ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО
статья на тему

Бойцова Елена Рудольфовна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО

Паутова Л.В., старший воспитатель

Маслов С. А., инструктор ФИЗО

Бойцова Е.Р., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 43», г. Усолье-Сибирское

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, воспитание ребёнка в дошкольном учреждении не может быть изолировано от семейного воспитания.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Но зачастую мы, педагоги, испытываем трудности в общении с родителями. Поэтому перед нами встал вопрос, как заинтересовать родителей в совместной работе, сделать их участниками воспитательного процесса. Целью нашей работы является: вовлечение семей воспитанников в единое образовательное пространство дошкольного учреждения посредством организации детской туристической деятельности.

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делают туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.

Таким образом, проанализировав  вышеперечисленное, мы пришли к выводу о необходимости в разработке такого проекта, где бы родители воспитанников стали активными участниками оздоровительной работы с детьми.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении создан центр педагогического сообщества ДОУ «Физическое развитие» (старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели старших групп), участниками которого были разработаны: концептуальная основа проекта, модель проектных мероприятий, тематические модули, предполагаемый результат реализации проекта.

В рамках данного проекта нами были проведены ряд мероприятий для родителей:

  • Педагогическая лаборатория «Детский туризм – это интересно!», на которой обсуждалось участие родителей в организации детского туризма, как средства оздоровления детей.
  • Семинар-практикум «Мы идем в поход», целью которого было познакомить родителей с основами организации туристических походов, обыгрывались и решались проблемные ситуации.
  • С родителями часто болеющих детей проводились «Душевные разговоры» о значении детского туризма в оздоровлении и физическом развитии дошкольников.
  • На мастер-классах «Игры на свежем воздухе», «Азы начинающего туриста» педагогами и родителями были продемонстрированы мини-уроки по основам организации детской туристической деятельности.

В ходе реализации проекта нами  совместно с родителями были разработаны туристические маршруты: 

  • Полоса препятствий (по территории  детского сада);
  • На берегу реки  Ангары
  • Берёзовая роща
  • Турбаза "Снежинка"
  • Городское озеро

Начатая нами работа уже имеет свои плоды. Наблюдается положительная динамика общего состояния здоровья воспитанников, средняя посещаемость составляет 80 %. Наблюдается качественный рост физического развития и физической подготовленности воспитанников.

Список, используемой литературы:

  • Бауэр О.П., Т.В. Волосникова «Спутник руководителя физического вопитания дошкольного учреждения: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений»/ под.ред. С.О. Филлиповой.- СПб.: «Детство-Пресс», 2005.-416 с
  • Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.                                                                                                                            
  • Голицина Н. С.  Физкультурный калейдоскоп для дошкольников» Москва 2008г.
  • Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»  Волгоград  «Учитель» 2007 г.
  • Куприна Л. Е. Экология, туризм, рекреация. Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест» № 9, 2003г.
  • Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005г.
  • Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006г.  
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Под ред. Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой,  2014 г.
  • Саенко Г.Г. «Формирование у дошкольника привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с человеком, как частью природы,».: МОУ ДПО «Дошкольный методический центр», 2007 г.  
  • “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. КК ИПК РО-КДЮСШОР г. Красноярск 2005г.
  • Энциклопедия туриста. – М.: «Большая российская энциклопедия» 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»

Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода...

Семинар – практикум «Лэпбук – эффективное средство вовлечения семьи в образовательный процесс »

Одна из современных форм организации образовательной деятельности...

Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс

В данном материале представлены выставки семейного творчества, их роль в развитии ребенка....

Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс.

Цель: организовать работу по созданию выставок так, чтобы родители ребёнка проявили интерес к семейному творчеству. Выполнила Ильина Н.М....

Семинар – практикум «Лэпбук – эффективное средство вовлечения семьи в образовательный процесс»

Семинар – практикум«Лэпбук –  эффективное средство вовлечения семьи в образовательный процесс»...

«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОО» «ЛЭПБУК – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. - Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофора. - Познакомить с...