играть вместе, организовать коллективные игры. Насколько разнообразна тематика сюжетно-ролевых игр, отражаются ли в них знания и впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении сказок и пр.
Какое место занимают игры с правилами: подвижные, дидактические, хороводные и др.
Взаимоотношения детей в игре: доброжелательны ли дети друг к другу, достаточно ли вежливы, дружны, умеют ли играть вместе, договариваться о совместных действиях.
Удобно ли было детям играть, обеспечена ли возможность свободно пользоваться игровым материалом. Какие игрушки дети любят больше, какие игровые материалы следует пополнить, какие убрать. Как пользуются строительным материалом (есть ли навыки конструирования). Насколько бережно дети обращаются с игрушками. Созданы ли условия для продолжения, дальнейшего развития начатых игр.
Соответствует ли содержание, характер, организация игр возрасту детей.
Наблюдение устойчивых группировок детей в игре. В данном случае должны обратить внимание на содержание конкретной игры, ее развитие, на взаимоотношения детей в игре, проявление тех или иных сторон личности ребенка в маленьком коллективе. Заведующий подробно записывает, как началась игра, во что играли, кто был инициатором; как дети договаривались, кто, что будет делать; были ли при этом споры, обиды, кто уступил. Выбирали ли дети место для игры или играли там, где расположен игровой материал. Какие игрушки они взяли для игры, какой дополнительный материал использовали. Кому принадлежала инициатива в процессе игры. Были ли в игре пассивные дети, только подчинявшиеся чужим распоряжениям. Придерживались ли дети первоначального замысла или меняли его. Сохранился ли интерес к взятой роли у всех детей. Сколько детей выбыло из игры, почему; сколько примкнуло к данной группе играющих, по чьей инициативе, как их приняли.
Были ли конфликты среди играющих, в связи с чем, как они разрешались, как повлияли на дальнейший ход игры. Сколько времени длилась игра, как она закончилась. Договаривались ли дети продолжить игру или убрали весь материал после игры. Все ли дети принимали в этом участие. В чем выразилось руководство воспитателя данной группкой играющих: непосредственное участие в игре, помощь в ее организации, советы в процессе игры, рекомендация игрушек, дополнительных материалов для игры, разрешение конфликтов и др. В процессе наблюдений очень важно записать, как вел себя тот или иной ребенок, отметить его как положительные, так и вызвавшие тревогу слова и поступки, чтобы потом обратить на них внимание воспитателя, дать ему необходимые советы, понаблюдать за этим ребенком в дальнейшем.
Подробная запись коллективной игры дает возможность сделать выводы об умении детей играть вместе, договариваться, советоваться, уступать друг другу, приходить к совместным решениям. Взаимоотношения детей в игре показывают, насколько воспитаны у них чувства дружбы, ответственности за порученное дело. Есть ли в группе организаторы, не подавляют ли они инициативу других детей. Насколько развито у детей умение активно действовать, пользоваться своими знаниями, творчески относиться к выбору сюжета, использованию игрушек и дополнительного материала для осуществления задуманного.
Подробное наблюдение за той же устойчивой группкой детей целесообразно повторить через небольшой промежуток времени и снова зафиксировать не только содержание игры, но и участников (отметить, есть ли новые дети, те же ли в группе организаторы, изменилось ли содержание игры, как она закончилась и т. п.). Сравнение этих записей дает возможность сделать правильные и объективные выводы.
Во всех возрастных группах встречаются дети, не умеющие ни организовать игру, ни примкнуть к другим играющим. Одни из них спокойно рисуют, смотрят книги или бродят от одной группки к другой; другие проявляют агрессивность, мешают играющим, расстраивают игру. Наконец, есть дети, предпочитающие играть в одиночку. Наблюдать следует за разными детьми, даже за теми, которые ничем особенно не выделяются и хорошо чувствуют себя в коллективе, пользуются авторитетом. Все это поможет в работе с менее активными детьми.
Наблюдая за одним ребенком, педагог как можно подробнее фиксирует, что он делал в течение всего периода, отведенного для игры (в помещении или на участке): как он начал играть, во что, сразу ли пошел к определенной игрушке или выбирал, раздумывал. Как играл с игрушкой, какую проявил выдумку, убрал ли игрушку на место. Обращался ли к воспитателю, с чем. В чем проявилось внимание воспитателя к этому ребенку.
Сколько времени ребенок занимался одной игрушкой, играл один или с группкой детей, как включился в игру (или привлек других детей к своей игре). В чем проявлял инициативу (или был исполнителем замысла других детей). Сколько времени играл. Если он занимался другим видом деятельности, то каким именно и сколько времени, на что переключался и т. д.
Эти записи  помогут воспитателю понять индивидуальные особенности ребенка и найти наиболее эффективные способы воздействия на него. Готовя педагогический совет, посвященный вопросам воспитания детей в игре, заведующий может предложить воспитателям, свободным в данный момент от работы, понаблюдать за отдельными детьми в определенной группе, сделать подробные записи (по указанным выше вопросам), проанализировать их и своими мнениями поделиться с товарищами.
Наблюдение деятельности воспитателя. В данном случае заведующий выясняет, что воспитатель делает во время игр детей; к каким детям обращается, зачем; кто из детей обращается к воспитателю; как и что отвечает воспитатель детям; в чем выражается его помощь в организации игр и т. д.
На основании записей заведующий делает вывод о качестве педагогического руководства играми детей. В беседе с воспитателем прежде всего отмечает то положительное, что ему удалось увидеть в данной группе, а затем указывает и на недостатки.
Вместе с воспитателями группы заведующий продумывает, как улучшить работу, как руководить детьми, требующими особого внимания, и т. д. После подобных наблюдений в разных группах и бесед с воспитателями выявятся те вопросы, которые целесообразно вынести на обсуждение коллектива.
Систематические наблюдения и анализ состояния игровой деятельности помогут заведующему улучшить воспитательную и организационную работу. Может быть, возникнет необходимость организовать обмен опытом, обсудить этот вопрос на педагогическом совещании, уточнить режим дня, чтобы наиболее полноценно использовать время, отведенное для игр, пересмотреть организацию труда персонала, пополнить и улучшить оборудование для игр на воздухе, продумать подбор и хранение выносного материала, изменить, дополнить ассортимент игрушек и т. д.

 

1.1

Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника.

Протокол наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы.

Сюжет игры: «овощной магазин».

Дата наблюдения: 03.09.16г.

Длительность игры: 20 минут.

Ход игры:

-Кира подошла к Наташе: Кира послушай, у меня в магазин привезли, много яблок ты придешь ко мне купить?

Наташа: Кире я не хочу покупать яблоки можно я буду  продавцом?

Кира: Да Наташенька, а я тогда кем буду? Я тоже не хочу быть покупателем.

Наташа: Кира, а давай ты будешь заведующей магазина, кому-то надо фрукты заказывать.

Кира: Хорошо я согласна.

-Увидела игру девочек Даша : Кира я тоже хочу играть с вами?

Кира: У нас нет покупателя, будешь у нас фрукты покупать?

Даша: да, я только домой за дочкой схожу.

-Даша уходит, берет куклу, наряжает дочку, берет сумку.

Даша: У нас дочурка все овощи закончились щи надо сварить, некапризный, я тебе в магазине вкусненькое куплю.

-Кира с Наташей в это время расставляют, мягкие столы на них выкладывает, овощи и фрукты, Припасают красивые пакетики, весы, кассу.

Кира: Наташа, а кто у нас кассиром будет?

- К девочкам подходит Артем: Я тоже хочу играть?

Кира: Артем нам надо завести товар, ты будешь шофером?

Артем: Да я пойду, заведу машину. Артем взял стул и колцеброса, взад построил из строителя кузов, сел и зарычал, потом встал и стал нагружать кузов картошкой(заменителем служили кубики из конструктора)

- чтобы помочь девочкам в развитии сюжета к ним присоединилась воспитатель

Нина Константиновна: Можно я буду кассиром, я очень хочу с вами играть?

- девочки с удовольствием соглашаются .

Нина Константиновна : Девочки надо фасовать пакеты свежими овощами, к нам привезли новый завоз картофеля.

Артем: Я картофель привес кто разгружать будет?

Кира: это мужская работа надо принять на работу грузчика.

-Кира подходит к Гене: Гена послушай ты все равно один играешь,пойдем играть с нами?

Гена: а что надо делать?

Кира: я тебя на работу беру, разгружать товар в магазин?

- Гена засмеялся, подошел к Артему.

Гена: Артем, ты поможешь мне?

Артем: конечно, помогу, я друзьям всегда помогаю.

Гена и Артем подходят к воспитателю и спрашивают.

Артем: куда разгружать товар?  Мы тут овощи привезли, капусту, картофель, огурцы, а выгружать, незнаем куда.

Нина Константиновна: В склад, он будет здесь, показывает на разных размеров коробки.

- мальчики сортируют овощи и фрукты по коробкам.

Кира : берет яблоки и угощает ими мальчиков.

Артем и Гена изображают, что едят яблоки с удовольствием.

Гена: наложи мне яблок побольше -  я друзей угощу.

Кира: Я больше не могу вас угостить, если хотите еще идите к продавцу она вам продаст, сходите и заплатите деньги кассиру.

Даша: рассматривает овощи, подходит к Наташе (продавцу)

Даша: у нас дома закончились овощивзвесьте, пожалуйста мне картофель.

-Наташа улыбается и накладывает в пакет кубики.

Наташа: Вам сколько килограмм наложить два или три?

Даша: Положите, нам с дочкой полный пакет мы дома пожарим, на сковородке.

-Наташа лежит пакет на весы подает пакет Даша, улыбается с вас 40 рублей, вам надо заплатить в кассу, там у нас кассир есть

Даша: вот, пожалуйста, возьмите.

-Даша протягивает руки и подает фантики от конфет кассиру.

Кира подходит к Наташе и Даше, отбирает у Даши пакет и говорит вредным голосом.

Кира: мне не нравиться играть ты Наташа все с Дашей и Дашей, а мне скучно.

Воспитатель: Где заведующая? Мне надо проверить документы все ли овощи привез шофер.

-конфликт между девочками прекращается, Кира бежит проверять коробки. Считает на калькуляторе и пишет в листок карандашом.

-Подходит к Кире Настя  и просится принять ее в игру.

Настя: Кира давай помогу, я тоже хочу.

Кира: я сама справлюсь, мне помощники не нужны. И вообще ты с нами не играешь!

-Воспитатель предлагает Кире принять Настю, объясняя что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной и продавать товар и фасовать овощи.

-Кира настойчиво отказывает Насте, объясняет ей, что справиться без ее помощи.

-Настя сильно обижается, подходит к Даше и говорит.

Настя: Даша можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?

- Даша радостно соглашается, надевает Насте платок, берет сумку.

Даша: Мы дочка опаздываем, берет Настю за руку и ведет в магазин.

Даша: Здравствуйте мне надо купить яблок дочке. Она у меня бледная наверное витамин не хватает?

Настя: мама купи мне бананы, ну купи . Настя настойчиво капризно просит чтобы ей купили бананы.

Даша: потерпи у нас мало денег, вот придем домой я еще денег возьму.

Кира: здравствуйте , не переживайте мы дадим вам взаймы, что хочет ваша дочка? Кира улыбается и дружелюбно смотрит на Настю.

Кира: Наташу запиши покупателям бананы.

Наташа: вы должны 5 рублей, я запишу в тетрадку

-Наташа берет тетрадку и чего-то пишет карандашом.

-Артем в это время набрал в плетеную корзинку лото.

Артем: я огурцы привез, куда разгружать надо.

Тут подходят все дети, которые принимают участия в игре и начинают выкладывать лото (огурцы) к другим овощам.

Кира : а давайте после занятий продолжим игру, а?

Наташа: там времени мало, мы гулять пойдем.

Воспитатель : Ничего страшного ребята мы доиграем позднее .

Гена: все равно у нас все сломают.

 

 

Анализ сюжетно- ролевой игры.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1.Как возникает замысел игры?

2. Обсуждается ли замысел игры с партнером?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре?

5. умеет ли сформулировать игровую цель. Игровую задачу словестно и предложить ее другим детям.

Содержание игры

1.Что составляет основное содержание игры ( действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2.Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных бытовых игр, отражающих общественные  отношения.

Сюжет игры

1.Насколько разнообразны сюжеты игры. Указать их название и количество. (из беседы с воспитателем.

2.какова устойчивость сюжета игры, насколько ребенок следует одному сюжету.

3.Сколько событий ребенок объединяетв один сюжет.

4.Насколько развернут сюжет. Представляет ли он от себя цветочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

5.Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Каковы источники сюжетов игры.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1.Обозначают ли выполняемую роль словом и когда (во время игры или до игры).

2.Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога, (направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4.Передает ли и как передает характерные особенности персонажей.

5.Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные. Как относятся к необходимости выполнять второстепенные роли.

6.Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность. Устойчивость и характер взаимоотношения.

7.Есть ли у ребенка любимые роли. И сколько ролей может выполнять в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы.

1.Использует ли ребенок игровые предметы-заместители и какие. По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

2.Дает ли словестное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

3.Кто является инициатором выбора предмета заместителя, сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4.Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5.Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости разнообразия, адекватности, согласованности своих действийс действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила.

1.Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правила ребенком.

2.Как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью.

3.Следит ли за выполнением правил другими детьми как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

Достижения результата игры

1.Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом

3 какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре

1.По поводу чего чаще всего происходят конфликты ( распределение ролей, выполнение правил итд)

2.Каковы способы разрешения конфликтов

Игровая среда

1.Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры

2. Использует ли игровую среду.

Роль взрослого в руководстве игрой

1.Обращается ли ребенок во время игры ко взрослому и по какому поводу

2. Предлагает ли взрослого принять в игру.

 

Предложением ребенка Киры, стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии, реализуются в более длительном общении  с другими детьми. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливаются в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений. Усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей(Завидущая магазином, кассир, продавец, грузчик, машинист), в согласовании ролевых действий (грузчик разгружает привезенный  шофером товар, завидущая уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умение сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета (пока грузчик разгружает товар, покупатель по-разному решает, что им делать: побыть в это время дома и одеть дочку в магазин. Заведующая считает приведенный товар итд.

Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры, по ним определяются дети - лидеры, организаторы игры  Кира и Наташа (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).

В игре дети проявляют повышенный интерес, инициативу и самостоятельность; играют увлеченно, каждый раз внося что-то новое.

Разыгрывая роли, дети широко используют не только знания о профессиях но и развивает у детей фантазию используя, предметы-заместители; кубики-картофель, лото – огурцы, фантики – деньги, кольцеброс – руль, стул – машина. Действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек,которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом(кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображении

Источниками сюжетной игры являются беседа воспитателя с детьми о профессиях, чтение стихов.

 

- расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры;

- интересовался: «Во что играете?»;
- предлагал новые игровые действия;
- предлагал новые роли;
- вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
- предлагал новые игровые ситуации;

- вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

-предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

 

Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия).

-Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);

-Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;

-Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

-Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики  и жестов.

 

Цель: Цель нашей работы состоит в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников: реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении

2. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3.  Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

 

 

Развитие игровой деятельности

 

Компоненты игры

5-7 лет

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

Замысел игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образыто есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией.

Содержание игры.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми

Сюжет игры

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Для детей характерно узнать как можно больше о том, во что они играют. Общественные сюжеты занимают значительное место в их игре, они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчерпнутые из наблюдения, рассказа воспитателя, книг, кино-фильмов.

Игровые действия, игровые предметы

Игровые действия часто заменяются словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами – заместителями, природными материалами, игрушками. Широко используют в игре подсобные материалы. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые материалы

Правила игры

Дети осознают, что соблюдение правил является условием

Роль взрослого в руководстве игрой

Проблема развития режиссерских игр связывается с созданием педагогических условий:

-организация развивающей среды;

-создание    эмоционально    -    положительного   тона общения;

-осуществление руководства  режиссерскими  играми, способствуя       развитию взаимоотношений со сверстниками внутри игры.

Однако, для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры.

 



 

 

 

1.2.

Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.

 

Протокол наблюдения за строительной игрой детей старшей группы.

Сюжет игры: «Дома на нашей улице».

Дата наблюдения: 24.09.2016годг.

Длительность игры: 20 минут.

Ход игры

После завтрака Марк (5л6м) подходит к Артему  (5л) , Роме  (6л8м), Наташе(6л), Полине (6л1м) и спрашивает.

-А вы будите сегодня строить? «Возьмите меня к себе в игру, я буду кубики вам подавать» Артем Наташе Рома строят дом. Дети изображают строительных рабочих. Марк подает материал. Рома строит дом, а Наташа— изгородь вокруг дома. Рома несколько раз перестраивает дом, старается сделать его красивым. Отходит, смотрит, а потом что-нибудь переделывает. Наташа сделала изгородь и хотела помочь Роме, но Рома заметил ему, что изгородь у него получилась некрасивая. «Я дом красивый строю, а забор плохой. Ты ворота сделай. И флаги можно поставить, увидишь, хорошо будет». Поодаль девочки устроили столовую. «Заведующая столовой» Поля звонит по телефону: «Привезите, пожалуйста, компот».
Рабочие стройки просят накормить их.
Поля. Мы вам сейчас принесем и суп и компот.
Воспитательница. Вам не надо нести, пусть рабочие в перерыв придут к вам обедать.
Девочки начинают сооружать столы из крупного строительного материала, стулья, расставляют посуду: «Ой, скоро рабочие обедать придут, а у нас еще не готово!»

Артем: подходит к девочкам и говорит «Не переживайте я помогу вам построить столовую». Марк подошел к Артему протягивая крупные кубики предлагая «Тем давай мы с тобой построим из этих кубиков столовую?»

Мальчики стали строить замкнутое пространство, в нем построили стулья и столы.

Артем «У нас лучше получилось ставьте посуду к нам на стол. Сейчас наши работники придут».

Поля и Наташа начинают ставить тарелки и чашки.

Сначала Марк присматривался, подавал нужный материал. Постепенно он стал не только помощником, но и равноправным участником играющего коллектива. Вместе с детьми обсуждал, что лучше построить. Рома предложил Марку построить Кинотеатр « Марк построй кинотеатр . чтобы скучно нам не было с работы пойдем мультфильмы смотреть» Марк нередко отстаивал свое предложение. Двустороннее воздействие со стороны педагога и детей оказало значительное влияние на Марка.

Марк ровно друг на друга укладывал кирпичики, на них поставил кубы, на кубы цилиндр, на цилиндр конус.

Наташа подошла к Марку и предложила ему свою помощь «Марк давай построим, забор как у Ромы будет, здорова».

Марк согласился с Наташей.
Строительные игры в жизни детей старшей группы занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей шестого года жизни шире и разностороннее. Потребность выразить свои впечатления об окружающем, о постройках, транспорте, труде взрослых людей, о разных явлениях быта семьи и детского сада определяет характер и содержание игры.
Дети 5—7 лет значительно самостоятельнее, чем дети 4 лет. Круг их сведений о явлениях жизни, о строительных материалах и их свойствах шире, полнее, чем у детей младшей группы. У них богаче сенсорный опыт; он в основном добыт на предшествующей возрастной ступени и пополняется повседневно в процессе индивидуального развития ребенка.
У детей этого возраста шире двигательные возможности — большая свобода и быстрота передвижения, большая точность движений, их ловкость; при соответствующих упражнениях достигается значительное развитие мелкой мускулатуры рук у детей, что создает предпосылки для самостоятельного изготовления некоторых нужных для игры вещей, игрушек.
В процессе воспитания и обучения у детей появляются качества, которые открывают новые возможности для руководства строительной игрой, позволяют ставить новые воспитательные задачи: развитие сообразительности, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках, транспорте, о различных трудовых процессах. Способность к более точному восприятию, более тонкой дифференциации формы, величины создает возможность в большей мере опереться на зрительное восприятие готовой постройки, рисунка, фотографии, которые могут при известных условиях помочь педагогу в развитии строительной деятельности детей.

Рассматривая вопрос о педагогическом руководстве строительной игрой в старшей группе, нельзя не напомнить тех предпосылок, которые обеспечивают успех этого руководства. Важнейшей из этих предпосылок является накопление первого опыта строительной игры у детей, для которых эта игра является новой деятельностью.
При отсутствии умения строить дети не достигают результата, а это мешает развитию у них положительного отношения к строительной игре. Наиболее эффективными путями накопления первого строительного опыта является совместная игра педагога с ребенком, в процессе которой он показывает, как надо сделать ту или иную постройку, обращает внимание на удачные постройки детей, умеющих хорошо строить, рекомендует наиболее простой строительный материал в начале работы, а по мере освоения его предлагает более сложный. Этому помогает атмосфера созидания, в которую попадают дети, впервые поступившие в детский сад. Некоторые дети вначале робко, а потом все более и более смело присоединяются к играм «опытных строителей»

 

 

 

Анализ строительной игры.

Количество детей    пять детей участвовало в игре

Название игры          «Дома на нашей улице»  

Воспитатель               ЧерепенинаНина Константиновна

Дата                             24 сентября 2016год

 

Вопросы к анализу

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

5

Кто является инициатором игры

Марк

Наличие атрибутики строительных материалов

Конструктор. Флажки, игрушки.

Создание интереса к игре

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, в т.ч. используя конструкторы, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т.д.).

Взаимоотношение детей в игре

Доброжелательность

Умение договариваться

Взаимопомощи

Отзывчивость.

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Желание всегда быть первым

Роль воспитателя

Помогает распределить роли

Вносит интересные предложения по организации игры

Играет вместе с детьми

Помогает советами
Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются постройки)

Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Окончание игры, подведение итогов

в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Длительность игры

Длительность игры составляет 20минут

 

Вывод:

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят столовую, а потом играют в поваров и посетителей.

 

 

1.3

Наблюдение и анализ театрализованной игры старшей группы.

Протокол наблюдения за театрализованной игрой детей старшей группы

Название игры «Красная Шапочка»

Дата наблюдения «27 сентября 2016год»

Длительность игры «25 минут»

 

В группу утром пришел Данил К и рассказал детям как он на выходных был в Нижнем в кукольном театре на представлении «Красная шапочка»

Все ребята стали просить Воспитателя чтобы она прочитала сказку «Красная шапочка»

Воспитатель предложила детям « а давайте с вами покажем представление по сказке красная шапочка». Вспомните мы свами, на весеннем празднике показывали мамам сказку?

Дети с большим желанием согласились, и стали договариваться меж собой кто будет играть Красную шапочку.

Саша Ю « я хочу сыграть красную шапочку», Вика Б стала перекрикивать и толкать Сашу « я тоже хочу»

Воспитатель « Девочки не ругайтесь, мы выберем персонажей сказки по считалочке так будет необидно ни кому, согласны ребята?»

-дети соглашаются, и воспитатель выбирает персонажей

Саша Ю –Красная шапочка

Алеша К – Серый волк

Маша Р –мама Красной шапочки

Юля П и Аня Б - Цветы

Вика Б – Бабушка

Дима Ч и Егор С – дровосеки

Ход игры:

Воспитатель « я буду диктором»

Саша Ю «а кто такой диктор?»

Воспитатель « диктор рассказывает сказку от автора»

Воспитатель вносит атрибуты к театрализованной игре домик бабушки , елки изображающие лес, включает спокойную тихую музыку пение птиц.
Воспитатель:

- Девочка в лесу живет

И танцует, и поет.

Любят все ее и ждут

Красной Шапочкой зовут

- С мамой здесь живет одна.

Любит бабушку она.

Поудобней сядь-ка, зритель

И внимательно смотри

- Это присказка, не сказка

Сказка будет впереди.

Звучит музыка. Маша Р : Мама печет пирожки, Саша Ю: Красная шапочка примеряет шапочку и красуется перед зеркалом.

Кр. Шапочка: Мама можно погулять

Мне цветов насобирать?

Мама: Ну конечно прогуляйся,

Да смотри не потеряйся.

Нужно к бабушке сходить

Пирожками угостить.

Кр. Шапочка: Далеко я не уйду.

Позовешь, и я приду.

Маша Р:Мама несет пирожки в печь. Танец мамы. Мама забирает уже печеные пироги из печи и собирает корзинку.

Мама: Где ты ходишь, егоза?

Покажись мне на глаза.

Кр. Шапочка: Что, моя мамочка?

Мне пора к бабулек?

Мама: Собирайся в путь дорожку

И возьми с собой лукошко.

Пироги с капустою

Получились вкусные.

Бабушке - большой привет.

Осторожней будь, мой свет.

Мама и Красная шапочка уходят со сцены.

Появляются сказочницы. .

Воспитатель:

- Вот и в путь пошла она

- В страшный лес совсем одна?

- И совсем не страшный лес

Очень много в нем чудес.

 - Нет. Танцуют в нем цветы,

и луна, и звезды.

В нем легко и просто.

ТанецКр. Шапочки и цветов.

Цветы уходят со сцены, красная шапочка собирает цветы. Вдруг появляется волк и прячется за деревом. Диктор выглядывают из-за ширмы.

Воспитатель:

- осторожно, опасайся

- Волк идет

-Беги, спасайся.

Волк набрасывается на Красную шапочку. Она убегает от него и прячется за дерево.

 Алеша К: Волк куда спешишь, девчушка?

Кр. Шапочка: К бабуле на опушку.

Волк: А где живет бабуся.

Кр. Шапочка: Вон там, вон ходят гуси

Волк: А что в твоем лукошке?

Кр. Шапочка: Там пирожки с картошкой.

Волк: Так ты идешь не тем путем

Дорога та надежней.

Кр. Шапочка: Спасибо, Волк вам за совет

Волк: Прощай, будь осторожней.

Красная Шапочка уходит, а волк идет по дороге и танцует. Появляются сказочницы.

Воспитатель:

-Ах как хитер коварный волк

так обманул бедняжку.

-А сам другим путем пошел

Как за бабулю страшно.

Волк подходит к домику бабушки.

Волк: Ах, вот бабуля где живет

Деревня не плохая.

О, кто-то кажется идет

Сейчас их распугаю.

Танец деревенских девочек. Девочки убегают, волк стучится в дом.

Волк: Ну что ж поесть уже пора

Бабушка: Кто там пришел, скажите?

Волк: Внучка твоя к тебе пришла. Скорее отворите.

Бабушка: Веревку дерни на двери и эти двери отвори.

Ширма разъезжается, волк набрасывается на бабушку и съедает ее. Появляются сказочницы.

диктор:

-Ах бедная какая

Попалась Волку в пасть

- И Шапочка наверно

Рискует в пасть попасть.

- Ох-ох-ох

Играет музыка, появляется Красная Шапочка. Подходит к двери и стучит.

Волк: Кто там пришел?

Кр. Ш.: Ах это я, бабуля.

Твоя внучка.

Волк: Скорее дерни, там шнурок

И нажима на ручку.

Кр. Ш.: Ну здравствуй, бабушка моя

К тебе пришла я в гости.

Волк: Как рада видеть я тебя

Ты принесла мне кости? (ой)

Кр. Ш.: Я пирожки тебе несла

Еще привет от мамы.

Волк: Ну пирожки не ем ведь я

Поставь их у панамы.

Кр. Ш.: Бабуля, у тебя глаза огромные какие

Волк: Чтоб лучше видеть мне тебя, поэтому большие

Кр. Ш.: А уши, бабушка, а нос

Ведь раньше меньше были

Волк: Чтоб лучше слышать твой вопрос

И помнить, что забылось.

Кр. Ш.: А зубы, бабушка моя,

Огромные какие!

Волк: А это чтобы съесть тебя

Кр. Ш.: ой, мама, помоги мне!

Волк набрасывается на девочку и убегает за ней за ширму. Выходит и садится в дом. Ширма закрывается.

Воспитатель:

-Бедняжка, не спаслась она

- Теперь бабуля не одна.

-ой слышишь, где-то там в лесу

Стучат, стучат без толку.

-На помощь нужно их позвать

пускай проучат волка.

Появляются дровосеки.

Дровосеки:

1: Вы слышите кричать в лесу?

2: Может увидели лису.

1: Вдруг нужно там помочь кому

2: Бежим скорей.

1: Топор возьму.

Прибегают к дому бабушки. Ширма открывается.

1: Ах, братцы, да ведь это волк!

2: Пузатый, съел кого-то.

1: скорей лови его. Эй волк! Пора тебе работать.

Волк и дровосеки убегают за ширму. Выходят сказочницы.

Воспитатель:

-Ура, бабуля спасена!

И героиня наша.

- А волк остался без хвоста

От горя плакал даже.

- Добро всегда сильнее зла

И справедливей даже.

- А каждый волк запомнить пусть

за зло его накажут.

Финальный танец всех героев без волка. Дети танцуют с цветами красного и белого цвета.

 

 

 

Анализ театрализованной игры.

Количество детей    7 детей принимали участия в театрализованной игре

Название игры         Сказка Ш Перо « Красная шапочка»

Воспитатель (ФИО)Черепенина Нина Константиновна

Дата                            27 сентября2016год

Вопросы к анализу

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

7 детей принимали в театральной игре

Юля, Аня, Алёша, Маша, Саша, Дима, Егор

 

Кто является инициатором игры

Инициатором игры является Даниил К  который побывал в Нижнем Новгороде и под впечатлениями рассказывал про театр в котором он побывал с родителями

Наличие атрибутики

Домик мамы, домик бабушки, елки изображающие лес, цветы. Костюмы Волка, Красной Шапочки, Дровосека.мамы

Как осуществляется распределение ролей?

Воспитатель с помощью считалки выбирает актеров сказки «Красная Шапочка»

Взаимоотношения детей в игре

Доброжелательность

Умение договариваться

Чуткость

Справедливость

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Конфликт между девочками Викой и Сашей желание быть главным героем, разрешение конфликта воспитателем в предложении выбрать героя по правилам.

Творческие проявления детей: в выборе темы игры, распределение ролей, движениях, создание и использование условий и атрибутов, придумывание вариантов знакомых литературных произведений

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать у них желание попробовать себя в разных ролях. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создать атмосферу творчества и доверия. Давая каждому ребенку возможность высказывать по поводу подготовки к выступлению.

Методы и приемы,помогающие детям точно и выразительно передать образ

Предложить ребятам послушать сказку «Красная Шапочка»  Одновременно выделить соответствующих персонажей. Предложить детям повторить слова героев сказки.

Предложить обыграть героев сказки.

Воспитательные – вырабатывать у детей учебные навыки отвечать на вопросы, не перебивать говорящего. Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие – расширять активный словарь за счет имен прилагательных. Обозначающих величину. Употреблять в речи имена существительные в предложенном падеже с предлогами. Умение подражать; умение согласовывать действия при проведении инсценировки

Развивающие – развивать слуховое и зрительное  внимание ребенка

Обучение рассказыванию

Окончание игры. Подведение итогов

 

Длительность игры

25 минут

 

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать у детей интерес попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач « Тебя съел волк , а потом спасли дровосеки и ты здоров и невредим» « Эта роль никем не раскрыта» , смены тактики работы над спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры. Учить детей создавать творческие группы  для подготовки для проведения спектакля, используя все  имеющиеся возможности. Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты детали костюма сделанные своими руками.Поощрять импровизацию умение свободно чувствовать  себя в роли. Воспитывать у детей артистические качества, раскрывать творческий потенциал, вовлекая детей в театрализованные представления. Предоставлять детям возможность выступать перед своими сверстниками.

 Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

 

1.4

Наблюдение и анализ режиссёрской игры дошкольника.

Протокол наблюдения за режиссёрской игрой детей старшей группы

Название игры «Курочка Ряба»

Дата наблюдения  «6 октября 2016 год»

Длительность игры «10 минут»

Ход игры

 

Во второй половине дня пришла в группу Марина А из младшей группы и попросила помочь детям старшей группы вырезать персонажей сказки «Курочка Ряба»: деда, бабу, курочку, мышку, яйцо белое и яйцо золотое.  Воспитатель показала картинки и попросила наклеить карточки на картон и вырезать.

Юля П и Вика Б охотно согласилась помочь.

 Юля П и Вика Б – выполнили просьбу педагога

ЮляП  предлагает воспитателю   «давайте покажем ребятам сказку курочка ряба?»

Воспитатель « хорошо Юля молодец, что ты предложила показать малышам сказку. Давайте позовем их и покажем»

Воспитатель «Вика ты надень шапочку курочки. Скажи: «здравствуйте дети. Я – курочка. Я пригласила вас в гости. Я хочу отвести вас на полянку сказок и рассказать вам очень интересную сказку!»

-виктория повторила все слова воспитателя, надев шапочку курочки.

Вика « предложила встать за курочкой(за ней самой) и пройти на сказочную полянку (ковер в групповой комнате)

Тут подошла Юля и помогла малышам сесть по удобнее. Поставила на стол ширму и попросила детей внимательно слушать сказку.

Вика и Юля рассказывают детям сказку «Курочка Ряба».

По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляют на стол всех действующих персонажей сказки – Фигурки, которые девочки сами помогли сделать для настольного кукольного театра.

Юля предложила посмотреть малышам на фигурки и спросила детей «Кто к вам пришел в гости?

Девочки предложили малышам выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.

При рассказе сказки девочки меняли интонацию голоса, сменялась на лице мимика.

Юля П « ребята а скажите что любит клевать курочка?»

Малыши промолчали.

-Вика Б достала две миски одна с фасолью а другая с горохом взяла курочку и изображая, как курочка клюет фасоль озвучивая курицу «Ко! Ко! Ко!»

Вика Б « Курочка Ряба любит фасоль и горох»

Юля « Ну вот и все сказка закончилась, и мы прощаемся с вами»

-девочки улыбаются и с хорошим настроениям уходят в свою группу.

  Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметное окружение иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.

Анализ просмотра режиссерской игры.

Количество детей   Вика Брунова (5л 9м) Юля Плечикова (7)

Название игры        «Курочка Ряба»

Воспитатель            Ромашова Марина Афиногентовна, Черепенина Нина Константиновна

Дата игры                6 октября2016год

 

 

Вопросы к анализу

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

Вика Брунова и Юля Плечикова

Кто является инициатором игры?

Юля Плечикова

Наличие атрибутики пособия

Шапочка курочки

Ширма

Фигурки персонажей сказки сделанные девочками для настольного кукольного театра

Курочка Ряба, Дед, Баба, Мышка, яичко простое и яичко золотое, Две мисочки одна с фасолью, другая с горохом

Создание интереса к игре

Интерес создал воспитатель из младшей группы Ромашова М.А , попросив детей о помощи, а  Черепенина Н.К привлекла детей к поделкам настольного театра

Взаимоотношения детей в игре

Вступать в общение;

поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения). Собственно речевые умения

высказываться логично и связно);

-говорить выразительно в нормальном темпе, -пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета, (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.).

Умение общаться в паре, группе из 2человека;

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики  и жестов.

 

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

 

Роль воспитателя

-организация развивающей среды;

-создание    эмоционально    -    положительного   тона общения;

-осуществление  руководства  режиссерской игре, способствуя       развитию взаимоотношений со сверстниками внутри игры.

Воспитатель вносит интересные предложения по организации игры (показать малышам, чем питается курочка, как она клюет зернышки)

 

Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры

Создать интерес к игре- создание приема интереса. Метод организации игры индивидуальный из двух детей

Воспитательные – воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей

Обучающие -  совершенствовать общую и мелкую моторику; вводить в активный словарь детей новые глаголы, и имена прилагательные; пересказывать совместно с маленькими детьми фрагменты сказки; использовать в активной речи предлоги «на», «в».

Развивающие– продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие детей.

Средство выразительности речи детей

Ребенок использует разные выразительные речевые средства.создает образ каждого персонажа,  ребенок меняет интонации темп речи громкость, эмоционально окрашивает речь, использует различные суффиксы и звука подражания

-создание    эмоционально    -    положительного   тона общения;

-осуществление  руководства  режиссерскими  играми, способствуя       развитию       взаимоотношений       со сверстниками внутри игры.

Развитие грамматической стороны речи. Аналогично обыгрывали героев сказки «Курочка Ряба» дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности.

Окончание игры, подведение итогов

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении

2. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3.  Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

 

 

Длительность игры

10 минут

 

             Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, режиссерская игра   должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей такими средствами  медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто режиссерская игра превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги.                                                                         В связи с этим проблема, с моей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как режиссерская игра, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей старшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по обучению навыкам режиссерской игры

Проблема развития режиссерских игр связывается с созданием педагогических условий:

•         организация развивающей среды;

•         создание    эмоционально    -    положительного   тона общения;

•         осуществление  руководства  режиссерскими  играми, способствуя       развитию       взаимоотношений       со сверстниками внутри игры.

Однако, для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры.

В процессе режиссерской игры ребенку ни в коем случае нельзя мешать, применять давление, сравнивать ребенка с другими детьми, осуждать его проявления, игнорировать его чувства и эмоции. Необходимо предоставлять детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность. Поэтому необходимо создание индивидуального пространства, обеспечить их местом и временем.

Цель: Цель нашей работы состоит в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников: реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении

2. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3.  Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

 

 Проанализировав  опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, был сделан   вывод: режиссерские игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

        Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны.  «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

            Основной особенностью коммуникации является то, что на первый план выступают эмоциональные процессы. Поэтому  в беседе с ребенком и во время игры  делается акцент на развитие эмоциональной отзывчивости детей. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру. Этот этап представляет собой выстроенную систему. 

и т.п.

Для того, чтобы настроить детей на совместную конструктивно-продуктивную деятельность по созданию предметно-игровой обстановки, для развития режиссерских игр, доброжелательную атмосферу в группе, раскрепощенный эмоционально, положительный тон, заинтересовали детей, используя, прием сюрпризного момента (Галина Александровна придя в группу приветствовал детей доброжелательным тоном, улыбкой). У детей сразу возникло желание в общении . Галина Александровна привлек внимание детей поделками «Театральной настольной игрой», в которой находился разнообразный полифункциональный материал. В процессе деятельности оценивались положительно любые успехи детей, соблюдались принципы равенства и сотрудничества с детьми. Искренняя заинтересованность, доверие ребенка, тактичная помощь помогли осуществить задуманное. Далее мы изготовили «универсальные макеты» для разыгрывания сюжетов и осуществления замыслов режиссерских игр. Мы создали игровую проблемную ситуацию.

 

 

1.5

Наблюдение и анализ дидактической игры дошкольников.

Протокол наблюдения за дидактической игрой детей старшей группы

Название игры   «Волшебный поясок»

Дата наблюдения  «7 октября 2016 год»

Длительность игры «20 минут»

Ход игры

Рома Буяраков принес из дома новую игру.

Воспитатель «Рома интересно что у тебя за коробочка?»

Рома Б « Это игра называется «Волшебный поясок» мне мама купила, только мне дома одному скучно в ее играть даже не сколечко не интересно»

Воспитатель « Рома а давай мы сейчас попробуем с группой ребят сыграть в твою игру?»

- дети рассматривают игру, воспитатель знакомит детей с правилами игры.

Воспитатель «Поиграем  с « волшебным пояском», используя комплект «геометрические фигуры». Фигуры расставляем в пояске в любом порядке. Задумываем фигуру (например, круг) Ведущий, по желанию устанавливает метку посредине пояска. Задает вопросы»

Рома Б « Давайте выберем водящего, кто хочет быть ведущим?»

Дети начинают спорить, всем хочется быть ведущими.

Ангелина Я «а давайте опять выберем ведущего с помощью считалочки?»

-все дети соглашаются, встают в круг Рома начинает считалку.

Шла машина темным лесом,

За каким то интересом.

Инте, Инте, интерес

Выходи на букву с,

Буква с не подошла.

Вышла девушка кросса,

А за девушкой красой

Вышел парень молодой.

Рома Б «Вышла Аня Б значит она будет водящей»

Саша Ю « Не буду я играть в вашу дурацкую игру, играйте сами понятно я не буду»

-Саша со слезами уходит, потому что ее не выбрали водящей

Воспитатель « Саша не следует злится на ребят, надо следовать правилам игры»

-Аня кладет волшебный поясок на коврик и раскладывает геометрические фигуры в пояске, устанавливает метку посередине пояска. На загаданную фигуру с обратной стороны наклеивает  метку в виде цветка. Это для того чтобы Аня не обманула других детей, чтобы дети точно знали что Аня загадала ту самую фигуру.

Рома Б: -Эта фигура находится с право от метки? Аня Б: - Нет

Ангелина Я: - Это плоскостная фигура? Аня Б: - Да

Дима Ч: -Это маленькая фигура? Аня Б: -Нет

Артем М : -Это большой круг? Аня Б –Да Артем ты угадал

Воспитатель « а теперь водящим будет Артем он будет загадывать вид транспорта а вы будете отгадывать».

-Артем  берет волшебный поясок меняет карточки фигур на карточки транспорт , правила дети уже знают.

Рома Б: - Это наземный транспорт? Артем – Нет

Аня Б: - Это воздушный транспорт? Артем – Да

Ангелина Я: - Это вертолет? Артем –Нет

Дима Ч: -Винт расположен горизонтально? Артем – Не ответил, потому что не понял.

Артем М: - Дима повтори твой вопрос по-другому, я не могу  ответить.

Дима Ч: - Это самолет? Артем – Да Дима угадал теперь Дима вода

Рома Б: -Нина. К я даже не знал что игра может быть такой интересной

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Воспитатель должен заботится, об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Воспитатель « ребята а давайте с вами усложним правила игры?»

Рома Б « конечно давайте а то уже надоело играть в одно и тоже»

Воспитатель «Ребята я предлагаю поиграть в«смешинки» (сообщение в газете). Произвольно раскладываем картинки в «пояске», вы ребята называете любые четыре числа ( от 1 до 10) Например давайте придумывайте»

Договариваемся :

-первое число (2) – Кто,

-второе число (5)  - С кем,

- третье число (6) -  На чем полетели,

- четвертое число(8) – В какую сторону.

Воспитатель « А теперь ребята давайте рассмотрим « волшебный поясок»

(смотрим рисунок 3): Прономеруем кармашки, получаем удивительное сообщение в газете:

«Часы с воробьем на волке полетели в самосвал».

Все дети смеются и просят поиграть еще. Воспитатель предлагает в следующий раз придумать еще интересную игру.

 

Анализ просмотра дидактической игры

Количество детей     5 детей

Название игры          «волшебный поясок»

Воспитатель              Черепенина Нина Константиновна

Дата                            7 октября 2016год год

Вопросы к анализу

Анализ игровой деятельности

Время начало игры

7 часов 30мин – 7часов 50 минут

Цели игры, их соответствие возрасту в подготовке детей

Воспитатель обязательно учитывает их возрастные возможности. В этом возрасте свойственно любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому: найти самому правильное решение задачи. Дети выполняют все это с большим интересом.

Количество играющих детей

Рома Б, Артем М, Дима Ч, Ангелина Я, Аня Б

Кто является инициатором игры

Рома Б внеся в группу новую игру заинтересовал детей, Воспитатель поддержал и предложил разыграть новую игру.

Игровой материал

Игра «Волшебный мешочек смотреть приложение № 13- №14

Создание интереса к игре у детей

Необходимо создавать эмоциональное настроение детей.переживание радости от хода игры и удовлетворение от их результатов.

Проведение игры в разных вариантах с постепенным их усложнениям

Распределение ролей

С помощью считалки выбирали водящего

Понимание и принятие детьми дидактических задач

У детей появляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Игра способствует умственному и нравственному воспитанию

Выполнение правил детьми

Благодаря значительным игровым опытам и достаточно развитым мышлениям, поэтому они легко воспринимают часто словестные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях воспитатель использует наглядный показ

Выполнение этических норм поведения во время игры

Доброжелательность

Отзывчивость

Умение договариваться

Присутствие отрицательных качеств

В начале игры произошёл небольшой конфликт при выборе водящего Саша Ю  Желание всегда быть первой

Роль воспитателя

Воспитатель играет вместе с детьми Наблюдает за игрой и помогает советами. Корректирует деятельность детей.Очень важно проанализировать игру самому воспитателю, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в дидактическую игру, все ли было предусмотрено в организации обстановки и достаточно ли активны были в игре дети, какие нравственные качества проявились, умения подчинять свое поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками

Окончание игры, подведение итогов

В конце игры воспитатель оценивает как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметил успехи. Воспитатель поддержал тех, у кого что-то не получалось

Длительность игры

20 минут

 

 

 

 

1.6

Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольника

 

Протокол наблюдения за подвижной игрой детей старшей группы

Название игры   «Огородники»

Дата наблюдения  «14 сентября2016 год»

Длительность игры «20 минут»

Ход игры

Подвижная игра проводится во второй половине дня на прогулке.

Воспитатель зазывает детей.

Зазывала:

Кто играть идет

Собирайся народ!

Подходи ко мне скорей,

И зови с собой друзей!

После предлагает детям разделиться на две команды. Получилось три команды из 6 человек 1 команда «ромашка» 2 команда «лютик» 3 команда «одуванчик». Участвовали все дети.Воспитатель объясняет правила.
Правила:начинать игру по сигналу воспитателя; не бежать, если еще не дотронулся предыдущий игрок; раскладывать предметы аккуратно.

Дети строятся в 2–3 колонны по 6 человек за линией на одной стороне площадки. Стоящие первыми в колоннах держат в руках по 5 небольших кружков, вырезанных из картона или сделанных из ивовых прутьев. У вторых детей в руках – ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих – ведерки с песком, у четвертых – лейки, у пятых – пустые ведерки, шестые – без инвентаря. На расстоянии 5–6 м от линии, за которой стоят дети, проведена еще одна черта. По сигналу воспитателя стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней кружки – как бы делают лунки – на расстоянии шага один от другого. Затем быстро возвращаясь в конец своей колонны, на ходу дотрагиваются рукой до стоящих вторыми. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый кружок по кубику или камешку («сажают картофель»). Стоящие третьими бегут и сыплют в каждый кружок горсть песка («удобряют посадки»). Четвертые игроки подбегают с лейками и делают имитационные движения, как бы поливают каждую посадку. Пятые бегут с ведерками, «собирают урожай» (складывают в ведра кубики) и возвращаются в конец колонны. И, наконец, последние быстро собирают кружки. Выигрывает та колонна, которая быстрее «посадит овощи» и «соберет урожай».

Дети старше действовали быстрее чем дети которые младше на 1 год.

Воспитатель во время игры подбадривал детей, младшим помогал, подсказывал советом.

 

 

Анализ проведения подвижной игры

Количество детейв игре участвовали 18 детей

Название игры        «огородники»

Воспитатель            Черепенина Нина Константиновна

Дата проведения     14 сентября 2016год

 

 

Вопросы к анализу

Анализ игровой деятельности

Время начало игры

11ч 35минут

Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей

Воспитательные – формировать у детей умение внимательно слушать правила игры; воспитывать положительные качества личности (уверенность в себе, смелость, умение сопереживать).

Обучающие-способствовать употреблению знакомых движений, учить ориентироваться в пространстве.

Развивающие – ловкость , смекалку4 развивать зрительное и слуховое внимание.

Количество играющих детей

18 детей  3 команды по 6 человек

Кто является инициатором игры

Инициатором игры является педагог

Используемые пособия

Детские песочные ведерки, лейки, круги из картона, камушки.песок

Создание интереса к игре у детей

 

Объяснение новой игры воспитателем

 

Правила: начинать игру по сигналу воспитателя; не бежать, если еще не дотронулся предыдущий игрок; раскладывать предметы аккуратно.

 

Понимание и принятие правил игры детьми, их выполнение, причины нарушений правил

Правила игры приняли все дети, при игре некоторые ребята нарушали правила , причины их нарушения в том что дети хотели сделать быстрее других например Алеша забыл дотронуться рукой при окончании посадки картофеля. Дина вообще не посыпала песок на камушки а просто оббежала кольцо.

Распределение ролей в игре

В команде выбирались командиры они из мешочка вытаскивали камушки белого, синего, красного цвета за ними следующие дети красный камушек команда «одуванчик» синий камень команда «лютик» а белый камень «ромашка»

Уровень выполнения детьми движений в игре

В игре ребенок развивается как личность у его формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т.е. тех испытаний, который выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем меж личностных отношений.

Уровень физических качеств ( ловкость, быстрота, выносливость)

В игре  видно что у детей хорошо развита быстрота движения, все дети ловкие умеют ориентироваться в пространстве

Выполнение этических норм поведения во время игры

Дети доброжелательны друг к другу, оказывают взаимопомощь товарищу, умеют договариваться друг с другом, сопереживают за своих друзей

Роль воспитателя

Наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами. Воспитатель в начале игры использует зазывалу

Окончание игры, подведение итога

Игра окончилась 11часов55 минут. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в д\саду специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников

Количество повторений, длительность игры.

Подвижная игра «огородники детям очень понравилась, поэтому дети с удовольствием повторяли действия. Повтор 3 раза, всего длительность игры составила 20 минут вместе с объяснениями правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЯВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов материальной и духовнй культуры и начинает действовать с ними по- человечески, у ребенка формируется предметная деятельность....

Презентация Организация игровой деятельности дошкольного возраста

Игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредствам которой и реализуются все образовательные области...

Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "

Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "...

Статья на тему: «Игровая деятельность младшего возраста, как средство привлечения к физическому развитию организма ребенка»

Младший возраст ребенка - считается одним из самых важных психофизиологических процессов развития, этот возраст начинается от 2 лет и заканчивается до 4 лет....

Тематическое планирование игровой деятельности по возрастам в соответствии с концепцией Е.Е. Кравцовой

Тематическое планирование игровой деятельности по возрастам в соответствии с концепцией Е.Е. Кравцовой...

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности. Ранний возраст

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности. Ранний возраст...

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности. Средний возраст

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности. Средний возраст...