Детско-родительский информационно - исследовательский проект "Удивительный мир часов"
проект (старшая группа) на тему

Казаринова Татьяна Юрьевна

Реализация данного проекта позволила расширить знания детей об истории возникновения  часов, развить познавательный интерес, умения анализировать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_chasov.docx81.47 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Ромашка» структурное подразделение

«МАОУ Земляновская СОШ»

«Удивительный мир часов»

Детско-родительский

 информационно  - исследовательский проект

http://cs622217.vk.me/v622217977/3972d/be0VkuyTcaM.jpg

Автор проекта:

Т.Ю.Казаринова

2016 год

Введение

Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы – круглые, другие – квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.

Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире сразу выйдут из строя все  часы…  Сколько было высказано предположений о том, какой  страшный беспорядок это вызовет! Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.   Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

Мы рассказали детям,  что сейчас трудно представить, но  когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или  смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта,  значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень.

Наш рассказ вызвал интерес у детей – они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе разговора так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях  часов. Это и послужило темой нашего проекта «Удивительный мир часов»

Актуальность

 С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать – важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать. В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Поэтому, в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми мы включили цикл совместной деятельности воспитателя, детей, родителей, самостоятельную деятельность детей в саду и дома.

    Формирование представлений о времени у дошкольников сложный процесс, требующий систематичной, последовательной работы и творческого подхода.
Шаг за шагом, осваивая временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию, позволила им не потеряться во времени и пространстве.

Проблема:

Недостаточный объем знаний об истории часов и их видах

Цель проекта:

 Развитие интереса к истории возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем

 Задачи проекта: 

- познакомить детей с историей возникновения часов;

- расширить представления детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека;

-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;

- создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей,  родителей и  детей;

Участники проекта: педагоги детского сада и школы, дети старшей группы, родители

Методы исследования: наблюдение, сравнение, поисковая работа с литературными источникаи, экспериментирование.

Тип проекта: 

информационно  - исследовательский

Реализация проекта:

Карта детских идей

Что знаем о часах и времени?

Что хотим узнать?

Где найдём необходимую информацию?

Время идёт (Рита)

Часы идут (Сергей)

Часы бывают разной формы (Илья)

Часы бывают наручные, настенные, электронные (Катя)

Часы бывают с кукушкой (Никита)

По часам определяют во сколько надо идти в детский сад (Венера)

Время года – это время (Лиза)

Смена суток – время (Данил)

Время смотрят по часам (Вероника)

Из чего делают часы? (Рита)

Как двигаются часы? (Катя)

Как устроены песочные часы? (Никита)

Как в часах появилась кукушка? (Венера)

Как раньше определяли время? (Айнура)

Какие часы были раньше? (Илья)

Можно ли самим сделать часы? (Сергей)

В библиотеке (Рита)

В интернете (катя)

В книгах (Лиза)

Спросить у родителей (Илья)

Посмотреть по телевизору (Венера)

Спросить у друзей (Сергей

Сходить в музей (Данил)

Этапы реализации проекта:

I Этап Подготовительный

  • Подготовка предметно – развивающей среды
  • Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки)
  • Создание и подбор наглядно – дидактического материала
  • Оповещение родителей о предстоящем проекте

II ЭТАП Основной

Данный проект  разработан в соответствии ФГОС, включающий все направления развития ребёнка (образовательные области).

Экскурсия в библиотеку «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы»

Экскурсия в школьный музей на выставку часов «Путешествие в страну часов»

Образовательная область 
«Речевое развитие»

Беседы:

«Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Измерение времени», «Современные часы».

Чтение художественной литературы:

О. Анофриев «Тик - Так», В. Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы»  Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.

Знакомство со сказками:

«Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

Словесные игры:

«Который час», «Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово».

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры:

«Веселая неделька», «Где мое место», «Угадай, что за время года», «Когда это бывает?», «Веселые часы», «Каждому предмету своё время», «Кто быстрее», «Кто больше знает», «Выбери что нужно для часов», «Кто потрудился», «Путешествие в страну часов», «Узнай который час?», «Какие часы ты знаешь?».

Проблемно-игровые ситуации:

«Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин часов», «Часовая мастерская».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Изодеятельность: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь», «Часы будущего».

Конструирование: «Часы»,

Аппликация: «Цветочные часики».

Лепка: «Цветочные часы».

Образовательная область
«Физическое развитие»

Физ. минутки: «Часы», «Осень», «Весна - красна»;

Гимнастика для глаз «Веселая неделька»;

Пальчиковые гимнастики о временах года;

Подвижная игра: «День – ночь».

Образовательная область
«Познавательное развитие»

Образовательные ситуации: «Четыре принцессы», «Путешествие в страну точного времени»; «Путешествие в прошлое часов», «В гостях у гнома – часовщика»;

Эксперимент с песочными часами: «Течёт ли время?»;

Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать»;

Эксперимент с водяными часами.

Эксперимент с огненными часами.

III ЭТАП Заключительный

  • Создание мини – музея «Мир часов»
  • Выставка поделок моделей часов
  • Викторина «Часы такие разные»
  •  Изготовление макета часов: напольных, настенных

Заключение:

Итак, реализация данного проекта позволила расширить знания детей об истории возникновения часов, развить познавательный интерес, умения анализировать и делать выводы.

   Дети получили новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; о видах часов прошлых лет: солнечные, часы - цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Выяснили, что часы давних времен не могут показывать точное время.

 Так же дети познакомились с  разновидностями настоящих часов: карманные, наручные, настольные, настенные, напольные, башенные и др.

В  ходе исследования  при создании мини – музея, каждый дошкольник стал соавтором,   творцом, а не пассивным созерцателем. В нашем мини – музее  разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада.

Экспонаты мини – музея используются для проведения образовательной деятельности для развития  воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка, связной речи, мелкой моторики.

Кроме этого, во время проектной деятельности  у детей развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Список использованных источников

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятия - МУЦ Перспектива, 2008 – 248 с.

2. Голубина. Чему научит клеточка… методическое пособие для подготовки дошкольников к письму. Мозаика – синтез. 2006 -64 с.

3. Минкевич Л. В. Математика в детском саду подготовительная к школе группа. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 192 с.

4. Котляр Э. П. «Часы-часики», малыш, 1984 г.

5. Прокофьева С.Л. «Часы с кукушкой» Малыш 1984 г.

6. Помораева И. В., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада – М. Мозаика – синтез. 2013 -176 с.

7. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. дороб. – М: просвещение, 1991 – 47 с.

8. Сорокина А. В. «Дидактические игры в детском саду».

9. Соболева А. В. «Загадки – смекалки» Гном – пресс, 2006 г.

10. Сапгир Г. В. «Часы» Лабиринт Пресс, 2009 г.

11. Шварц Е. П. «Сказки о потерянном времени», Оникс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной детско-родительской творческой познавательно-исследовательской деятельности "Приготовление винегрета с "изюминкой". Старший дошкольный возраст .

Конспект  преназначен для педагогов и родителей и содержит практический материал по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, может быть использован в организаци...

Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »

Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...

Информационно-исследовательский проект "Зачем нужны часы?"

Проект "Зачем нужны часы"  познакомил детей с устройством часов, с историей их возникновения, развивал интерес, умение рассуждать, находить нужную информацию из разных источников, делат...

ДЕТСКО РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЙ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ КРАЙ»

Цель проекта: воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о   достопримечательностях города; воспитание чувства гордости за город, в котором живем; вос...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...