Проблемы речи - проблемы социализации детей
консультация по логопедии на тему

Зоря Татьяна Владимировна

Материал представляет и разъясняет проблемность адаптации и социализации детей с проблемами речевого развития в среде  детского сада и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают  низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.

       Работая в детском саду, мы с сожалением констатируем, что с каждым годом к нам приходит все больше детей, имеющих серьезные или незначительные нарушения речи, от полного отсутствия речи до нарушения произношения некоторых звуков. У одних звукопроизношение с возрастом нормализуется, у других затягивается и требуется коррекционная помощь логопеда. Зачастую родители в силу своей недостаточной педагогической образованности игнорируют эту, с их точки зрения, незначительную проблему. А сложность различных речевых нарушений как раз и заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушения коммуникативной сферы.

Ведь даже недостатки звукопроизношения негативно влияют на развитие речи и характер ребенка. А более сложные нарушения приводят к тому, что ребенок иногда замыкается в себе, старается меньше говорить, чтобы избежать насмешек окружающих, нервничает, если его не понимают или критикуют неправильно сказанные слова. Такие дети особо нуждаются в помощи логопеда, дефектолога и психолога и очень чутком отношении со стороны воспитателей и родителей. Чем раньше им будет оказана специальная помощь, тем больше шансов исправить речь и имеющиеся дефекты не превратятся в стойкую, неисправимую привычку. В таких случаях время упускается и, к моменту школьного обучения дети с речевыми нарушениями составляют группу риска по проблеме школьного обучения.

Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма  притягательным, воспринимается как объект взаимодействия.  Конечно, самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. Очень многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша необходимым средствам привлечения внимания другого человека, научил ли вежливому общению, умению договориться с другими и т.д.

От взрослого зависит так же и то, как будет восприниматься сверстник – на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Но важно то, что уже с младшего дошкольного возраста ребенка не устраивает прежняя позиция «рядом». Он хочет быть «вместе» с детьми.

У небольшого процента детей с диагнозом Общее недоразвитие речи отмечается отставание интеллекта по возрасту лишь только в силу того, что он плохо говорит, т.е. нарушение речи является первичным физиологическим дефектом. Ребенок плохо говорит – с ним трудно общаться и объясняться, взрослые и сверстники его игнорируют, а значит, ребенок мало разговаривает, не использует весь свой словарный запас, не узнает новое и не пополняет свой ограниченный словарь. Процесс интеллектуального развития тормозится, и ребенок выглядит отсталым на общем фоне сверстников. Но как только с ребенком начинают активно заниматься, расширяя его словарь, устраняя дефекты звукопроизношения и нарушения слоговой структуры, он начинает нагонять своих сверстников в интеллекте, мы говорим – «умнеет на глазах».

В сложных случаях нарушений речи, когда кроме нарушения звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха присутствуют налицо все признаки Минимальной мозговой дисфункции (гиперактивность, заторможенность, неконтактность, дефицит внимания, повышенная переключаемость, агрессивность и т.д.) педагогу необходима помощь психолога, невролога или психиатра с медикаментозной поддержкой. Часто в основе речевого дефекта лежит поражение нервной системы (локальное или структурное) обусловленное сложной беременностью или родами со стимуляцией. Даже кратковременная гипоксия мозга новорожденного влечет торможению многих зон коры головного мозга или нарушение проводимости периферической нервной системы. И никакое органическое поражение невозможно корректировать педагогическими приёмами. А ведь учитель-логопед в своей работе использует только педагогические приемы. Отказываясь от рекомендаций логопеда в консультировании у психоневролога и мотивируя это предельной занятостью на работе, родитель не понимает, что обрекает своего ребенка на последующие проблемы общения и обучения в школе.

Сетования педагогов по поводу недостаточного уровня речевого развития детей (особенно связной речи) можно слышать, пожалуй, чаще других. Они говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр. Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.

Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников (а их не так уж мало) в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях повседневного общения. Недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Нередко приходится слышать жалобы на сложные отношения ребенка - дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом  налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего  она кроется в несформированности его коммуникативной деятельности. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер. Просто родители НЕ НАУЧИЛИ ребенка  правильно общаться, а искать виноватых всегда легче, чем заниматься нелегким трудом воспитания.

Ошибка взрослых - невнимание к проблемам социализации своего ребенка, и его различным речевым дефектам: «Вырастет, и все само-собой нормализуется». Вовремя не устраненный речевой недостаток становится стойким дефектом и значительно влияет на успеваемость ребенка в школе (дисграфия, дислексия). Что в свою очередь вызывает формирование у ребенка различных комплексов и негативных личностных качеств.

В свою очередь излишнее внимание к дефектам речи ребенка, критика и упреки со стороны взрослых, без необходимой логопедической помощи, так же приводит к отрицательным последствиям формирования личности. Стараясь лучше подготовить ребенка к школе, родители перегружают его учебными заданиями, заставляют повторять и заучивать непонятные слова, сложные и объемные стихотворения насыщенные трудными или недоступными для ребенка звуками. Речевая перегрузка и критика речевых дефектов ребенка могут только закрепить эти дефекты и даже привести к заиканию. Дети же с ММД (гиперактивные или аутичные-«закрытые в себе») представляют особую группу риска. Ведь воспитание не сводится только к тому, чтобы одеть, накормить и купить все, что нужно к школе. И проблемы, незаметные в детстве, к переходному возрасту 13-16 лет переходят в разряд неразрешимых – дети перестают учиться и уходят на улицу. У одних начинаются проблемы с полицией, у других со здоровьем.

В настоящее время уже разработаны достаточно действенные содержание и методы выявления отклонений в развитии у детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Однако  их применение обеспечивает, в основном, выявление детей с выраженными формами психофизического неблагополучия. Если же детские проблемы внешне малозаметны, «не бросаются в глаза», то они остаются долго скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции.  Без своевременной коррекции в психическом развитии могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации. Это может вызвать  искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение). Но именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольника. Только авторитетное мнение взрослого, папы, мамы, является для маленького человека единственно верным и правильным. От нас, взрослых, зависит какие нормы и правила поведения с окружающими будет копировать в свою жизнь наш ребёнок. Наше коммуникативное взаимодействие с людьми, умение вежливо общаться, договариваться, вести диалог, рассказать о чем-то интересном, объяснить свое решение или убеждать в своем мнении, будет невольно копироваться ребенком, и переноситься на его общение со сверстниками и педагогами. Важен не только личный пример родителя, но и умение вовремя обратить внимание ребенка на положительные или негативные и неприемлемые примеры общения и поведения окружающих людей в нашей повседневной жизни: ссоры в транспорте, диалоги на автобусных остановках, детские истерики в магазинах, неподобающее поведение детей в отношении со взрослыми , сверстниками, грубость и невоспитанность взрослых и детей в общественных местах. Ваш ребенок искренне хочет быть «хорошим» в ваших глазах, хочет, чтобы вы его хвалили. Он не станет повторять примеры «плохого» поведения. Не жалейте добрые слова и похвалу на каждое «волшебное» слово вашего ребенка, на каждое «доброе» дело, сделанное им. Уважайте в нем ЛИЧНОСТЬ, умейте договариваться!

Родители – это лишь законные представители прав Ребёнка. Они забывают, что отказываясь от перевода ребенка в речевую группу, речевой сад или школу, отказываясь от помощи психоневролога, игнорируя рекомендации и просьбы логопеда в своевременной коррекции поведения или речи, они нарушают права самого Ребенка.  ВАШ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО на ОБРАЗОВАНИЕ и ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ в полном объеме. Родители нарушают Семейный кодекс, ограничивая ребенка в получении первоначальных знаний, необходимых дошкольном детстве. Коррекция нарушений речи является составной частью образовательной программы по развитию речи в ДОУ. Защита прав и интересов детей, в случае уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Родители, помните, что Вы – непререкаемый авторитет для своих детей! Будьте для них образцом терпения, понимания, вежливости и старательности во всем: в быту и на работе, на отдыхе и в учебе, в обществе и дома, наедине с малышом. Объясняйте, рассказывайте, играйте вместе с ребенком, живите ЕГО миром и обогащайте его мир своими знаниями. Донесите детям знание, что у них кроме огромного количества прав есть небольшое количество обязанностей (право на игру и обязанность собрать свои игрушки, не ломать их, содержать в порядке игровой уголок). Только говорить мало, Вы должны быть примером и образцом для подражания.  Пусть наши дети будут образованнее и успешнее нас! Ведь мы так счастливы, что у нас есть наши чудесные детки и как нам приятно когда у нас есть повод гордиться нашим самым главным достижением жизни – НАШИМ РЕБЕНКОМ! Успехов Вам, мои дорогие родители в совместном воспитании НАШИХ детей!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста"

В марте 2010 года на базе нашего детского сада (МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 139" Волжского района города Саратова) прошел семинар для старших воспитателей и воспитателей ДОУ "Социализаци...

Проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ...

Проблема социализации детей младшего дошкольного возраста в рамках ознакомления с художественной литературой.

Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей – это наиболее естественный и эффективный контекст формирования социализации у детей в дошкольном детстве.  Его называют младшим дошкольным ...

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом  и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне сем...

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...

Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общен...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...