Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием игр из подручного материала
статья на тему

Сухова Галина Александровна

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: «Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как подготовить его к школе?». Мы останавливаемся на одном из аспектов этой проблемы: развитии мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для физического и психического здоровья. Развитый мозг и не развитая рука, вполне закономерное при современном образе жизни явление. «Умными» пальцы становятся не сразу, игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду и дома с самого раннего детства, помогает детям уверенно держать кисть, карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Если руку ребенка развивать с рождения, то на  шестом году жизни он совершенствуется в ручной умелости, развиваются не только практические умения и навыки,  у ребенка формируется воля, организованность, исполнительность, все эти качества необходимы для обучения в школе.

Многие отечественные и зарубежные психологи, физиологи, педагоги - практики, подчеркивали важность развития руки ребенка. Этой проблемой занимались такие ученые-педагоги как: Выготский, Венгер, Пилюгина, Павлов, Кольцова, Кант, Монтессори. Комарова пишет: «Наш многолетний опыт показал, что от степени развития мелкой моторики руки в младшем и среднем дошкольном возрасте зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах». Таким образом, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать, если будут развиты пальцы рук, то будет развита речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Мы остановимся на играх и упражнениях с крупой, зернобобовыми, семечка-ми, пуговицами,  которые позволяют успешно заниматься общим развитием ребенка, на основе улучшения мелкой моторики пальцев рук.  Известно, что детская речь в большой степени зависит от физиологических причин. Именно поэтому, тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы  артикуляции.

 

Игры на подносе с крупой

  В результате развивается предметная деятельность (улучшается сенсорное развитие ребенка), развивается тактильная (кожная) чувствительность; оказывается прекрасное тонизирующее и  оздоравливающее  действие, развивают глазомер, стимулируют зрительное внимание.

На занятиях с использованием круп дети учатся:

·        Рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой, прямые, кривые, ломаные линии, завитки, геометрические фигуры, буквы, слова, цифры, животных;

Солнышко. Выучи считалку. Приготовь поднос с крупой. Нарисуй солнышко и пять солнечных лучиков.

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать-

Раз, два, три, четыре, пять.

Назови слова похожие на «солнце».(Солнечный, солнечная, солнечные, солнышко, подсолнух…)Что похоже на солнышко?

         Флажок. Выучи стихотворение А. Барто «Флажок». Приготовь поднос с крупой. Нарисуй флажок. Попробуй нарисовать еще несколько флажков различной формы (треугольной, квадратной,  прямоугольной)

         Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажег.

Игры  с зернобобовыми и семечками

В результате  у детей развивается  логика, воображение, внимание, усидчивость, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук развивают тактильные ощущения детей.

На занятиях с использованием семян дети учатся:

·        Удерживать семечки крупу пальцами;

·        Делать массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);

·        Раскладывать зерна в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;

·        Выкладывать геометрические или растительные орнаменты по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти;

·        Определять пропущенный элемент в цепочке, узоре, выложенном из крупы, семечек, бобовых, и устанавливать его на место;

·        Угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;

·        Создавать композиции, панно, мозаику с помощью клея, пластилина, крупы и зернобобовых и раскрашивать их красками;

Пробковая мозаика

В результате формируется интерес к составлению узоров, развивается художественный вкус, конструкторские навыки.

На занятиях с использованием пробок дети учатся:

·        Выкладывать из пробок фигурки людей и животных, различные предметы, цифры, буквы;

·        Создавать композиции, панно, мозаику;

Рыбка. Отгадай загадку (Л. Ульяницкая). Назови рыб, которые живут в реке или озере (пресной воде), и рыбок, которые живут в море или океане (в соленой воде).

         В воде она живет,

         Нет клюва, а клюет. (Рыбка)

Выложи  из пробок свою любимую рыбку. Запомни и назови: пресноводные рыбы – плотва, пескарь, лещ, ерш, щука, карп, сом, судак; морские рыбы- это сельдь, морской окунь, палтус, треска, минтай, осетр, лосось, акула.

Цыплята. Выучи стихотворение В. Берестова «Цыплята».

         Куда – куда? Куд – куда?

         Ну- ка, ну- ка все сюда!

         Ну –ка к маме под крыло!

         Куд – куда вас понесло!

Кто это кричит? Кого зовет курочка? Что умеют делать цыплята?

Выложи несколько цыплят. Сначала выложи большой кружок, а сверху к нему выложи маленький. Это будут туловище и голова. Теперь выложи ноги, крылья, хвостик и клювик. Один цыпленок готов.  Других выложи так же.

 

Игры с пуговицами  разного размера и формы

В результате  развивается репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка, мелкие движения рук, глазомер, речь.

На занятиях с пуговицами  дети учатся:

·        Катать пуговицу, поставленную на ребро, каждым пальчиком по очереди;

·        Застегивать и расстегивать пришитые пуговицы;

·        Нанизывать пуговицы на нитку или проволоку;

·        Раскладывать пуговицы на столе от самой маленькой до самой большой и наоборот;

·        Складывать пуговицы одну на одну, чтобы получилась высокая прочная пирамидка;

·        Угадывать, на что похож предмет  или часть предмета (круг, полукруг, несколько кругов, получаемых при обведении пуговиц);

·        Слушать загадки, потешки, стихотворения и отображать их содержание в веселых и интересных рисунках, используя пуговицы разного размера.

 

 

 

Конструктор из прищепок

В результате  развивается репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка, мелкие движения рук, глазомер, речь, конструкторские навыки.

На занятиях с использованием прищепок дети учатся:

·        Конструировать из прищепок фигурки людей и животных, различные предметы, цифры, буквы;

Все занятия с использованием крупы, семян и других мелких материалов должны проводиться под контролем взрослых.

         Таким образом, игры и упражнения с использованием подручного материала:

·        Учат детей владеть своими руками, развивают мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои  движения;

·        Формируют общие речевые навыки детей, обогащают словарный запас;

·        Развивают воображение, мышление, прививают способность к анализу и синтезу, тренируют логику.

 

 

Литература:

1.Л.Е. Белоусова «Ура! Я научился!» Санкт – Петербург «Детство - пресс» 2004

2.А. С. Галанов «Игры, которые лечат» Москва «Творческий центр сфера» 2006

3.Л.В. Фомина «Развивающие занятия в д/с» Ярославль «Академия развития» 2006

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры с крупой2.58 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием подручных материалов.

Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием подручных материалов....

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...