Проблема мониторинга в ДОО
статья на тему

Лебедева Галина Робертовна

С введением ФГОС ДО не утихают споры о том, как надо проводить мониторинг. Давайте порассуждаем и выскажем  свою точку зрения на его проведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniepechat.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика в системе методической работы

Тема педагогической диагностики с введением ФГОС ДО - это тема  во многом для дискуссий.  В сказках есть выражение « Поди туда, не знаю куда.Принеси то, не знаю что.» Перефразируя его, можно так охарактеризовать  текущее состояние педагогической диагностики  : « Проведи  так , не знаю как». Почему ? Прежде всего  , трудности возникли в разработке педагогической диагностики , соответствующей принципам  и подходам ФГОС ДО к дошкольному образованию.( От позиции  . что ребенок «должен овладеть ЗУН» ,мы поставлены на позицию ФГОС ДО , что   Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов ).  На семинаре в Шаранге Ревякина  очень четко выделила нормативную базу для проведения педагогической диагностики в настоящее время.  В крупных садах данный материал есть, остальные могут проглядеть печатный вариант и , если он  необходим и интересен, сбросить себе на флеш карту. В  порядке напоминания вспомним, что

Основанием для применения педагогической диагностики в детском саду может являться ФГОС ДО,  в котором говорится, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

 Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

 1)  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей» (Раздел III, пункт 3.2.3.)

Конечно, сразу после знакомства со стандартом у педагогов возникло много вопросов « Быть или не быть педагогической диагностике?»( слово «Может»  предполагает и обратный вариант ) и если быть , то какой она должна быть, ведь  о педагогической диагностике в стандарте говорится очень размыто.

28.02.14 выходит разъясняющий отдельные положения ФГОС ДО документ -

Письмо министерство образования и науки РФ №08-249  -комментарии к ФГОС ДО.

, который поясняет, что под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей , которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения "обратной связи" в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей.

При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения.

Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. (ВОТ ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕМ ДИАГНОСТИКИ)

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования1, в том числе и  программой: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В программе «От рождения до школы»  при  представлении система оценки результатов освоения Программы отмечено, что педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Авторы выделяют

современные тенденции  в диагностике - это смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Тестовый подход

Аутентичная оценка

направлен на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специальных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками.

Основным недостатком такого подхода является то, что искусственные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошкольников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.

строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

При знакомстве с проектом программы «от Рождения до школы»  педагоги с удовлетворением отметили, что  Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам включены в методическое обеспечение программы и готовятся к печати в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

Вместе с тем , приобретая новое программно – мнтодическое обеспечение столкнулись с тем, что некоторая литература , в том числе и карты  были еще не изданы. На сегодня мы имеем  книгу « Педагогическая диагностика развития детей 2-3 лет по программе "От рождения до школы" и электронное пособие "Педагогическая диагностика развития детей 2-3 лет по программе "От рождения до школы"" , содержащее систему мониторинга динамики развития детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет), разработанную в соответствии с положениями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Данной литературой с нами поделились на семинаре, можете посмотреть подход  и порядок проведению диагностики., отличающийся от нашего. Но это издательство «Учитель», а не «Мозаика- синтез».Возможно будут еще варианты. Большинство детских садов воспользовались предложенными ИДЦ из опыта других детских садов  Картами наблюдений детского развития . Не стал исключением  и наш детский сад.  Мы работали с предложенными картами учебный год. В целом это немного, но  анализ результатов дает возможность для обсуждения  и выработки общих подходов или рекомендаций в ДОУ.

Методическая работа началась с подготовки Положения об индивидуальном учете результатов освоения воспитанниками Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 8 детского сада «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области образовательной программы и    Положения об ИОМ.   При рассмотрении предложенных Карт и ИОМ у  педагогов возникло много вопросов по их ведению, поэтому  в Положении был внесен пункт о возможности их заполнения в электронном виде. Это давало возможность педагогу более мобильно с ними работать, возможность корректировать. В Положении оговаривалась распечатка Карт и ИОМ в конце учебного года при передаче в следующую группу, но  в  конце года мы решили  оставить только электронный вариант. Это более удобно, тем более , что все группы обеспечены ноутбуками и не принципиально, поскольку  , еще раз подчеркиваю, карты являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Так же , чтобы сделать более удобным планирование индивидуальной работы, после  проведения мониторинга и заполнения карт не только разрабатываются ИОМ , но и составляется сводная таблица  «Планирование индивидуальной работы с детьми», что позволяет педагогам не заглядывать каждый раз при написании ежедневного плана в  карту каждого ребенка , а пользоваться данными таблицами. Мониторинг в форме наблюдения проводится во всех возрастных группах  .Основными методами в системе мониторинга следует считать педагогическое наблюдение и анализ результатов продуктивной деятельности детей.   С временем проведения диагностики тоже разные точки зрения. Многие  за подведение в  декабре и мае. И если с конечной точкой все согласны, то проведение в декабре на практике очень затруднительно , так как  декабрь  в ДОУ очень насыщенный мероприятиями и на качественный мониторинг вряд  останется достаточно времени. Сторонники « декабрьской версии» ссылаются на  на освоение программы. Но и в декабре останутся темы , которые еще не освоены, и опять же , закладывая в показатели  содержание программы и   «подвязывая сроки»   мониторинга к  решению программных задач  мы   , получается, нарушаем  принцип индивидуализации, ведь   развитие личности  ребенка происходит не только  по нашим планам и программам.  

Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация показателей развития  можно выражать в словесной (опосредованной) форме( не сформирован;находится в стадии становления;сформирован)  , в описательной или любой другой форме , удобной и понятной педагогам . Удобнее, конечно, комбинировать.

Потому что , если стоит  только отметка. что да, Петя  , Вася. Коля знают 2 авторов и т.п., то это для анализа почти ничего не дает .А если  указать конкретно , то можно узнать литературные интересы каждого ребенка,  посмотреть –растет ли он как читатель ?  А  литературные интересы группы просчитать и проанализировать . ( да у меня ни один ребенок . Пушкина не назвал…… Почему ? что делать ?)

Кроме этого ,  конкретные слова скажут больше , чем отметка « в стадии становления» или перекопирование показателя и вставление его в графу результат. ( Проанализируйте, как делают это ваши воспитатели и что им это дает)

К примеру, Перекопирование « Может….» Может и может, а делает ли ? Как ? уверенно,или надо еще работать над освоением и качеством ? Инициативен ? или пр.  Или может и планирует ?? « разных состояния ??? Важна суть  « Освоил, использует в свободной деятельности» «…., может показать и рассказать» , « сочиняет концовки сказок , но не оригинален или не приводя к раскрытию  сюжета» , « старается как можно быстрее завершить сказку , придуманное окончание 2-3 предложения» и пр.

С педагогами по факту заполнения карт проводится конкретная индивидуальная работа. Вместе мы беседуем по каждой карте, обговариваем необходимые уточнения,  и только после вторичного  ( а с некоторыми педагогами  и   еще дополнительными ) намечем стратегию индивидуального развития  с обязательным участием родителей.

В  методической работе анализ проведения педагогической диагностики воспитателями  в целом осуществлялся в начале года и  в конце на педсоветах, где педагоги знакомятся с материалами аналитической справки.

Можно отметить следущее :

Все- таки смущает то. что показатели  используемых карт несут в себе  некую норму  , с которой мы сравниваем детей. То есть все-таки , это отголоски   старых подходов к мониторингу. Педагогам трудно отойди от старых подходов в мониторинге «поисков минусов в развитии и доведении до нормы»  Поэтому  в работе с педагогами при проведении мониторинга направляю их на то, чтобы они в картах отмечали и показатели развития конкретного ребенка сверх заложенных и планировали работу на их развитии, чтобы  старались увидеть интересы и сколонности ребенка и развить их,  не навязывать   ребенку то, что ему не интересно или   вызывает отторжение , потому что не получается, а создать условия, чтобы ему самому захотелось освоить.  Проанализируйте карты – что вы увидите  через них ? Серую безликую массу или конкретных детей с их особенностями ? Рекомендации – отписки или действительные  наметки развития, есть  ли в них ЗБР ?Ведь в рекомендациях проявляется педагог.  Если  ребенок испытывает затруднения, а педагог в рекомендациях и ИОМ продолжает дублировать те приемы , которые уже « не принесли плоды», то о каком педагогическом мастерстве можно говорить.

К большому удовлетворению, могу сказать, что за год тяжелой работы , педагоги стали понимать смысл новых подходов к диагностике, стараются аналитически подходить к ее результатам , планированию индивидуальной работке и разработке ИОМ. И когда в конце года педагог с 40 летний стажем  говорит, что убедился , что если подходить к ИОМ не формально, то он работает на развитие ребенка и дает  результат. то для меня это убеждение и понимание как говорят, «дорогого стоят»

Практика показывает, что освоение и внедрение системы мониторинга делает работу воспитателя более осмысленной и эффективной, позволяет постоянно «держать руку на пульсе», получать обратную связь, видеть развернутую картину достижений группы в целом на определенный момент, оценивать динамику развития отдельных детей в течение года, помогает обоснованно индивидуализировать педагогическое воздействие. и получить результат -  положительную динамику в развитии ребенка .Но для этого необходимо помочь педагогу все это осознать и применить. И поможет это систематическая методическая работа.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Проблемы и пути формирования познавательной активности через художественное творчество у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ), в частности с умственной отсталостью.Значение художественного творчества для формирования у детей познавательно...

Наши проблемы - проблемы добра и зла!

Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом....

Проблемы речи - проблемы социализации детей

Материал представляет и разъясняет проблемность адаптации и социализации детей с проблемами речевого развития в среде  детского сада и школы....

К проблеме проведения мониторинга в ДОУ

Проблемный материал. Содержит точку зрения автора на проведения мониторинга в детском саду. Если появятся  желающие порассуждать о данной проблеме или поделиться  опытом . буду рада....

Мониторинг качества дошкольного образования, проблемы, ошибки, пути решения.

Перед системой образования РФ стоят задачи обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образо...