ОТЧЕТ о РППС
статья на тему

Жорова Ольга Владимировна

ОТЧЕТ  музыкального руководителя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_rpps_1.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

музыкального руководителя МБДОУ ДС № 19 «Аленушка» с. Шепси

Жоровой Ольги Владимировны

об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий  авторский подход в ее построении

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает «создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Для этого необходимо серьезно подойти к вопросу построения и создания развивающей предметно-пространственной среды.

В  музыкальной деятельности построение развивающей  предметно-пространственной среды  решает следующие важные задачи:

 приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;

 воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;

 формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;

 приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство и первичными элементами нотной грамотности.

Для максимальной реализации образовательного потенциала ДОУ, для развития творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности мною была создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) в музыкальном зале и группах, которая постоянно пополняется и обновляется. 

Пространство музыкального зала оборудовано в соответствии с принципами организации РППС, основанными на «психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка,…….. развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов».  РППС музыкального зала:

  1. Содержательно-насыщенная,

она включает:

средства обучения: печатные пособия (иллюстрации к музыкальным произведениям, картины, портреты композиторов, наглядные пособия), проекционный материал (слайды, развивающие пособия по музыке);

детские музыкальные инструменты: бубны, барабаны,  маракасы, металлофоны, музыкальные молоточки, треугольники, дудочки, балалайки, детские пианино, ложки, трещотки и другие.

нестандартное музыкальное оборудование, которое мы изготовили вместе с детьми из подручных средств (шумовые коробочки, «киндеры» с зерном внутри, погремушки из пластиковых бутылок, палочки и кубики для отстукивания ритма, свистульки, шумелки из пробок и др). Для сказок собран и используется набор шумовых инструментов, самодеятельных инструментов, различные материалы для творчества (бумага, целлофановые пакеты, палочки и др.)

материалы: инвентарь, дидактические игры, картотека пальчиковых и подвижных музыкальных игр, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность; обеспечивают развитие мелкой моторики, двигательной активности всех категорий детей. Так же маски, костюмы, шапочки, различных по цвету и размеру ленточки, платочки, султанчики, флажки, листочки, цветы, веточки, и пр.

и направлена:

на эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

  1. Трансформируемая: во время музыкальных занятий могут происходить изменение РППС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей.
  2. Полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.  Например, ширма может использоваться как для театральной деятельности, так и для сюрпризных моментов; флажки и султанчики могут превратиться в ударный инструмент, природные материалы могут участвовать и в развитии мелкой моторики и стать хорошим дополнением к шумовым инструментам.
  3. Доступная – обеспечивает свободный доступ воспитанников в зале к дидактическим  играм, инструментам, пособиям, картинам, портретам.
  4. Безопасная – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Оборудование и материалы в музыкальном зале могут использоваться в разных областях и видах деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, речевой, познавательно-исследовательской, изобразительной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Организуя РППС я опиралась на принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных и инновационных элементов.

Например, пространство зала организовала таким образом, чтобы было больше места для двигательной активности, стулья расположила вокруг инструмента, что позволяет больше взаимодействовать с детьми. Но, в зависимости от ситуации на занятии мы с детьми можем быстро сделать перестановку.  Консультации для родителей в зале оформлены в виде нот, музыкальные инструменты разнообразила добавлением самодельных. Это позволило сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Кроме того, при формировании РППС уделяю внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования, а так же:

  соответствие общеобразовательной программе ДОО;

  соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

 соответствие возрастным возможностям детей;

  трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

 вариативное использование пространства зала и материалов (музыкальных инструментов, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей; их возможное использование в разных видах детской активности;

 наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, музыкальным инструментам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

 соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН .

Формирование развивающей предметно-пространственной среды - одно из условий реализации общеобразовательной программы ДОУ. Мной построена РППС, которая помогает:

 в реализации различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий: «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Бим! Бам! Бом!», «Элементарное музицирование» Т. Тютюнниковой, СА-ФИ-ДНСЕ и другие;

  в организации образовательного потенциала пространства музыкального зала, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

 в реализации двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых

Полноценное функционирование РППС в музыкальном зале позволяет создать целостную системообразующую развивающую среду с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей.  Данный принцип реализуется мной через организацию совместных мероприятий с родителями дошкольников («Мы ищем таланты», «Мама, папа, я – спортивная семья»), совместные игровые мероприятия («День смеха», «Масленица»), проектная деятельность («Профессия»), участие в различных конкурсах (танцевальный «Топ-топ, каблучок»), сельских мероприятиях («День села», «9 мая» и др.)

Предметное содержание

  • Все предметы РППС известны детям, соответствуют их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
  • В РППС музыкального зала включены так же предметы для совместной деятельности дошкольника с музыкальным руководителем (музыкальные инструменты, дидактические игры, развивающий материал);
  •  Предметное содержание выполняет информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все оборудование и другие материалы разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Музыкальное оборудование  направлено на обеспечение гармоничного развития ребенка  отличается:

 полифункциональностью.  Дает возможность ребѐнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

 применением элементов РППС в совместной деятельности. Все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого).

 дидактическая ценность. Дидактические игры используются как средство обучения ребенка;

 эстетическая ценность. Картины к произведениям великих композиторов, классическая музыка,  являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств.

Организация пространства

Музыкальный зал просторный, светлый, красиво убран. Стены окрашены в пастельные тона в соответствии с действующими нормами, со стенами гармонируют занавеси на окнах. Отдельные элементы стен выделены детскими картинками.

Система освещения распределена равномерно и организована так, что в  светлое время суток зал освещен естественным светом, а в дождливый, пасмурный день, темное время суток используется искусственное освещение. При ярком солнечном свете или для просмотра презентаций, видео и др. на окнах используются жалюзи.

Большое внимание уделяется оформлению центральной стены, пространство перед ней выделено как сцена. Для оформления зала использую различные по тематике плакаты, полотна, флажки, шары, гирлянды, цветы, мягкие игрушки, а так же создаю авторское оформление из ткани.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС музыкального зала обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивает возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.  

Музыкальные занятия – один из самых любимых детьми видов деятельности. Творческое музицирование предполагает не только двигательную, исполнительскую и др. детскую импровизацию, но импровизацию педагога в использовании пространства музыкального зала.  

На занятиях по элементарному музицированию мы с детьми постоянно передвигаемся в зависимости от вида деятельности, меняем способы и методы решения поставленных задач, экспериментируем, импровизируем.

  • Выделена зона для музыкальных инструментов, но она быстро может переместиться  из одной части зала в другую;
  • Зона для двигательной активности и пластических импровизаций так же не ограничена рамками и может трансформироваться в зависимости от ситуации, интересов и возможностей детей, ;
  • Для музицирования можем переставить стульчики, образовать кружок, или, что еще более эмоционально воспринимают дети, сесть на пол;
  • Зону для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, театрализованной деятельности во время импровизаций так же можем выбрать с детьми (не считая постановочных сказок, сценок);
  • Двигательная активность предполагает использование свободной, в основном центральной части зала, но и здесь детей трудно остановить от использования всего пространства музыкального зала.

Таким образом, зоны могут меняться, дополняться и объединяться.  Все это помогает решению главной задачи элементарного музицирования, суть которой – импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение.  Результат этой деятельности – творчески развитый, свободный ребенок.

Чтобы сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, в своей деятельности наряду с традиционными использую современные технические средства в образовании дошкольников.  Ноутбук стал главным инструментом в решении многих образовательных задач.  В зале есть проекторное оборудование, доска.  Кроме классического фортепиано использую электронное пианино, что позволяет так же менять зоны.  Современная акустическая система позволяет управлять процессом воспроизведения через Bluetooth а так же с помощью пульта управления, это дает свободу в передвижении по залу, не приковывает музыкального руководителя к компьютеру, а позволяет не отрываясь от творческого процесса управлять музыкой.

Постоянно наполняю и дополняю РППС при этом  что все ее элементы  имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Таким образом, созданная мной предметно-развивающая среда содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Заведующий МБДОУ ДС №19

«Аленушка» с. Шепси                                                        Н.П.Мурадьянц

Заместитель заведующего по УВР

МБДОУ ДС № 19 «Аленушка» с. Шепси                               Н. Ю. Чижикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...

Отчет об особенностях РППС физкультурного зала МБДОУ "Иланский детский сад №7"

Отчет об особенностях РППС физкультурного зала МБДОУ "Иланский детский сад №7"...

Отчет по организации РППС в группе

Отчет по РППС в группе...

Итоги смотра РППС по речевому развитию (презентация,отчет)

Итоги смотра РППС по речевому развитию (презентация,отчет)...

Аналитический отчет по результатам смотра РППС в группах ДОУ.

По результатам конкурса наша группа заняла первое место набрав 388 балов. Управлением образования был отмечен высокий уровень соответствия конкурсным показателям и было рекомендованно провести экскурс...