Сказкотерапия, как один из методов работы с детьми дошкольного возраста.
консультация на тему

Невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_skazkoterapiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия, как один из методов работы с детьми дошкольного возраста.

    Невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте.  

     Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близкие детскому мироощущению. Сказки есть в каждом доме, в дошкольном возрасте они читаются всем детям. Малыши  их очень любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о природе,  предметном мире. Сказки позволяют ребенку испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Ребенок, не знавший сказок, вырастает скудным в эмоциональном плане человеком. Если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше понимает сверстников   и взрослых, ему легче дается обучение. Ребенку не всегда удается понять и правильно определить испытываемое  им чувство, поскольку способность к произвольной регуляции эмоций развита недостаточно. Научиться полноценно, выражать свои чувства ребенку помогает сказка.

     Поэтому один из наиболее эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.

     К сказкам обращались в своем  творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, М. Осорина,

Е. Лисина, Е. Петрова, Т. Зинкевич-Евстигнеева и так далее.

     Применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными,

неуверенными, застенчивыми детьми. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

      Почему же сказка так эффективна при работе с  детьми дошкольного возраста?

      Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия. Это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

     Одна и та же сказка по разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то своё, актуальнее для него, созвучное его проблемам.

     Цель сказкотерапии—помочь ребёнку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения.

      Опыт работы и анализ длительных  наблюдений привели  к выводу, что сказка оказывает колоссальное воздействие на  познавательную, а также эмоциональную сферу детей. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит,  сказка играет важную роль в подготовке детей к жизни.    

По эмоциональным проявлениям можно выделить 2 группы детей: «гиперактивные» и «пассивные». Метафора положительно влияет на этот контингент детей, однако восприятие сказок у «гиперактивных» и «пассивных» детей различно. Так как поведение «гиперактивных» детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней отвлекаемостью, то на первых занятиях рекомендуется не требовать от детей выполнения четко сложенных организационных моментов, а лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой изложения материала. Во время занятия дети могут вскакивать с места, хватать разные предметы. В начале  работы  приходится сталкиваться   с ярко выраженными реакциями детей на сказку, например, смех вместо грусти, печали и наоборот. Нужно обратить внимание,  что неадекватные реакции детей должны быть обязательно проанализированы педагогом с детьми сразу же после их появления. Игнорирование подобных явлений может привести к их закреплению в дальнейшем на каждую последующую сказку.

      Поведение «пассивных» детей характеризуется «тормозными» реакциями. Именно поэтому, подготовительный этап введения в мир сказки более длительный, по сравнению с другими детьми, которые  характеризуются активными чертами характера. Детей необходимо осторожно (таинственно) вводить в мир сказки. Эти дети пассивные слушатели.

       Необходимо в процессе рассказывания сказки делать акцент на положительных персонажах сказки. «Пассивные» дети, испытывают чувство жалости, сострадания даже в большей степени, нежели требуется и это может вызвать у них плаксивость, угнетённость. Необходимо тщательно обдумывать каждый этап проведения занятия в подготовительный период с детьми, чтобы в дальнейшем не выработать у них стереотип ассоциации сказки с плачем, переживаниями, слезами.

         «Гиперактивным» детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей вызывают у них радость, смех. Эту особенность необходимо учитывать для того, чтобы сформировать эти чувства через сказку. Педагог должен переживать, грустить, сочувствовать персонажам попавшим в беду, нуждающимся в помощи, брошенным, оставленных в безвыходных  ситуациях.

         «Пассивные» дети впечатлительны, мнительны, слезливы.

      Перед рассказыванием сказки необходимо создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности, увидеть  и услышать что-то необычное.

       Дети могут не понимать  эмоциональных состояний изображенных на картинках. Поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках.

      Сказка играет большую роль в эмоциональной сфере детей Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – всё это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

       Большое значение сказки заключается в том, что она оказывает решающее влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

       Первое знакомство ребенка со сказкой всегда заинтересованное. Сказка положительно влияет на восприятие детей. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка повышает речевую активность. Даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне.

       Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.

       Сказка положительно влияет на развитие мимики лица детей. Ведь им очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, закрыть глаза. Сказки побуждают детей к смене мимических состояний лица: дети улыбаются, грустят, нахмуривают брови.

       Сказка оказывает огромное влияние на  психические процессы детей: мышление (дети усваивают последовательность эпизодов сказки, название основных персонажей, основные звукоподражания и так далее.), внимание (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают имена основных героев, характерные признаки) и так далее.

       Сказку можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в сюжетно- ролевой игре,

На занятиях по формированию культурно-гигиенических навыков, конструированию. Отрывки из сказок настраивают детей на положительный эмоциональный фон, концентрируют внимание детей и, как правило, результат этих занятий достаточно высок.(2)

.

                   Литература.

.

  1.  «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми». Учебное пособие. Под редакцией И.В. Дубровиной. Москва. Издательский центр «Академия». 1998 г. с.147-156.
  2.  Смирнова О. «Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами». Журнал. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» №2, 1999 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Использование математического планшета «Геометрик» как один из методов работы с детьми дошкольного возраста

Математический планшет придумал математик Калеб Гатеньо в конце 1950-х гг. Математическая доска - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнит...

Семинар «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбер...

Использование изотерапию как метод работы с детьми дошкольного возраста. Изотеропия как метод психологической коррекции.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общен...

Сказкотерапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста.

Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые...