Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Емельянова Оксана Ивановна

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, поэтому, я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс24.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Мастер-класс

        «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»

          Вос-ль МБДОУ № 4: Емельянова О.И.

Пояснительная записка:

          Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

          Все дети очень любят сказки они занимают детей, увлекают в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчего воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки.        Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В основном я использую народные, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например, землю называют ласково  Матерью – кормилицей. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В своей работе по экологическому

                                                                                                                                   4

образованию детей я использую метод придумывания сказок самими детьми. Ведь, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой

Цель: Передача способов работы по данной теме.

Задачи мастер-класса:

         Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов:

         а) вариативное моделирование образовательной деятельности с учётом комплексно-тематического принципа;

         б) демонстрация своей компетентности по вопросам экологии и культуры общения посредством рефлексии – теле игры «Прямой эфир».

            Друзья, давайте улыбнёмся!

            В мир детства с вами окунёмся.

            И здесь январским теплым днём

            Свой опыт повышать начнём.

         Экологическое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы экологической культуры личности, что является частью культуры. Гуманное, познавательное, эстетическое отношение к природе тесным образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Современное экологическое образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся на тесном контакте детей с природой, наблюдений,

                                                                                                                                   

                                                                                                                                   5

экскурсий; на основе народных традиций – фольклора, народных примет, игр, сказок.

         Назовите ваши любимые сказки? А за что дети любят сказки? Вот поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей я использую сказки, учу сочинять их, придумывать к ним окончания и этот метод использую как начальный этап.

         Все вы ознакомились с содержанием экологической сказки о мальчике Пете и Волшебной Рыбке.

         Сейчас я постараюсь показать вам, как при помощи этой сказки доступным образом можно дать детям представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса:

                     Ход:

  1. Рассказывание сказки.
  2. Придумывание конца сказки.
  3. Обсуждение текста по вопросам.
  4. Рисование на листах бумаги, разделённых пополам.
  5. Вывод: Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно всё делать так, чтобы природа не пострадала.

         Игра – рефлексия «Если бы я был Волшебной Рыбкой». (Прослушивание записи детских рассуждений)

         Рефлексия показала, что совокупность образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность» способствовала социальной успешности детей на занятии.

                  «Сказка ложь, да в ней намёк!

                                                                                                                                   6                                                                                                                                                           

                   Добрым молодцам урок!»

         Эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает! Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», какие понятия мы можем дать детям? Правильно, овощная культура. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет, а ещё? Да, уход за репкой.

         Рассказывая сказку «Заюшкина избушка» знакомим детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

         А какие понятия даём, читая сказку «Двенадцать месяцев»? В природе всё взаимосвязано, за зимой приходит весна и т.д.

         А сейчас давайте попробуем построить модель интегрированного экологического занятия, используя любую сказку, например, программную средней группы «У солнышка в гостях». Один воспитатель из группы озвучивает цель и задачи  (даётся 5 минут)

         Давайте поиграем в игру «Прямой эфир».

Представьте, что вас пригласили для участия в передаче «Окно в мир природы»

         Уважаемые коллеги! Давайте попробуем дать телезрителям рекомендации, тёплые приветствия, которые будут способствовать эффективному развитию экологических представлений:

   1-я подгруппа адресует своё выступление родителям;

   2-я подгруппа – педагогам;

   3-я подгруппа – детям.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                         7

Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько. Время в эфире 1-2 мин. Не забывайте о роли сказки в экологическом воспитании.

После окончания игры Мастер обращается к аудитории:

          Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки. Мы благодарим Вас за участие. А теперь на счёт три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу:

         «Всем-всем-всем, до свидания!»

                         

                                                                                                                                   

                                                                                                                                  8                           

                           Список используемой литературы

         - С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой». Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» - М.: «Просвещение», 1973 г.-272 с.

         - Л.А. Каменева, Л.М. Маневцова «Мир природы и ребенок». Методика экологического воспитания дошкольников.- СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998г.-319 с.

         - Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Лекции для абитуриентов. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.-72с.

         - О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика – Синтез, 2008 г.-104 с.

                                                                                                           

                                                                                                     

                                                                                                     Приложение 1

             «Сказка о мальчике Пете и Волшебной Рыбке»

        В одной деревне жил мальчик Петя со своими родителями. Жили они около леса, слушали пение птиц, шелест листьев на деревьях. И был у них огромный сад. А в саду росли плодовые деревья: груши, яблони, сливы. Каждый год Петя собирал с них большой урожай. Воду пили из чистого родника, который находился неподалеку. Разводили пчел, пчелы им давали много меда, а ещё у них было большое хозяйство: коза, коровы, куры. Корова давала много молока. А за лесом протекала широкая река. Вода в реке была такая прозрачная, что если наклонится, то можно было увидеть, как плавают рыбы.

        И вот однажды пошел Петя на рыбалку. Взял он удочку, приманку для рыбы и отправился на речку. Идет он лесом, а в лесу воздух свежий, чистый. Пахнет лесными травами, луговыми цветами, шелестят листочки на деревьях, птицы поют, заливаются.

        Пришел Петя на речку, выбрал место поудобнее и «закинул» удочку в воду. Вдруг поплавок задергался, и Петя потянул удочку на себя. Каково же было его удивление, когда на крючке он увидел рыбку удивительной красоты, вся блестит, переливается, но ещё больше он удивился, когда рыбка заговорила. Рыбка просила отпустить и пообещала выполнять любые его желания. Подумал Петя и говорит: «Надоело мне в старом доме жить, на родник с ведром ходить, корову доить. Сделай так, чтобы у меня был большой современный дом со всеми удобствами». Вернулся Петя домой, а вместо его старого дома стоял красивый двухэтажный дом. И хозяйства не стало – ни коровы, ни кур. Как хорошо подумал Петя – корова не мычит, петух не будит по утрам. Через некоторое время Петя подумал: «А попрошу – ка я у Рыбки машину, что бы ездить на рыбалку. А машину буду ставить в гараж, который будит стоять вместо нашего сада. Надоело мне каждый год урожай собирать». Сказано – сделано.

        Через некоторое время попросил Петя у рыбки конфетную фабрику. На месте, где стоял красивый лес, появилась огромная фабрика, труб – видимо, невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, - думает Петя, - привыкну, главное – конфет вдоволь наемся».

        Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сом. Будто стало все вокруг по – старому. Лес шумит, птицы поют, ходит Петя по

                                                                                   

                                                                             Продолжение приложения 1

своему саду, наливные яблочки срывает с дерева, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

        Проснулся Петя утром, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Петя, побежал к крану водички попить. Глядь, вода то из крана грязная бежит. Вспомнил Петя о роднике своем с чистой водой, побежал он к роднику. Бежит, через горы фантиков от конфет перебирается. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, с неприятным запахом. Огляделся вокруг – дым, смрад, грохот. От деревьев одни пеньки остались.

        Вспомнил Петя свой сон. «Что же я наделал? – подумал Петя – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Петя – а это и впрямь Рыбка…

Задание детям: придумать конец сказки.

1-ый вариант. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Петя, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник».

- «Нет, Петя, ничего у меня больше не получится: от грязи пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь».

        Сел Петя на берегу, голову руками обхватил и задумался.

2-ой вариант. Взмолился Петя: «Не нужно мне ничего, только верни мне мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник, больше ни о чем просить не буду». Спросила его тогда Рыбка: «А понял ли ты Петя ошибку свою? Прежде чем сделать себе хорошо, подумай о природе, которая тебя окружает» Ответил Петя: «Как глуп я был, теперь мое отношение к природе будет уважительным и бережным».

Обсуждение текста сказки

1.Как изменилась природа, после того как Волшебная Рыбка начала исполнять желания Пети.

2.Почему Петя так себя вел?

                                                                         Окончание приложения 1

3.Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой сад и лес?

                                       

4.Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?

5.Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить фабрики и заводы?

6.А как бы вы поступили на месте Пети?

Вывод:

        Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников очень велика. Дети любят читать сказки. на примерах экологической сказки они становятся экологически грамотными людьми....

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников

Еще одна тема сатажировочной площадки...

Сообщение: РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Экологическая сказка «Все нуждаются в воде»

}Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти,...

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников

Через сказку закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявления....

ПРОЕКТ «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»

Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ...