Рабочая программа группы кратковременного пребывания детей в ДОУ
рабочая программа на тему

Антипова Ольга Александровна

               При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.   Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты. Эти особенности и легли в основу построения рабочей программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kroha_2016-2017.docx95.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и рекомендовано                                «Утверждаю»                                       к утверждению решением                                        Заведующий МБДОУ               педагогического Совета  МБДОУ                                     «Детский сад №10 «Малыш»               «Детский сад №10 «Малыш»                                   ____________ Н.А.Родюкова            Протокол №1 от 30.08.2016 г.                                Приказ №69 от 30.08.2016 г.

Рабочая программа

группы кратковременного пребывания

«Кроха» (дети 1 – 2,5 лет)

МБДОУ «Детский сад №10 «Малыш»

Разработчик программы:

      Антипова О.А.

г. Мичуринск-наукоград

2016 год

  1. Пояснительная записка

1. 1 Актуальность

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.                                                Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты. Эти особенности и легли в основу построения рабочей программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

1. 2 Нормативно-правовое обеспечение

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию. Это:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» № 1014 от 30.08.2013г.;

- «Санитарно-зпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении Сан Пин 2. 4. 1. 3049-13»).         Рабочая программа разработана согласно основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

1.3 Цель и задачи программы

Цель программы: всесторонние развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию детей к условиям дошкольного учреждения и педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Задачи:

- обеспечение наибольшего охват детей раннего возраста дошкольным образованием, реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми в виде вариативных форм;

- обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка, создание психологического комфорта;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- сотрудничество с семьей для получения квалификационной психолого-педагогической помощи в организации воспитания, развития и обучения ребенка.

  1.  Принципы реализации программы

• принцип личностно-ориентированного подхода, ориентирующий воспитателя на учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка, а также особенностей домашнего воспитания и предусмотреть все возможности для гибких педагогических действий;

• принцип динамичности (от простого к сложному);

• принцип интеграции (интеграция различных видов детской деятельности), предоставляющий возможность ребенку проявлять познавательный интерес и познавательные действия в заинтересовавшем его виде деятельности;

• принцип игрового познания детьми окружающего мира, обеспечивающий взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития и позволяющий организовать модель образовательной деятельности детей на этапе их адаптации в увлекательной и содержательной форме;

• принцип культурно - сообразности, способствующий формированию у детей положительных качеств, в процессе обсуждения поступков персонажей сказок, поступков сверстников.

1.5 Возрастные особенности

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы.        Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).                                                                                В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).                                                                                                Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.                                                                                Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки.                                                                Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех- четырехсловных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами.                                        Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. К двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз.                        На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована.                                                                                        Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.                                        На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.                                                                        Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.                                                                                 В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.                                         Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который         начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.                                                                                         Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам он осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.                                                                                                 К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.                                         Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.                                                         Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.                                                         На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.                                                                                 Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.                                         Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.     К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.                                                 Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.6 Содержание психолого-педагогической работы

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Социально-коммуникативное развитие: легко воспроизводить в игре отдельные явления, последовательные действия, пользоваться носовым платком,  частично одеваться и раздеваться, контролировать физиологические отправления.

Познавательное развитие: подбирать по образцу предметы 4-х основных цветов. Различать 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирать по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Речевое развитие: понимание речи взрослых (импрессивная речь — понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте, понимает рассказ о событиях, знакомых без показа, понимает содержание несложного сюжета по картинке); активная речь (экспрессивная речь — словарь увеличивается до 300 слов, легко повторяет слова и простые фразы, обобщает предметы по существенным признакам, облегченные слова заменяет правильными, говорит предложениями из 3-4 слов, появляются грамматические изменении, речь становится средством общения со взрослыми).

Художественно-эстетическое развитие: восприятие смысла музыки, сказок, стихов. 

Физическое развитие: создание условий, побуждающих детей к двигательной активности; содействие развитию основных движений: хождение в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенное включение движения рук, подлезание, перелезание, отталкивание предметов при бросании и катании, выполнение движения совместно с другими детьми. 

II. Основная часть

  1. Организация режима пребывания детей

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра и решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и  при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

        Одно из ведущих мест в ГКП принадлежит режиму дня. Основные компоненты режима: игры, трудовая деятельность, организованная образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность, время прогулок.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

- тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды;

- привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности;

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

- спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.

№ п/п

Вид деятельности

Время занятий

1

Прием детей, самостоятельная и организованная игровая деятельность детей

10.30-11.00

2

Организованная образовательная деятельность (1 подгруппа)

11.00-11.06

3

Самостоятельная деятельность, игры

11.06-11.15

4

Организованная образовательная деятельность (2 подгруппа)

11.15-11.25

5

Игры на развитие движений

11.25-11.35

6

Игры с дидактическим и строительным материалом

11.35-11.45

7

Самостоятельная  деятельность  детей  под  присмотром   

педагога

11.45-12.30

8

Подготовка к прогулке, прогулка

12.30-13.30

9

Уход домой

13.30

 Ежедневная продолжительность прогулки детей в ГКП составляет 1 час. Прогулку организуют 1 раз в день –  перед уходом детей домой.

Прогулка состоит из следующих частей:

- наблюдение,

- подвижные игры,

- труд на участке,

- самостоятельную игровую деятельность детей,

- индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств.

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Организация самостоятельной деятельности

Самостоятельная деятельность:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность детей 1-2,5 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 1 часа.

Расписание организованной образовательной деятельности группы кратковременного пребывания «Кроха»

ООД

(по подгруппам)

День занятий

Понедельник

Четверг

11.00-11.06

(11.15-11.25)

Расширение ориентировки в окружающем

Развитие речи

2.2 Учебный план

Обязательная часть

Возраст

с 1 до 1,5 лет

Возраст

с 1,5 до 2 лет

Возраст

с 2  до 2,5 лет

Основное направление развития/ Образовательная область

Организованная образовательная деятельность  (ООД)

Продолжительность ООД (объем/мин.)

Продолжительность ООД (объем/мин.)

Продолжительность ООД (объем/мин.)

Познавательное развитие

Расширение ориентировки в окружающем

1/ 6 мин

1/ 10 мин

1/ 10 мин

Речевое развитие

Развитие речи

1/ 6 мин

1/ 10 мин

1/ 10 мин

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная и совместная деятельность

Физическое развитие

Самостоятельная и совместная деятельность

Социально- коммуникативное развитие

Самостоятельная и совместная деятельность

Всего

2/ 12 мин

2/ 20 мин

2/ 20 мин

2.3 Комплексно – тематическое планирование  (приложение)

2.4 Условия реализации программы:

1. Систематическое проведение образовательной деятельности.                        2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.                                                                                                3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.                                                        4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.                        5. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.                                                                                                6. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.        Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей 1-2,5 лет в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В детском саду имеется: музыкальный зал, где размещены музыкальный центр, достаточный разнообразный игровой материал, что помогает эффективно организовать работу с детьми данной группы.

2.5 Работа с родителями

Сентябрь

  1. Организационное родительское собрание «Открытие группы кратковременного пребывания»
  2. Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса»
  3. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы»
  4. Индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания

Октябрь

  1. Консультация «Здоровье всему голова»
  2. Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду. Советы воспитателя»
  3.  Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»
  4. Индивидуальные беседы на тему: одежда детей в группе, формирование навыков одевания

Ноябрь

  1. Консультация «Какой должна быть жизнь ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания в детском саду»
  2. Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний»
  3. Устный журнал «Система оздоровления и закаливания в семье»
  4. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ

Декабрь

  1. Материал в уголок для родителей: «Игрушек стало слишком много»
  2. Консультация «Роль игры в процессе воспитания»
  3. Создание буклета «Игры и развлечения с малышом»
  4. Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома»

Январь

  1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга»
  2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей)
  3. Памятка для родителей. «Родительские заповеди»
  4. Фотовыставка« Новогодние и рождественские праздники»

Февраль

  1. Родительское собрание: «Игры, развивающие познавательную активность детей»
  2. Консультация «Как помочь ребенку заговорить?»
  3. Буклет «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста»
  4. Беседа «Что значит быть хорошим отцом?»

Март

  1. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
  2. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания»
  3. Поделки родителей и детей «Наши увлечения»
  4. Папка-передвижка« Сенсорное развитие».

Апрель

  1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»
  2. Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?»
  3. Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»
  4. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?»

Май

  1. Консультация «Питание ребенка летом»
  2. Буклет «Игры с детьми на отдыхе в летний период»
  3. Памятка «Что нужно знать о насекомых?»
  4. Итоговое родительское собрание.

2.6 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения рабочей программы

Планируемые результаты освоения программы выражаются в Целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте.                                Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

  1. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Педагогами анализируются полученные результаты педагогических действий, выявляются недостатки, их причины для дальнейшего планирования деятельности. По результатам анализируется взаимосвязь индивидуализации образования детей с характером педагогических действий и качеством условий организации образовательного процесса, принимаются решения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса - ставятся цели и задачи на следующий учебный год.

Литература

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016
  2. Н.А.Карпухина Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007

Приложение к рабочей программе

Комплексно – тематическое планирование работы

Расширение ориентировки в окружающем

Сроки проведения

Тема

Цель

Информационные ресурсы

Сентябрь

«В гости к детям»

Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности по отношению ко взрослым и сверстникам, воспитывать навык культурного общения

№2 стр.10

«Праздник у ребят»

Познакомить детей с празднично украшенной комнатой, развивать у детей интерес и чувство симпатии друг к другу, формируя стиль взаимоотношений, основанный на доброжелательности, воспитывать любовь к ближним

№2 стр.10

«Кукла гуляет»

Познакомить детей с приметами осени: падают листья, дети надели пальто и куртки, развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность и последовательность во времени одевания на прогулку

№2 стр.12

«Падают листочки»

Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев, сравнивать листья по величине: большой, маленький, воспитывать любовь к природе, развивать познавательный интерес

№ 2 стр. 13

Октябрь

«Поймай бабочку»

Познакомить детей с бабочкой, формировать правильное отношение к насекомым – не бояться бабочку, жуков, муравьев, воспитывать бережное отношение к живым существам

№2 стр.13

«Чудесная корзинка»

Познакомить детей с овощами: огурец, помидор, морковь, капуста, развивать цветовое восприятие: красный и зеленый цвета, воспитывать аккуратность, вежливость

№2 стр.14

«Наши игрушки»

Помогать находить игрушки, выделять их по величине, называть, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать формы бережного обращения с игрушками

№2 стр.15

«Танечка и Манечка – сестренки»

Среди множества картинок выделять идентичные (одежда, посуда, мебель, игрушки), развивать зрительное восприятие, функцию обобщения в мышлении, воспитывать добрые чувства к членам семьи: братишкам и сестренкам

№2 стр. 16

Ноябрь

«Петушок-петушок»

Познакомить детей с временными понятиями: утро, развивать образное мышление, воспитывать культурно-гигиенические навыки

№2 стр.18

«Чудесный мешочек»

Закреплять знания детей в назывании фруктов: груша, яблоко, банан; узнавать их на картинке; воспитывать любовь к природе

№2 стр. 19

«Моя улица»

Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность в назывании ранее виденных предметов, поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав – собака, вместо би-би – машина)

№2 стр. 24

«Летят листочки»

Побуждать детей находить, узнавать и называть предметы по просьбе воспитателя; сравнивать предметы по величине и цвету; развивать наблюдательность, воспитывать доброжелательные отношения

№2 стр.25

Декабрь

«Кочки-кочки, гладкая дорожка»

Познакомить детей с качеством предметов, формировать понятие «твердый – гладкий», соотносить слова с определенными действиями, развивать ориентировку в пространстве; воспитывать любознательность

№2 стр.26

«Моя мама»

Совершенствовать свое зрительное восприятие и внимание, понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; соотносить слово с предметом, его изображением, узнавать на фотографиях знакомые лица, называть их хотя бы упрощенными словами, воспитывать любовь к близким и родным

№ 2 стр.32

«По дорожке в зимний лес»

Совершенствовать зрительное прослеживание по зигзагообразной линии, координацию движений пальцев; знать и называть глаголы единственного числа настоящего времени: «прыгает», «скачет», развивать мелкую моторику пальцев, воспитывать добрые чувства к окружающим

№2 стр.33

«Белоснежные комочки»

Формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки, развивать координацию движений, зрительное восприятие, воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе двигательной активности

№2 стр.34

Январь

«Кукла Катя гуляет»

Побуждать детей формировать представление о зиме: на улице холодно, идет снег, дети катаются на санках, люди надели зимнюю одежду – шубу, шапку, валенки, варежки; развивать зрительное восприятие цвета – синий, воспитывать аккуратность и последовательность в процессе одевания зимней одежды

№2 стр.36

«Куда листочки спрятались»

Формировать понятие «дерево» (у дерева есть ствол, веточки, листочки), развивать зрительно-моторную координацию, воспитывать любознательность и дружеские взаимоотношения

№2 стр.36

«Наши верные друзья»

Совершенствовать знания о домашних животных: кошке, собаке, сравнивать и выделять отличительные черты: лает, мяукает; развивать тактильное восприятие: мягкая, пушистая; воспитывать доброе, заботливое отношение к животным

№2 стр.38

«Игрушки по местам»

Соотносить предметы с реальными предметами разной формы, уточнять действия, совершаемые с этими предметами (мячики катятся, прыгают, из кубиков можно строить); развивать количественные отношения (один, много), овладеть понятием «большой – маленький»; воспитывать самостоятельность

№2 стр.39

Февраль

«Игрушки для Миши и Мишутки»

Дифференцировать предметы по величине, называть предмет по словесному описанию, узнавать предмет на картинке; развивать зрительную координацию, воспитывать наблюдательность и коммуникативные отношения

№2 стр. 75

«Где мы живем?»

Побуждать детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья», воспитывать любовь и уважение к родным

№2 стр.43

«Летят снежинки»

Дать представление о снеге, снежинках, развивать навык наблюдательности, координации движений, соотносить слово с объектом, называть его общеупотребительным словом, воспитывать любознательность

№2 стр.43

«Кукла спит»

Формировать у детей временные отношения: день – гуляют, играют, кушают; ночь – спят; развивать зрительное восприятие; воспитывать культуру поведения

№2 стр.44

Март

«Куда едут машины?»

Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автомобиль; развивать коммуникативные навыки и воспитывать уважение к труду взрослых

№2 стр.58

«Мамин праздник»

Формировать у детей представление о празднике мам, создать радостное настроение, желание выбрать и подарить подарок, развивать зрительное восприятие и воспитывать любовь к родным и близким

№2 стр.61

«Почему снег тает?»

Формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосульки), развивать тактильное восприятие, воспитывать аккуратность и трудолюбие

№2 стр.62

«Оденем Катю на прогулку»

Формировать у детей понятие «Пришла весна»: греет солнышко, дети сняли варежки и шарф, бегут ручьи; развивать зрительное восприятие, воспитывать наблюдательность и любовь к окружающей природе

№2 стр.63

Апрель

«Что весна нам принесла?»

Совершенствовать навык наблюдательности, выделять основные приметы весны: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега, развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе

№2 стр.63

«Где моя мама?»

Побуждать детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это в их речевой продукции (кошка – котенок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лиса – лисенок); развивать звукоподражание и воспитывать заботливое отношение к животным

№2 стр.65

«Покормим Катю»

Формировать у детей понятие «посуда»: чашка, ложка, тарелка, развивать зрительное восприятие, внимательность; воспитывать культурно-гигиенические навыки, коммуникативные отношения и чувство заботы

№2  стр.66

«Угощение для ребят и зверят»

Формировать представление о предметном мире «Продукты»: конфеты, морковка, мед; развивать зрительно-пространственное ориентирование, воспитывать культуру общения и дружеские отношения друг к другу

№2 стр.67

Май

«Выходи, дружок, на зелененький лужок»

Дать представление об одуванчике и ромашке, учить находить такой же цветок, как у воспитателя на картинке, развивать зрительное восприятие и связывать изображение со словом, воспитывать любовь к природе

№2 стр. 71

«Куда плывет кораблик»

Совершенствовать навык наблюдения за явлениями природы: травка зеленеет, бегут ручьи, капает дождик, развивать зрительную память, воспитывать бережное отношение к природе

№2 стр. 71

«Смотрит солнышко в окошко»

Формировать представление о растительном мире: деревья, цветы, трава, цветовой гамме: зеленый, красный, желтый; развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувства любви к окружающей природе, расширять знания детей о временах года

№2 стр.72

«Желтые, пушистые»

Дать представление о цыпленке: желтый, пушистый, бегает, клюет зернышки, пищит – пи-пи-пи; развивать зрительную координацию, звукоподражание; воспитывать доброе отношение к животным

№2 стр.73

Развитие речи

Сроки проведения

Тема

Цель

Информационные ресурсы

Сентябрь

«Наша группа»

Познакомить с предметами групповой комнаты и их размещением, формировать активный словарь: игровой уголок, стол, стул, шкаф, игрушки, воспитывать бережное отношение к игрушкам

№2 стр.80

«Курочка»

Формировать у детей определенный темп и ритм речи, воспитывать желание слушать воспитателя, развивать внимательность при прослушивании потешек

№2 стр.80

«Собачка»

Развивать голосовой аппарат, закреплять в речи ребенка определенный темп и ритм, подражая взрослому, воспитывать уважительное отношение к животным

№2 стр.81

«Катя, Катя»

Формировать слуховую сосредоточенность, умение прослушав текст, выполнять движения, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативные отношения

№2 стр.81

Октябрь

«Большой, маленький»

Развивать у детей голосовой аппарат – голос средней силы и отрабатывать навык мягкой атаки гласного звука, воспитывать бережное и доброе отношение к игрушкам

№2 стр.83

«Кошка»

Закрепить навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому, вызвать у детей эмоциональный отклик отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к животным, желание с ними играть

№2 стр.83

«Скачет зайка»

Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашел ее и ест), воспитывать дружеские отношения во время игры, формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на

№2 стр.84

«Мальчик играет с собакой»

Побуждать детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картине, развивать умение слушать пояснения, расширять словарный запас: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет

№2 стр.85

Ноябрь

«Картинки-загадки»

Формировать у детей младшего дошкольного возраста артикуляцию гласных звуков, развивать звукоподражание, желание отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать внимательность во время игры

№2 стр.86

«Киска, киска»»

Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста, развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать сочувствие и желание помочь близким

№2 стр.86

«Что делает мишка?»

Воспитывать слуховое восприятие, различать бытовые шумы, соотносить их с определенными предметами, обозначать предметы облегченными словами

№2 стр.87

«Уронили мишку на пол»

Формировать слуховое и зрительное восприятие художественного текста, желание повторять отдельные слова и фразы, воспитывать бережное отношение к игрушкам

№2 стр.88

Декабрь

«Тихо – громко»

Развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов, воспитывать умение слушать

№2 стр.90

«Колокольчик – дудочка»

Развивать слуховое восприятие и внимание, побуждать связывать звучание игрушки с ее образом, воспитывать чувство радости от общения в совместной игре

№2 стр.90

«Зайка, мишка и лиса»

Побуждать детей понимать простые словесные инструкции, выраженные двумя словами; выбирать из нескольких игрушек и картинок ту, которую просит воспитатель, и называть игрушку облегченными словами, воспитывать дружеские отношения и внимание во время игры

№2 стр.91

«Мишка пьет горячий чай»

Побуждать детей произносить слова, обозначающие действия, названия игрушек, предметов (пьет чай, расставляет чашки, садится на стул, за стол), подражать действиям взрослых, отвечать на вопросы облегченными словами (здравствуй, чашка, пей, на, мишка)

№2 стр.92

Январь

«Баю-бай»

Формировать у детей речевое произношение общеупотребительных слов: собачка, бай, лай; развивать слуховое восприятие и улавливать ритмичность речи, воспитывать бережное отношение к окружающим

№2 стр.93

«Праздник елки в детском саду»

Формировать зрительное восприятие картины, соотносить изображение с речевым текстом, развивать наблюдательность, словарный запас: шарик, елка, игрушки, воспитывать эмоциональные чувства радости от увиденного на картине

№2 стр.94

«Кукла в ванночке не плачет»

Формировать активный словарь: водичка, ванна, мыть, купаться, побуждать детей соотносить предметы по величине и называть их, развивать моторику пальцев

№2 стр.94

«Кто как кричит?»

Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение, воспитывать бережное отношение к животным

№2 стр.95

Февраль

«Машины»

Побуждать соотносить звук игрушки с ее образом и изображением на картинке, развивать остроту слухового восприятия, умение вслушиваться в звуки, расширять активный словарь ребенка за счет слов, обозначающих звучащие игрушки

№2 стр.97

«Мишка работает»

Формировать звукопроизношение, побуждать дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их  в разном темпе (медленно, быстро), пополнять активный словарь новыми звукоподражаниями, прививать новые игровые навыки

№2 стр.97

«Паровоз, машинка»

Формировать звукопроизношение и отрабатывать произнесение слогов: ту-ту, би-би, соотносить звукоподражание с предметами транспорта (машина, паровоз), воспитывать коммуникативность

№2 стр.98

«Курочка Ряба»

Побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе, вызвать желание прослушать ее еще, формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных

№2 стр.99

Март

«Кто как ходит?»

Развивать слуховое восприятие, различать ритм отстукивания (быстрый т медленный), расширять активный словарный запас (фраза из двух слов: кукла идет, Мишка поет), произносить слова громко и тихо

№2 стр.100

«Дети обедают»

Формировать зрительное восприятие и понимание жизненно близких сюжетов, изображенных на картине, развивать умение слушать сопроводительный текст и пояснения, расширять активный словарь: тарелка, чашка, блюдце, ест, вытирает, держит

№2 стр.100

«Помоги пройти по дорожке»

Различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме), соотносить звукоподражания с образами животных (коза, корова), получать радость от совместной игры и общения со взрослым

№2 стр.101

«Репка»

Побуждать детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра, вызвать желание прослушать сказку еще раз

№2 стр.102

Апрель

«Кто в гости пришел?»

Развивать устойчивость слуховосприятия, соотношения звука с образом звучащей игрушки, нахождения звучащего предмета на картинке, обозначать предмет облегченным словом

№2 стр.103

«Села птичка на окошко»

Формировать слуховое восприятие художественного текста, понимать содержание, развивать чувство ритма и своевременно повторять имеющиеся в тексте восклицания «Ай», воспитывать любовь к малым формам фольклора

№2 стр.103

«Мама купает ребенка»

Формировать зрительное восприятие картины и понимание сюжета, развивать внимательность и наблюдательность, расширять активный словарь: ванна, купаться, полотенце, поливать, вытирать, воспитывать культурно-гигиенические навыки и опрятность

№2 стр.104

«Кораблик»

Формировать элементарные навыки слушания, развивать слуховую сосредоточенность во время чтения, побуждать детей следить за ходом несложного сюжета рассказа; воспитывать любовь к художественной литературе, заботу о ближних

№2 стр.105

Май

По желанию детей

Закреплять навыки речевого общения, отрабатывая звукопроизношение отдельных слогов, слов и фраз, развивая художественно-речевую активность

№2 стр.79

Развитие движений

Сроки проведения

Тема

Цели

Информационные ресурсы

Сентябрь

 «В гостях у деток!»

Упражнять в ходьбе в прямом направлении; упражнять в ползании, развивать чувство равновесия; воспитывать положительные эмоции

№2 стр.215

Октябрь

 «Наши ножки ходят по дорожке»

Упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости; познакомить с бросанием мяча, упражнять в ползании и подлезании, развивать внимание и умение реагировать на слово

№2 стр.216

Ноябрь

.

 «Серенькая кошечка!»

Упражнять в ходьбе в прямом направлении; в ползании и перелезании бревна, повторить бросание, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать ловкость

№2 стр.217

«Вышла курочка гулять!»

Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности; повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык

№2 стр.219

Декабрь

 «Зайка серенький сидит!»

Познакомить с броском мешочка вдаль правой рукой (левой), упражнять в ходьбе по гимнастической доске, развивать чувство равновесия, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать двигательную активность

№2 стр.221

 «Пушистые котята!»

Упражнять в ходьбе по ребристой доске, повторить в умении взойти на ящик и сойти с него, познакомить с броском из-за головы двумя руками, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать ловкость

№2 стр.223

Январь

 «Мы – Петрушки!»

Повторить ходьбу по доске, упражнять в ползании под палку, побуждать бросать одной рукой, воспитывать самостоятельность

№2 стр.225

 «Мишка по лесу гулял!»

Упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног, познакомить с катанием мяча, повторить ползание и перелезание через скамейку, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать двигательную активность

№2 стр.226

Февраль

 «Мишка по лесу гулял!»

Упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног, познакомить с катанием мяча, повторить ползание и перелезание через скамейку, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать двигательную активность

№2  стр.226

 «Белочка на веточках!»

Упражнять в ходьбе по наклонной доске, повторить ползание и перелезание бревна, бросать мяч двумя руками, воспитывать смелость и самостоятельность

№2   стр.229

Март

 «По ровненькой дорожке шагают наши ножки!»

Повторить ползание и подлезание под скамейку, закреплять умение бросать мяч двумя руками, воспитывать самостоятельность, развивать умение ориентироваться в пространстве

№2 стр. 230

 «Мой веселый звонкий мяч!»

Повторить ползание и пролезание в обруч, познакомить с броском мяча через ленту, упражнять в ходьбе по наклонной доске, развивать умение действовать по сигналу

№2 стр. 231

Апрель

 «В гости к бабушке!»

Упражнять в катании мяча, ходьбе по ребристой доске, повторить ползание и перелезание через бревно, воспитывать смелость и самостоятельность

№2 стр.232

 «Сорока, сорока, где была? Далеко!»

Упражнять в бросании в горизонтальную цель, учить ходить, меняя направление, упражнять в ползании, развивать глазомер и ориентировку в пространстве

№2 стр.234

Май

«Мишка косолапый!»

Ходить, высоко поднимая ноги, упражнять в ползании по гимнастической скамейке, повторить бросание мешочка с песком одной рукой, развивать равновесие и глазомер

№2 стр. 235

«К нам пришла собачка!»

Повторить ходьбу по ребристой дорожке, упражнять в бросании мячей через ленту, повторить ползание, развивать равновесие и глазомер

№2 стр.236

Игры-занятия с дидактическим материалом

Сроки проведения

Тема

Цель

Информационные ресурсы

Сентябрь

«Отгадай, кто позвал?»

Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность

№2 стр.113

«Кто в домике живет?»

Формировать речевой слух, развитие собственной активной речи, совершенствовать силы голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям

№2 стр.113

«Собери пирамидку»

Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям

№2 стр.114

«Нанизывание колец»

Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький», воспитывать положительный интерес к занятиям

№ 2 стр. 115

Октябрь

«Протолкни круглый предмет!»

Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям

№2 стр.116

«Найди листочек»

Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям

№2 стр. 117

«Найди по звуку»

Формировать слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве, отрабатывать правильное произношение звуков «пи-пи», воспитывать положительный интерес к занятиям

№ 2 стр. 118

«Найди желтый листочек»

Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят, воспитывать любовь к окружающей природе

№2 стр.119

Ноябрь

«Собери башню из двух колец»

Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово «кольцо» и название цвета, воспитывать интерес к занятиям

№2 стр.120

«Нанизывание шариков»

Закрепить у детей понятие о резко контрастных размерах (большой, маленький), познакомить с промежуточными размерами: самый большой, поменьше, самый маленький

№2 стр.120

«Кто как разговаривает»

Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам

№2 стр. 121

«Большие и маленькие башни»

На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим; развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев; выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину, воспитывать интерес к занятиям

№2 стр.122

Декабрь

«Нанизывание колец одного цвета»

Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»

№2 стр.123

«Башня из кубиков»

Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня; развивать внимание и воспитывать аккуратность действий

№2 стр. 124

«Собери корзиночку»

Формировать у детей практические знания о цвете: красный, зеленый, о величине: большой и маленький, развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу

№2 стр.124

«Башня из пяти колец»

Развивать у детей умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, знакомить с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям

№2 стр.126

Январь

«Грибочки по местам»

Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям

№2 стр.127

«Прокати лошадку»

Формировать у детей ориентировку в помещении, развивать слуховое восприятие, узнавать лошадку среди других игрушек, произносить упрощенные слова: но-но, иго-го, на, пей, лошадка

№2 стр.128

«Найди такой же предмет»

Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям

№2 стр.129

«Собери картинку»

Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

№2 стр.129

Февраль

«Найди игрушку»

Побуждать детей по словам взрослого находить и показывать знакомые игрушки, предметы, ориентироваться в группе, находить и различать сходные предметы, воспитывать интерес и положительное отношение к занятиям

№2 стр.130

«Кто в гости пришел?»

Совершенствовать навык игрового партнерства, развивать зрительное и слуховое восприятие, звукоподражание, воспитывать активность и коммуникативность в процессе игры

№2 стр.131

«Кому что дать?»

Закрепить названия животных, сформировать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко), воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться

№2 стр.132

«Угадай, какой цвет?»

Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство

№2 стр.132

Март

«Какой наряд у Кати?»

Совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви, развивать коммуникативные качества, воспитывать бережное отношение к одежде

№2 стр.142

«Где найти?»

Совершенствовать навык по словесному указанию находить игрушки, уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру, развивать ориентировку в пространстве, память, понимать слова: высоко, низко, большой, маленький, рядом, здесь

№2 стр.142

«Двухместная матрешка»

Формировать представления о величине (большая, маленькая), научить открывать и закрывать матрешку, закрепить навык называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый), расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек

№2 стр.143

«Собери грибочки»

Побуждать детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать аккуратность и трудолюбие

№2 стр.144

Апрель

«Застегни пальто кукле»

Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать ее), воспитывать аккуратность и внимание

№2 стр.147

«Подбери такой же предмет»

Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опят, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям

№2 стр.148

«Кто как кричит?»

Развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания

№2  стр.149

«Большой и маленький предмет»

Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»

№2 стр.150

Май  

«Разложи по цвету»

Формировать цветовое восприятие, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, использовать слова «цвет», «такой», «не такой», «разный»

№2 стр.167

«Разложи по цвету»

Закрепить умение группировать однородные объекты по цвету, сопоставлять по цвету разнородные объекты, воспитывать аккуратность и внимательность

№2  стр.168

«Поймай солнечного зайчика»

Развивать зрительное восприятие, формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, воспитывать внимательность

№2 стр.169

«Собери цветок»

Закрепить знания детьми названия основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев

№2 стр.169

Игры-занятия со строительным материалом

Сроки проведения

Тема

Цель

Информационные ресурсы

Сентябрь

«Домик для петушка»

Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям

№2 стр.176

«Домик для собачки»

Продолжать знакомить с конструктивными возможностями строительного материала, помочь детям удерживать внимание на постройках и способствовать речевому выражению эмоций

№2 стр.176

«Домик для зайчика»

Познакомить детей с постройками для разных животных, побуждать детей помогать воспитателю во время постройки, принимать активное участие во время обыгрывания

№2  стр.176

«Стульчик для Кати»

Познакомить детей с кубиком, побуждать детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями

№ 2  стр.177

Октябрь

«Башня из двух кубиков синего цвета»

Продолжать знакомить детей со строительным материалом – кубик, побуждать детей называть синий цвет и действовать по сигналу воспитателя

№2   стр.178

«Башня из трех кубиков желтого цвета»

Совершенствовать навык детей в постройке башни из трех кубиков, побуждать детей называть желтый цвет, упражнять в назывании постройки, подробно объяснить прием конструирования (кубик на кубик и т.д.)

№2 стр.178

«Башня из четырех кирпичиков зеленого цвета»

Познакомить детей с новой строительной деталью – кирпичик, способствовать узнаванию и называнию зеленого цвета, рассмотреть образец постройки

№2 стр.179

«Башня из четырех кирпичиков красного цвета»

Закрепить у детей навык постройки башенки из кирпичиков без рассматривания образца, побуждать узнавать и называть красный цвет

№2 стр.179

Ноябрь

«Стол и стул из кубиков и кирпичиков желтого цвета»

Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, узнавать и называть эти детали, используя прием накладывания и прикладывания деталей

№2 стр.180

«Стол зеленого цвета и два стула желтого цвета»

Побуждать детей выполнять постройки в одновременном действии с деталями двух видов и двух цветов, объединять постройки по смыслу сюжета

№2 стр.180

«Стол и кресло синего цвета»

Побуждать детей активно участвовать в постройках, узнавать и называть строительные детали, цвет, отбирать для постройки только необходимые

№2 стр.181

«Стол и стул разных цветов»

Побуждать детей различать постройки по цвету, расширять навык различных построек из кирпичиков и кубиков

№2 стр.181

Декабрь

«Дорожка разноцветная»

Побуждать детей совершать элементарные действия с кирпичиками (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью)

№2 стр.182

«Узкая желтая дорожка»

Побуждать детей выполнять постройку, узнавать и называть желтый цвет, принимать активное участие в обыгрывании постройки

№2 стр.182

«Широкая красная дорожка»

Совершенствовать навык детей в укладывании кирпичиков на широкую грань, закрепить знание красного цвета, формировать культуру общения детей в процессе игры, способствовать различению построек по величине

№2 стр.183

«Дорожка и мячик одного цвета»

Закрепить навык разных построек из кирпичиков, узнавание и называние основных цветов – желтый, красный, синий, зеленый

№2 стр.183

Январь

«Заборчик»

Побуждать детей устанавливать кирпичики на длинную грань, плотно приставляя друг к другу, используя образец воспитателя

№ 2 стр.184

«Заборчик (узкая грань)»

Совершенствовать навык детей в выкладывании кирпичиков на узкую грань, используя приемы конструирования, закрепить цвет

№ 2 стр.184

«Заборчик из кубиков и кирпичиков»

Совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали на плоскости по прямой

№2 стр.185

«Синий кубик + красный кирпичик. Заборчик»

Закрепить навык строительства разного по величине и цвету заборчика, использовать постройки по смыслу сюжета

№ 2 стр.185

Февраль

«Маленькая машина»

Познакомить детей с приемом накладывания деталей друг на друга и с новой строительной деталью - пластиной

№2 стр.187

«Автобус»

Продолжать знакомить детей с приемом накладывания одной формы на другую, закреплять узнавание и называние цветов

№2 стр.187

«Автобус и грузовик по образцу»

Побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец

№2 стр.188

«Поезд»

Закрепить навыки детей в постройках транспортных средств, используя кирпичики, кубики и пластины, формировать понятие величины и цвета

№2 стр.188

Март

«Скамеечка для матрешки»

Познакомить детей с новым действием со строительными деталями – простейшими перекрытиями, формировать аккуратность в процессе работы по образцу

№2 стр.189

«Большая и маленькая скамеечки»

Побуждать детей к обследованию деталей и экспериментированию с ними и игрушками, закреплять величину

№2 стр.189

«Ворота и заборчик»

Формировать навык постройки по образцу воспитателя без объяснения приема конструирования для развития логического мышления, развивать умение сосредоточенно рассматривать образец, слушать и понимать взрослого

№2 стр.190

«Разноцветные постройки»

Закрепить навык постройки из кирпичиков, пластин разных по величине и цвету, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей (кирпичик, кубик)

№2 стр.190

Апрель

«Домик с крышей»

Познакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крыша), продолжать совершенствовать навык приема прикладывания и накладывания

№2 стр.192

«Домик с крышей»

Продолжать знакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крышей), способствовать пониманию выражения «поставить крышу сверху», побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию

№2 стр.192

«Домик по образцу без показа»

Формировать умение выполнять постройки по образцу без показа основных приемов конструирования, содействовать развитию потребности в общении со взрослыми и сверстниками

№2 стр.193

«Домик с окошком»

Закрепить навыки, полученные детьми в течение года, побуждать детей завершать начатые постройки, формировать умение добиваться определенных результатов, способствовать к дружеским взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками

№2 стр.193

Май

«Построй что хочешь»

Совершенствовать полученные навыки по работе со строительными деталями

№2 стр.194

Рекомендованная для чтения литература

Сентябрь

  1. «Ладушки-ладушки» — русский фольклор
  2. «Курица с цыплятами» В. Берестов — поэзия
  3. «Цыпленок» К. Чуковский — проза

Октябрь

  1. «Киска, киска, киска, брысь!» — русский фольклор
  2. «Бычок», «Мячик» А. Барто — поэзия
  3. «Цыпленок и утенок» В. Сутеев — проза

Ноябрь

  1. «Петушок, петушок» — русский фольклор
  2. «Зайка, зайка, попляши!» Лагздынь — поэзия
  3. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие) Е.Чарушин — проза

Декабрь

  1. «Как у нашего кота» — русский фольклор
  2. «Слон» А. Барто — поэзия
  3. «Как поросенок говорить научился» Л. Пантелеев — проза

Январь

  1. «Баю-бай» — русский фольклор
  2. «Баиньки» И. Токмакова — поэзия
  3. «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова) — русская народная сказка

Февраль

  1. «Пошел кот под мосток» — русский фольклор
  2. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке») С. Маршак — поэзия
  3. «Курочка Ряба» — русская народная сказка

Март

  1. «Большие ноги» — русский фольклор
  2. «Птичка» В. Жуковский — поэзия
  3. «Репка» — русская народная сказка

Апрель

  1. «Водичка-водичка» — русский фольклор
  2. «Зайка» А. Барто — поэзия
  3. «Хрюшка и чушка» Т. Александрова — проза

Май

В мае можно читать наиболее понравившиеся детям произведения русского и зарубежного фольклора, поэзию и сказки, закрепляя навыки внимательного прослушивания, повторения отдельных слов, фраз, а также самостоятельное чтение потешек и стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы группы кратковременного пребывания

рабочие программы группы кратковременного пребывания для детей 6-7 лет...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания на 2017-2018 учебный год для детей со сложной структурой дефекта

Данна программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности, посещающих группу кратковременного пребывания по индивидуальному ра...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания на 2017-2018 учебный год для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа разработана для воспитанников младшего дошкольного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания, имеющих задержку психического развития. Программа разработана с учетом пси...

Рабочая программа групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения с 1,5 до 3 лет

Рабочая программа групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения с 1,5 до 3 лет...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания «Гномики» для детей от 1 до 2 лет на 2019 – 2020 уч.год

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми группы кратковременного пребывания разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г...