"Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка"
статья на тему

        Социально – эмоциональное развитие ребёнка – это сложный и многоплановый процесс, это основа, «платформа», которая необходима для становления базовых свойств личности ребёнка: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей и установок, а также социально - психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Социально – эмоциональное развитие ребёнка – это сложный и многоплановый процесс, это основа, «платформа», которая необходима для становления базовых свойств личности ребёнка: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей и установок, а также социально - психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

        Важность этой проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребёнка во многом зависит от уровня развития его эмоционально- нравственной сферы. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.

        Тема актуальна тем, что процессы социально- эмоционального развития      являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребёнка, его поведения в целом. Решающая роль в становление социально- эмоционального развития принадлежит конкретным условиям, в которых живёт и воспитывается ребёнок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Социально-эмоциональное развитие должно протекать в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.

        Целью: сформировать у детей способы социально-эмоционального поведения, повысить уровень культурного поведения и общения. Сформировать знание и осознание нравственной нормы как общественно принятого эталона.

       Задачи:

   1) Формировать у детей знания о способах социального поведения в обществе и навыки их использования;

   2) Формировать у детей способность адекватно воспринимать и реагировать на эмоциональные состояния других людей;

    3) Способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе детей.

       Большую роль в формировании социально-эмоционального развития ребёнка играет театрализованная деятельность

       Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую, взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

        Театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.

           Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

         Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учатся жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

       Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

 Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражением и самореализации ребёнка.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.  

Театрализованные игры для детей 2 младшей группы.

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся немножко,

Как лисички мы пройдемся,…(мышки, солдаты, старушки)

Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!

Игра с воображаемым объектом

Вкусные конфеты

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка.

Театрализованные игры для детей средней группы.

Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

— Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Игры на мышечное напряжение и расслабление

Великаны и гномы

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

Театрализованные игры для детей старшей группы.

Игры на мышечное напряжение и расслабление

Паровозики

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

Загадки без слов

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

Театрализованные игры для детей подготовительной к школе группы.

Как живешь?

Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

Педагог Дети

— Как живешь? — Вот так! С настроением показать

большой палец.

— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.

— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.

— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.

— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

(По Н.Пикулевой)

Тюльпан

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан раскрывается.   Соединяя ладони, поднять руки к подбородку,              

                                                            раскрыть ладони, локти соединить.

2. На ночь закрывается.                   Соединяя ладони, опустить руки вниз.

3. Тюльпанное дерево                      Внизу соединить тыльные стороны ладоней и    

                                                            поднимать руки над головой.

4. Раскидывает свои                         Руки сверху раскинуть в стороны, ветви

                                                           ладони вверх.

5. И осенью листики опадают        Повернуть ладони вниз и мягко опускать  

                                                           вниз, чуть перебирая пальцами.

Ежик

Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

1. Ежик съежился,                               Согнуть ноги в коленях, прижать

                                                              свернулся, к животу, обхватить их руками,

                                                              нос в колени.

2. Развернулся...                                  Вернуться в исх. п.

3. Потянулся.                                       Поворот на живот через правое плечо.

4. Раз, два, три, четыре, пять...           Поднять прямые руки и ноги вверх,        

                                                               потянуться за руками.

5. Ежик съежился опять!..                  Поворот на спину через левое плечо,      

                                                              обхватить руками ноги,

                                                              согнутые в коленях, нос в колени.

Кто во что одет?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

        Работая над литературным произведением или отрывком, я использую следующую схему:

1. Чтение произведения, или отрывка; (при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Причем чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному). Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

2. Беседа по этому произведению, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности (мимики, жестов), Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

3. При распределении ролей обязателен индивидуальный подход. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере театрализованного действия страха перед ошибкой, боязни у детей выхода «на сцену». Мы всем детям предлагаем попробовать себя в разных ролях, чтобы каждый ребенок смог попробовать себя и в роли зайчика, и в роли волка.

           Театр, сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.

           У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.

Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете.

Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса!

Как зовут ее? (Лиса).

5. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).

Ведущий: Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?

Отгадайте вы друзья.

Невысокая избушка

в ней живут лиса, лягушка,

мышка, заяц, серый волк -- 

в крепкой дружбе знают толк.

К ним ещё медведь просился,

только он не поместился.

Залезая он бы мог

разломать весь (Теремок)
Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.

Ведущий: Вот стоит наш Теремок,

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка: Познакомьтесь Мышка, я,

Брожу по лесу друзья,

Ищу себе домишко.

Ай да, Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий: А вот и лягушка прискакала.

Лягушка: Ква-ква квакушка я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий:  По дорожке, угадай-ка,

Кто бежит к нам?...

Увидал он Теремок,

И на месте скок-поскок!

Зайка. Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий:  Хорошо им в Теремочке!

Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла,

Теремочек увидала…

Лиса: Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий: Прослыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть…

Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –

Стукнул по стене разок…

Миша: Бурый я Лесной Медведь!

Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий: В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.

Ты мишутка не стыдись в хоровод к нам становись.

Ведущий: Все зверята подружились.

Вот как в сказке получилось.

Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

          Таким образом, очевидно, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

         «Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя а, играя, познает окружающее»   О.П. Радынова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование театрализованной деятельности в работе специалистов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников»

Применение театрализованных игр в работе логопеда, воспитателей по физо, изо, музыкального руководителя....

Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»

Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств личности ребёнка

В данной статье говорится о том, как театрализованная деятельность влияет на духовно-нравственные качества личности ребёнка. Описывается опыт работы: театрализованные инры и представления с воспитанни...

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»

   Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выраз...

Мастер класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка и развития речи »

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.Задачи: Познакомить участников...

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»

1 слайд - Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка». 2 слайд - Актуальность мастер-класса заключается в...

Педсовет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»

Педсовет«Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста»...