Игры и упражнения по развитию моторики.
план-конспект занятия на тему

Дьячкова Светлана Валерьевна

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_po_motorike1_.docx27.16 КБ
Файл igry_i_uprazhneniya_po_motorike2.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

Задачи: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

3. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Материал:  Макароны, окрашенные в разный цвет, тонкая лента.

Ход

Педагог вносит в группу  корзинку, где лежат рассыпанные бусы разного цвета.

Воспитатель: « Скоро у наших мам будет праздник – День 8 марта. Я предлагаю сделать для мам подарок – разноцветные бусы, чтобы наши мамы на празднике стали самыми красивыми»

Воспитатель приглашает детей пройти за столы. Дети  садятся за стол. Далее воспитатель объясняет, как надо правильно собрать бусы на верёвочку. Получились красивые бусы разных цветов. Воспитатель надевает бусы на себя, и все любуются. Воспитатель предлагает детям изготовить такие же бусы для мам. Дети приступают к работе.

Во время изготовления бус для мам  воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, подбадривает, хвалит за старание, ловкость, умение. Дети отмечают, что бусы получились очень красивые, разные по цвету. Воспитатель спрашивает, какого цвета бусины они использовали в работе.

«Домик для Мишутки» - рисуем на манке.

Задачи: 

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Развивать чувство формы.

Материал: Поднос  с манной крупой, игрушка медведь.
Ход
1.Организационный момент (звучит аудио запись звуки проливного дождя и грома).
Воспитатель: Ребята, скажите, что вы слышите?
Дети: Капает дождь, гремит гром.
Воспитатель: Любите ли вы дождливую погоду?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
2. Основная часть:
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста отрывок из мультфильма «Веселый огород», эпизод, где огород засыхает, а на помощь приходит дождь. Скажите, зачем нам нужен дождик?
Дети: Дождик нужен деревьям, траве, цветочкам, овощам.
Воспитатель: Да и нам так весело гулять по лужам, если, мы оденемся по погоде.
Воспитатель предлагает детям составить алгоритм «Как мы оденемся в дождливую погоду» вниманию детей представлены картинки с изображением одежды (куртка, зонт, резиновые сапоги, тапочки, шапка, брюки)
Воспитатель: Посмотрите внимательно и выберите ту одежду, которую мы оденем на прогулку.
Дети: Делают выбор и выкладывают алгоритм на доске.
3. Физминутка «Дождик»
Воспитатель:
Ой, ребята! Набежала тучка, закапал дождь! Дети стучат пальцами по полу или столу.
Засверкала гроза. Стучат ладошками.
Загремел гром. Дети стучат кулачками.
Дождь стал стихать и совсем прекратился. Постепенно ритм замедляется.
В процессе выполнения упражнения воспитатель может задавать ритм, используя для этого металлофон. «Дождик, лей посильней».
Приплыли тучи дождевые.
Лей, дождик, лей! Руки вытянуты, ладони вниз.
Дождинки пляшут, Потряхивают руками, топают ногами.
Как живые, Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет,
А теплый дождик не угомон
Льет, льет, льет!
4.Практическая часть Рисование. «Идет дождь».
Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня на рисунке дождь еще не начался, хотя тучи уже закрыли солнышко. И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап. (Воспитатель ритмично наносит карандашом штрихи, то ускоряя, то замедляя темп.) Дождик все тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.
Воспитатель предлагает детям отработать технику рисования на крупе. Каждому ребёнку раздаются поднос с крупой манка. Задание ритмично наносить небольшие штрихи на подносе указательным пальчиком.
Воспитатель: А какой дождик будет на ваших рисунках? Работа продолжается на листе бумаге с карандашом.
Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами: «Кап, кап, кап...». Воспитатель в процессе контролирует, как они держат карандаш, помогая детям, затрудняющимся в выполнении задания.
5.Заключительная часть
По окончании работы рисунки выставляются на стенде, воспитатель и дети находят рисунки с изображением сильного «Ах, какой сильный дождь на рисунках у …!» и слабого дождя «А здесь дождь совсем слабый. Скоро солнышко выглянет из-за тучки» (подвижная игра «Солнышко и дождик)

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задачи:

 1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Закреплять умение находить и описывать овощ или фрукт.

Материал: муляжи овощей и фруктов; чудесный мешочек.

Ход

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описания.

- Что это (огурец) .Какого он цвета (зелёного) .Какой он по форме (продолговатый). Да, огурец зелёный, продолговатый.

Так же рассматриваются помидор, морковь, лук, свекла, яблоко, апельсин, грушу.

-Каким одним словом можно сказать про то, что у нас лежит на блюде (овощи), а на другом блюде (фрукты).

Воспитатель складывает овощи  и фрукты в мешочек, предлагает: Давайте поиграем с вами в «Чудесный мешочек». Тот, кого я вызову, достанет один из овощей и скажет, какой овощ он взял, а затем вытащить руку из мешочка вместе с овощем. А вы должны сказать, правильно ли он назвал овощ или нет.

Дидактическая игра  «Пересыпаем ложкой».

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук

2. Продолжать учить детей пересыпать крупу ложкой из одной чашки в другую.

Материал: Две чашки, ложка, манная крупа.

Ход:

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. 

Дидактическая игра « Прищепки» подобрать прищепки по цвету картинки и прикрепить их.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2.Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

Материал: Набор картинок, прищепки.

Ход:

У ведущего и ребенка есть картинки и набор  с цветными прищепками. Ведущий берет картинку, кладет на стол и просит ребенка подать ему прищепку, такого же цвета, что и картинка и назвать её цвет. Если малыш не знает, то ведущий называет цвет сам. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю картинки. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на  картинке у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т.к. ребенок должен видеть правильные движения. Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить ведущую руку. Однако желательно чтобы ребенок работал обеими руками.

Упражнение «Застегни и расстегни».

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Стимулирование тактильных ощущений.

3. Учить детей застегивать  и расстегивать пуговицы.

Материал: Подушки с нашитыми на них пуговицами и дорожками с застежками.

Ход:

Воспитатель предлагает ребенку подушку с пуговицами и просит застегнуть застежку на все пуговицы. После того, как ребенок выполнит это упражнение, педагог просит его расстегнуть застежку. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Упражнение «Веселое солнышко» - рисование на манке.

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Стимулирование тактильных ощущений.

Материал: Поднос с манной крупой, изображение солнца.

Сюрпризный момент: на мольберте висит большая туча из цветного картона, а за ней спрятано солнышко. Педагог привлекает внимание детей к тучке. Говорит, что без помощи детей солнышко не может выйти из-за тучи. Предлагает позвать его потешкой:

«Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко!

Наши детки плачут, по камушкам скачут.

Солнышко ясное, нарядись

Солнышко красное покажись! »

После того, как дети произнесли потешку (2-3 раза, появляется солнышко.)

Воспитатель говорит, что оно спустилось к деткам на землю с неба, чтобы обогреть и поиграть. Педагог говорит «Я буду «солнышком», а детей просит стать его лучиками. (идет «превращение» в «лучики», солнышко дотрагивается до детей)

Воспитатель спрашивает:

- Ребята, а какое бывает солнышко? (ответы детей)

А что есть у солнышка? (ответы детей)

А какие? (ответы детей)

Воспитатель предлагает нарисовать на крупе пальчиком солнышко и лучики.

«Сначала нарисуем круг, что потом следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Много. Посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее».

Дети рисуют пальчиком солнышко на подносах с крупой.

- Какие замечательные солнышки у нас получились! Солнышку так лучики понравились, только оно переживает: прилетят птички и склюют крупу и ничего не останется. Ребятки, давайте нарисуем еще раз, только на бумаге, мелками много – много солнышек, чтобы всем было тепло и радостно. Нарисуем? Садитесь за столы (рисует солнышки)

Нарисуем? Садитесь за столы (Рисуют солнышки)

Любуемся солнышками.

- Какие красивые солнышки у нас получились.

«Красивые одуванчики» - рисование ладошкой.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Материал: Листы бумаги, гуашь желтого цвета, влажные салфетки, изображение одуванчиков.

Ход:

Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему?

Д: потому что все цветет, начинают появляться цветочки

В: давайте послушаем  стихотворение.

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик -

Первый молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца,

Маленький портрет!

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки) .

В: Как называется этот цветок?

Д: одуванчик

В: Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель?

Д: зеленого

В: Цветок?

Д: желтого

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,

(Соединить руки, изображая «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание

(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки!

(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)

В: Ребятки, Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так хочется цветочного нектара. Где нам его взять?

Д: Нарисовать.

В: Пройдите за столы. Перед вами лежит зеленая полянка, на ней мы будем рисовать одуванчики.

Я беру  и макаю палец в краску желтого цвета, затем ставлю свой отпечаток на нашей полянке. Вот и вырос у нас первый одуванчик. А теперь и вы попробуйте изобразить свои одуванчики.

Вот сколько цветов выросло на нашей полянке. Пчелка радуется, говорит вам спасибо.

Заштрихуй тучку по образцу.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

3. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Листы бумаги, трафарет тучки, карандаши синего  цвета.

Ход:

Педагог входит в группу с тучей с каплями, и читает стихотворение:

- Посмотрите-ка, ребята,

Что это за штучка?

Это в небе голубом

Появилась тучка.

Тучка плачет,

Дождик скачет –

Тоненькие ножки.

Оставляет за собой

Мокрые дорожки. (Стихотворение автора)

- Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?

Дети: О дождике.

- А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки?

Дети размышляют, педагог одобряет их ответы.

- Тогда давайте нарисуем тучки при помощи трафаретов! Скорее занимайте свои места за столами.

Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования:

- Какой карандаш надо выбрать для рисования дождика? Правильно, синий. Лист бумаги придерживаем рукой-помощницей, правой рукой берем карандаш так, чтобы ему было удобно, и чтобы карандаш слушался! Вот так, щепоткой, тремя пальцами. Тучка в небе, высоко, поэтому нарисуем ее в верхней части листа. Берем шаблон тучки и аккуратно обводим его, затем нам нужно ее закрасить – заштриховать.



Предварительный просмотр:

Упражнение «Гусеница» - выкладывание гусеницы из пуговиц.

Задачи:

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Стимулирование тактильных ощущений.

Материал: Шаблон гусеницы, пуговицы разного цвета и размера.

Ход:

Высыпьте в мисочку пуговицы нескольких цветов и положите на стол шаблон гусеницы. Предложите ребенку:  «Давай  раскрасим нашу гусеницу при помощи пуговиц». Необходимо разъяснить ребенку, что пуговицы следует брать по одной и выкладывать их последовательно по цвету. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен.

Упражнение «Арбуз» - накладывание на шаблон семян от арбуза.

Задачи:

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений.

Материал: Шаблон арбуза, семена арбуза.

Ход: (аналогично предидущему).

Игра "Разложим по порядку"

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишню, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите поднять их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Игра "Посыпаем дорожки"

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного спичечного домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой») не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно сделать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт».

Игра "Открой и закрой"

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

Игра "Волшебное сито"

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

Игра "Пересыпаем ложкой"

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размещать его.

Игра "Угадай-ка для малышей"

Описание игры: спокойная игра, развивающая мелкую моторику рук, усидчивость, смекалку.

Инвентарь: небольшие непрозрачные пакеты-мешочки (тканевые, бумажные, пластиковые); мелкие предметы (к примеру, карандаш, ключ, расческа, игрушки и т.д.). Важно, чтобы ребенок был знаком с угадываемыми предметами.

Подготовка и правила игры:

1) Необходимо подготовить небольшие пакеты-мешочки и мелкие предметы – по одной штуке на один мешочек.

2) Предметы раскладываются по пакетам и завязываются веревкой (заклеиваются скотчем или степлером) у основания.

3) Объясняем ребенку, что необходимо угадать предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек.

4) Если ребенок угадывает предмет правильно, можно разорвать пакетик. Если ошибается, необходимо подсказать ребенку, что это может быть наводящими вопросами.

Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не угадает все предметы.

Игра "Найди пару"

Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т.д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары - в один пакет, другой предмет из пары - в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет. Понаблюдайте, сколько времени уходит у него на поиски каждой пары.

Игра "Прищепки в корзинке"

Цель игры: развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего).

Необходимые материалы: корзинка с деревянными бельевыми прищепками, края которой не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменить плоской фигуркой из толстого картона.

Ход игры: Ребенок ставит на стол корзинку с прищепками. Ведущий берёт прищепку тремя пальцами, прищепляет её на край корзины и предлагает ребенку повторить. После этого ребенку предлагают все прищепки вокруг корзинки.

Многократное повторение сжимания и разжимания с усилием даёт отличную тренировку кончиками пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение моторики для развития рабенка. Игры и упражнения для развития тонкой и общей моторики.

В статье описаны различные  игры и упражнения на развитие  моторики  ребенка. Приводятся примеры  упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движе...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Игры и упражнения по развитию моторики

В данной публикации представлены игры и упражнения для дошкольников. Материал могут использовать педагоги и родители детей дошкольного возраста для развития моторики у детей....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....