Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья на тему
Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне семьи, живущие в специальном учреждении, например в детском доме.
Сравнения мои начались как матери имеющей своих троих детей, и воспитателя работающего с детьми-сиротами, проживающими в детском доме. Мои наблюдения показали различия и особенности жизни детей в целом, адаптации, и сложность социализации.
Дети, проживающие в семье, перенимают поведение и культуру данной семьи, быстрее развиваются навыки самообслуживания. В семье есть, как минимум два взрослых, которые всегда в распоряжении ребенка, и могут ответить на любые его вопросы, и решить любые возникшие у него проблемы. Социализация домашнего ребенка в такой ситуации развивается естественным образом.
Ребенок же находящийся в государственном сиротском учреждении, типа детского дома, лишен возможности обратиться с возникшей проблемой или вопросом к тому, кто естественным образом может помочь. Немало времени должно пройти, чтобы ребенок мог доверять взрослому, которому он поручен. В данном случае, ребенок, чаще всего, закрывается на неопределенное время, его развитие останавливается, он не адекватно воспринимает окружающий мир. В таком состоянии, ребенок начинает болеть, начинает вести себя неадекватно к окружающим, проявлять агрессию или апатию, оба состояния не принесут ничего хорошего.
Социализация ребенка, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообщем очень трудоемкий и многообразный процесс.
Начнем с того, что поддержка и помощь в семье, не всегда качественна, но на энергетическом уровне, это та помощь, которая нужна данному конкретному ребенку, из этой конкретной семьи, если позволите такое сравнение: как планета в галактике, которая имеет свое магнитное поле, в данном случае, семья - галактика, а ребенок - планета, со всеми вытекающими от сюда плюсами. После такого сравнения, видны минусы, в общении с ребенком, который вырван из своей семьи, и помещен в нечто иное. Социализация такого ребенка начинается с вас. То как вы себя с ним ведете, готовы ли вы услышать его, помочь ему, в его проблеме, какая бы она не была.
После, налаженного контакта, можно начинать работать. В зависимости от его возраста, применяя те или иные методики, развивать в ребенке, прежде всего его самого. Обнаруживать его способности и таланты, хвалить, даже за маленькие достижения, давая тем самым ему понять, что вы его поддерживаете в стремлении, и рады его достижениям. Ребенку получающему поддержку будет приятней над собой работать, зная, что его достижения приносят радость, нужны и приятны, к нему неравнодушны.
Очень поможет, в игровой форме, проводить практические занятия на тему: «сколько нужно продуктов, чтобы приготовить...», и там уже, на сколько хватит вашей фантазии «сколько нужно продуктов мне на один день; неделю; месяц»; как заполнить те или иные документы, как написать письмо, «что такое паспорт и зачем он нужен» - сделать паспорт своими руками. Любому ребенку такие тематические занятия будут необыкновенно интересны, и, несомненно, они помогут в социализации детей из детских домов.
Совсем по-другому дела обстоит с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь изначально социальная зажатость семьи, не готовность общества принимать гражданина с ограниченными возможностями, заставляет семью стыдится своего статуса, «семья, имеющая ребенка с ОВЗ», такие семьи стараются жить узким кругом, в основном появляются в обществе таких же семей. Ребенок инвалид с самого начала принимает себя таким, какой он есть, потом сравнивая себя с другими, начинает понимать, что он другой, по физическим признакам, и потом испытывает скованность в общении с окружающими, возникает чувство обиды и стыда. Здесь очень важна роль родителей, смиренных мудрых и спокойных наставников, конечно, так бывает не всегда.
Больший процент детей с ограничениями по здоровью находятся в коррекционных сиротских учреждениях. Задача воспитателя, и всех, кто сталкивается с детьми с ОВЗ, в общении, в игре, в учебе, сделать все возможное, чтобы такой ребенок чувствовал себя способным, сделать то или иное самостоятельно, хвалить его, давая тем самым понять, что он молодец, справился. Социализация, детей инвалидов будет отличаться, от социализации здоровых детей, в этом случае понадобится грамотный подход ко всему, что касается мероприятий, игр, мастерских, и много терпения и любви к людям. Вообщем, чтобы кому-то помочь, и чему-то научить, необходимо много сострадания и любви и профессионализма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Данная статья раскрывает работу социального педагога ГБОУ НПО ПЛТиД по адаптации детей и детей, оставшихся без попечения родитителей, выпускников сиротских учреждений старше 15 лет г. Санкт-Петербурга...
Консультация "Проблемы в адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В статье расмотренны проблемы социализации детей - сирот, с которыми они могут сталкнуться после околнчания образовательного учреждения....
Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"
Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.Детство – период, когда закладывается фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устой...
Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.
работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)
В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и д...