Методический материал для распространения
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Никифоова Екатерина Алексеевна

Личный опыт музыкального руководителя и преподавател теоретических дисциплин

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Введение (о гармоническом слухе)
  2. Сказка – форма работы с младшими школьниками
  3. Аккордовые сказки: трезвучия и их обращения, доминантовый септаккорд и его обращения, гармонические обороты.
  4. Заключение.

Гармонический слух – это проявление ладового чувства, выражающееся в осознании взаимодействия целых созвучий и аккордов. Иначе, способность воспринимать множество звуков как единое целое. Основную роль в этом восприятии играют эмоциональные ощущения, окраска аккорда, его роль в ладу и в музыкальном произведении в целом. В этом вопросе необходимо обращать внимание учащихся на такие понятия логики развёртывания музыкального материала, как напряжение и расслабление, кульминация, заключение, затихание. То есть, сначала явление должно быть услышано, прочувствовано, а затем теоретически осмыслено. Гармонический  слух, как и мелодический, является  одним  из  компонентов музыкального  слуха и  любая форма  их  проявления  связана  непосредственно с функционированием  внутреннего  слуха. Гармонический  слух – это, прежде  всего, способность мысленного  представления  в центрах  слуха  звучания  многоголосного сочинения  гармонического или полифонического  склада.

Гармонический слух можно  развить  у любого  ребенка. Однако при самой тщательной  работе  педагога у разных учащихся  результат  будет все же неодинаков. Степень развитости  как  гармонического, так и мелодического слуха является  одним  из  признаков. Характеризующих музыкальность учащихся и, следовательно, определяющих  пригодность их к последующей профессиональной  деятельности: исполнительской, композиторской, педагогической.

Внутренний  мелодический  слух  развивается  сравнительно  быстро и  обычно имеется  у  всех занимающихся  музыкой. Внутренний  гармонический  слух развивается  медленно.

Возможность и умение  осознанно  использовать гармонические  средства в различных  заданиях, слышать и анализировать  смену  гармонии в музыкальных  фрагментах  придает  учащимся  уверенность в своих творческих  силах, развивает  инициативу и самостоятельность  мышления.

Основным  условием успешного  развития гармонического  слухового  восприятия является  систематичность и последовательность работы, постепенное  усложнение  от простого  к  сложному. Необходимо  создать на  занятии такие рабочие  условия, при  которых  учащиеся  чувствовали бы себя комфортно, свободно  оперируя знакомыми  гармоническими  средствами. И что наиболее важно - то постоянная гармоническая  основа, сопровождающая  основные  формы  работы  на  уроке сольфеджио:

1.Ладоинтонационная  работа– интонирование  гамм, попевок  на определенную тему, интервалов, аккордов, секвенций.

2.Сольфеджирование– домашних  упражнений, с  листа незнакомых  мелодий. Несложных  песен, романсов.

 

3.Метроритмические  упражнения– исполнение  ритмического рисунка инструментами   шумового  оркестра, проработка  ритмических сложностей исполняя интервальные  и  аккордовые  цепочки.

4.Игра  на  инструменте– в оригинале  или  транспорте  диктантов, упражнений, секвенций, аккордовых  цифровок с гармонической  поддержкой  педагога.

5.Слуховой анализ-  определение  на слух  интервалов, аккордов, аккордовых  последовательностей. Анализ  музыкальных  фрагментов  на  слух.

6.Музыкальный  диктант– устный, письменный, с  разбором и без  предварительного  анализа.

Наиболее наглядное   представление  о  музыкальной  системе  и  звукоряде дает  фортепиано. Учащимся  в той  или  иной  мере  владеющим фортепиано, гораздо  легче  осваивать  определенные  упражнения  по  развитию  гармонических  навыков  в  силу  того, что  вся  слуховая  работа  в  классе  связана  именно  с  этим  инструментом. Учащимся, занимающимся  на  других  инструментах  необходимо  выполнять  задания  на  своем  инструменте, что  позволит  более  глубоко  и  осознанно  использовать  знания, полученные  на  уроках  сольфеджио.

Начинать  работу  над  гармоническим  слухом  необходимо  с  первого класса. На  данном  этапе  основную  нагрузку  несет  педагог – именно  в этот  период  создается  прочный  слуховой  фундамент, который  является хорошей  базой для  логического  узнавания  и  восприятия  любого  интонационного  и  гармонического  материала.

При  изучении  лада, а в особенности  интервалов  и  аккордов,  образное  восприятие  созвучий, заострение  внимания  детей  на  их  эмоциональной  окраске  позволяет  сформировать  стойкую  память, «рефлекс»  на  интервал, аккорд, гармонический  оборот. Ребенок  должен  постепенно  накапливать «словарь» гармонических моделей, они  должны закрепляться в разных вариантах и комбинациях.

Значение  гармонического  слуха велико, ибо  пение, запись, подбор  мелодий, опирающихся  на  централизованную  мажоро-минорную  гармоническую  систему, неизбежно предполагает  ощущение  гармонического  подтекста.

Для того чтобы детям хотелось получать знания по сольфеджио, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на занятии, нужно выбирать различные формы и приёмы организации занятий, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к музыке.

Также нужно отметить, что едва ли не главную роль в обучении детей младшего возраста играет разнообразие. Поэтому при планировке занятий учитывается следующее:

а) Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени – от одной до 5 минут.

б) После заданий требующих умственного напряжения, предусматривается переключение на другие, более лёгкие. Например, письменные задания чередуются с эмоционально-двигательной разрядкой.

в) Поддерживать необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать активность восприятия детей.

Очень важную роль в обучении играет разнообразие Дети любят узнавать новое, но они так же любят повторять то, что знают, причём знают хорошо, что приносит удоволетворение.  Это свойство детской психики  - основа обучения  любому предмету и сольфеджио в частности.

Использование ярких наглядных пособий, музыкальных игр пробуждают чувство радости, удовольствия, развивают интерес к теоретическим предметам.

Первый год обучения по сольфеджио насыщен  учебными темами. Ребёнок с первых уроков получает множество информации, причём довольно абстрактной. Если преподаватель музыкального инструмента имеет возможность закрепить какие либо понятия игрой на инструменте, т.е. конкретным музыкальным примером, то преподавателю сольфеджио приходится давать порой новый материал незаметно в форме игры, сказки, загадки и т.д..  Здесь необходимо привлечь фантазии и активность самих детей. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский предостерегал педагогов: «Конечно, сделав занимательным курок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не тольтко то, что его занимает, но и то,  что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнять свою обязанность».

Преподавателю сольфеджио на уроке приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и  сочинителем – импровизатором одновременно. Даже если дома готовясь к уроку педагог придумает игру или сказку или какую-либо историю, чтобы детям интересно рассказать тему, то на уроке постоянно приходится перестраиваться, что -то добавляя, что-то убирая из придуманного. Такая мобильность необходима в современном учебном процессе. С помощью сказки дети, незаметно для себя  усваивают нотную грамоту.  Можно посоветовать следующие пособия, которые позволят закрепить знания полученные на уроке: «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей»(автор Т.Первозванская) – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями , «Весёлое сольфеджио»( автор М.Червоная), - все правила зарифмованы.  «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» (Т.Яценко),   все темы даны в виде сказок например: «Страшная сказка о том, что может случиться, если на сольфеджио махнуть рукой» и т.п., «Неправильное сольфеджио»(автор О.Камозина) – вся теория представлена в виде песенок.

При  слуховом изучении интервалов давно и прочно вошли в практику  сравнение интервала с животным, цветком. За каждым интервалом закрепляется яркий зрительный образ. Образы эти разные(тут и ослики, и жирафы, и медузы). Педагог выбирает правильный по его мнению набор ассоциаций. Здесь так же используются карточки: на одной стороне изображение животного, цветка,  на другой обозначение интервала.

Сказка – это то зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету обучения. Музыкальное озвучивание сказок – обязательное условие, так же как и вовлеченность в рассказ, иначе желаемого результата придется ждать несколько дольше. Сказка интереснее слушается в коллективе, ведь малышу хочется поделиться с другим своими переживаниями, маленькими открытиями, удивлением и восхищением чем-то новым и необычным. На наших уроках сказочные истории могут быть длинными и короткими; их рассказывают друг другу по несколько раз, целиком и частями (с продолжением на следующем уроке).

Работу с аккордами в классе сольфеджио необходимо начинать как можно раньше, желательно с первого года обучения. Раннее освоение аккордов диктуется многими причинами. Одна из них – несоответствие программы по специальности и сольфеджио. Уже в конце первого года обучения ребенок начинает играть аккорды на фортепиано, но даже не знает, как они называются, так как на уроках сольфеджио этот материал изучается гораздо позднее. Педагог по специальности успевает порой рассказать что-то об аккордах, и полученные учеником знания фактически становятся первыми. Но ведь именно первое знакомство оставляет неизгладимый след в музыкальной памяти малыша. И если эта встреча будет неинтересной, то потом довольно трудно преодолеть стереотип. А роль педагога сольфеджио в этом случае сводится к нулю, ведь об аккордах ученику уже рассказали на уроке специальности. Другая причина – достаточно сложный современный музыкальный язык. Необходимо подготовить детей к его восприятию. Те аккорды, которые изучают в музыкальной школе, являются языком традиционным, характерным для XVIII–XIX веков. Современный музыкальный язык не очень легко ложится на слух музыкантов, воспитанных на классико-романтических традициях. А детям порой легче усвоить интонации музыки ХХ века, и этот процесс нужно не тормозить, а ускорить на самом начальном этапе музыкального образования.

 Благодаря аккордовым сказкам можно освоить большой объем материала

Введение

Основная цель обучения в детской музыкальной школе – воспитание гармонически развитой личности посредством музыки. Комплекс способностей, которыми должна обладать развитая личность, должен включать в себя как общие, так и специальные музыкальные способности.

Общие и специальные способности диалектически связаны. В результате обучения и воспитания общие свойства личности дифференцируются, возникают и развиваются качества, обеспечивающие успешность выполнения одного специального вида деятельности. Тренировка специальных способностей влияет на развитие общих свойств и качеств личности. Специальные способности к разным видам деятельности нередко глубоко взаимодействуют между собой и в процессе формирования усиливают и обогащают друг друга.

К специальным способностям можно отнести: музыкальный слух, память и воображение. Развитие слуха у детей начинается, как правило, со способности простейших различений отдельных звуков, в дальнейшем же музыкальный слух приобретает сложный и дифференцированный вид.

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.

Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов, среди которых важным моментом является как можно более раннее погружение ребенка в мир звуковых образов и представлений. Анализируя основные формы музыкального слуха – мелодический и гармонический – известный ученый Б. М. Теплов пришел к выводу, что в основе их лежат две способности: ладовое чувство, которое является эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которая является слуховым компонентом музыкального слуха.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

  • звуковысотный;
  • мелодический;
  • полифонический;
  • гармонический;
  • тембро-динамический;
  • внутренний.

Все они поддаются развитию и воспитанию в процессе обучения детей в музыкальной школе. Конечно, эффективность обучения может проявиться только при комплексном развитии. Тем не менее, о каждом виде музыкального слуха можно говорить в отдельности. В данной работе будет рассмотрена одна сторона, которая является чрезвычайно важной в воспитании юного музыканта – развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.

Современный музыкальный язык, окружающий нас, очень сложный. Необходимо уже с начальных классов готовить детей к его восприятию. Изучение разнообразных гармонических созвучий даёт возможность к концу обучения в детской музыкальной школе сформировать у обучающихся разносторонний гармонический слух. Ученики часто хотят подобрать аккомпанемент к любимой песне, и педагог по сольфеджио должен помочь им освоить аккорды, нужные при подборе аккомпанемента.

Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе.

И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический. Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений.

В курсе сольфеджио работа над развитием гармонического слуха является важной частью всего процесса обучения в детской музыкальной школе.

Наглядные пособия

На уроках следует использовать нарисованную клавиатуру в различных упражнениях по музыкальной грамоте (интервалы, аккорды, хроматическая гамма), а также для развития внутреннего слуха, чувства лада, навыков диктанта и сольфеджирования. Также используются таблицы интервалов и аккордов, и ритмические карточки.

Наглядные пособия на уроке сольфеджио помогают ученикам лучше освоить различные элементы музыкального языка: ступени лада, интервалы, аккорды, ладовые функции, типы движения голосов в двухголосии и так далее. Это различные таблицы, карточки.

Заключение

Гармонический слух является одним из компонентов музыкального слуха и любая форма их проявления связана непосредственно с функционированием внутреннего слуха. Гармонический слух – это, прежде всего, способность мысленного представления в центрах слуха звучания многоголосного сочинения гармонического или полифонического склада.

Гармонический слух можно развить у любого ребенка. Однако при самой тщательной работе педагога у разных обучающихся результат будет все же неодинаков. Внутренний гармонический слух развивается медленно. Возможность его воспитания ограничивается лишь умением мысленно представить по нотному тексту или по памяти звучание какого-либо ранее слышанного многоголосного произведения. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства педагога и ученика.

Основным условием успешного развития гармонического слухового восприятия является систематичность и последовательность работы, постепенное усложнение от простого к сложному. Необходимо создать на занятии такие рабочие условия, при которых обучающиеся чувствовали бы себя комфортно, свободно оперируя знакомыми гармоническими средствами. И, что наиболее важно, - постоянная гармоническая основа, сопровождающая основные формы работы на уроке сольфеджио

Бесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио для обучающихся является их увлекательность, в основе которой лежит связь музыки с жизнью. Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической подаче программного материала. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе "погружения" в сферу музыки. Ученики должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все перипетии урока. Преодоление "затеоретизированности" на уроке должно стать для преподавателя правилом.

Обучение неразрывно связано с воспитанием, а эффективность обучения обучающихся определяется не тем, что преподаватель пытался дать ученикам, а тем, что они усвоили во время учебного процесса.



Предварительный просмотр:

В гостях у Осени

Осенний праздник для детей старшей группы

Действующие лица

Ведущий

Баба Яга

Леший

Осень

   

 Сценарий составила

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 106»

Никифорова

Екатерина Алексеевна

Нижний Новгород,

2016 год.


Дети под музыку заходят в зал, встают полукругом.

Ведущий: Ребята, посмотрите, как здесь нарядно! Сегодня мы пришли в гости к Осени.

1 ребенок: Закружилась в небе осень,

Над полями, пашнями

Ярко-сказочной жар-птицей

Солнце разукрасило

2 ребенок: В лес далекий полетела,

Осветила озеро,

И вода в нем заблестела

Перламутром розовым.

3 ребенок: И роняла птица перья

Над поляной светлою,

На деревьях засверкали

Листья самоцветные.

Исполняется песня «Осень»,  садятся на места.

Ведущий: (оглядывается, видит на стене свисающего паука с осенним листочком в лапках) Ребята, посмотрите, паучок принес какую-то весточку для нас (берет листочек, читает). «Дорогие ребята, на праздник к вам прийти не могу. Нечистая сила заколдовала меня. Если вы дружные и смелые, находчивые и весёлые, то отправляйтесь-ка в сказку. Очень вас жду. Осень». Ребята, а вы хотите попасть в сказку (дети отвечают). Тогда закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори! (дети повторяют, звучит «сказочная» музыка).

Вбегает Баба Яга.

Баба Яга: Прибыли, касатики! Заждалась я вас! (злобно смеётся)

Ведущий: Да ты нас не пугай!

Баба Яга: Профессия у меня такая, пугать да спрашивать всех! От такой работёнки и одичать недолго. Хоть бы развеселили меня что-ли. Глядишь, добрее бы стала.

Ведущий: Если хочешь , мы тебя  развеселим, только сначала и ты нам помоги.

Баба Яга: Я? Вам? Сроду я никому не помогала. А вдруг вы меня обманите? Выполните сначала моё условие, позабавьте меня, старушку, повеселите Ягусю.

Ведущий: Согласны, ребята? Только делай, Баба Яга, всё вместе с нами.

Исполняется танец «Пяточка-носочек»

Баба Яга: Ух ты, ёлочки-сосёночки! Понравился мне ваш танец. Ух, позабавили вы меня на славу, только ещё чего-то для полного счастья не хватает!

Ведущий: Баба-Яга, наши ребята красивые стихи знают и могут тебе их прочитать, хочешь?

1ребенок:  Наступила осень, пожелтел наш сад.

                  Листья на берёзе, золотом горят.

                  Не слыхать весёлых, песен соловья,

                  Улетели птицы в дальние края.

2 ребенок: Ярко  солнышко сияет                                          

                  Ветер тучку догоняет

                  Тучка, тучка уплывай

                  Солнце ты не закрывай.

3 ребенок: Стало вдруг светлее вдвое,

                 Двор, как в солнечных лучах        

                  Это платье золотое

                  У берёзы на плечах.

4 ребенок: Закружился листьев

                 Пёстрый хоровод        ,

                 Заблестел на лужах

                 Первый, тонкий лёд.

5 ребенок: Дождик прыгал

                   Быстро так, быстро так.        

                  Длинноногие дождинки

                  Кап да кап, как да кап.

Исполняется песня «Грустное настроение»  с музыкальными инструментами.

Баба Яга: Что-то я даже расчувствовалась от таких стихов и музыки. Ну и молодцы, детишки.

Ведущий: Выполнили мы твоё условие. Теперь мы можем рассчитывать на твою помощь?

Баба Яга. Можете, пока я добрая.

Ведущий: Ищем мы с ребятами Осень, чтобы пригласить её на праздник. Не ты ли её у себя прячешь?

Баба Яга: Я? Нет! Мне и без неё забот хватает. Подскажу, где может она находиться. Уж больно вы мне понравились, касатики. У Лешего она, не любит он Осень. Поэтому превратил её в пень и держит этот пень у себя в чаще. А больше я знать ничего не знаю.

Ведущий: Ну, что, ребята, пойдём к Лешему?

Баба Яга: А его, окаянного, не боитесь?

Дети: Нет!

Баба Яга: Ну, храбрецы! Что же, ступайте, ежели так. Не забывайте Ягусеньку!

Ведущий: Спасибо тебе, Баба Яга за помощь. А теперь нам пора (дети идут с воспитателем по залу, Баба Яга незаметно исчезает)

Звучит пение птиц, дети останавливаются, оглядываются вокруг.

Ведущий: Ребята, посмотрите, мы  с вами оказались в лесу. Как тут красиво! Но мне кажется, здесь всё так таинственно. Давайте присядем. (выбегает Леший)

Леший: Кто это тишину моего леса нарушил? Кто меня, хозяина леса потревожил?

 Дети здороваются.

Ведущий: Это мы, ребята-дошколята из детского сада № 106. А к вам пришли с просьбой.

Леший:  Вот я так и знал, просто так ко мне никто не приходит. Всем от меня что-то надо. А потом ещё обижаются, что Леший - злой, да угрюмый. Выкладывайте, зачем пожаловали?

Ведущий: За Осенью мы пришли. Её праздник наступил, а ты её у себя держишь. Неужели тебе не жалко такую красоту?

Леший: Потому и прячу, что уж больно красивая она, её все любят, ею восхищаются, к себе приглашают. А я? Кто обо мне вспоминает? Не повеселить меня, ни загадки мои разгадать не хочет.

Ведущий: Мы с ребятами и повеселим, и загадки твои отгадаем. Правда, ребята? Мы знаем одну интересную игру, приглашаем тебя поиграть с нами.

Проводится игра «Весёлый бубен»

Ведущий: Сейчас ребята споют свою любимую песню.

Исполняется песня «В лесу»

Ведущий:  А мы с ребятами любим загадки разгадывать, правда, ребята?

Леший:   Отгадаете, отдам вам Осень, нет - Осень останется у меня.

           1.Летают, кружатся

На нас ложатся

С земли не  встают

И тут пропадут. (листья)

         2.Стоит лепёшка на одной ножке

            Кто мимо пройдёт, всяк поклониться. (гриб)

          3.Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

         4.На солнце я похожий, и солнце я люблю

            За солнцем поворачиваю я голову свою. (подсолнух.)

Леший: Все загадки вы отгадали, за это хвалю!

Ведущий:  А Осень нам отдашь, как обещал?

Леший: Жаль мне с такой красотой расставаться, да отдавать придётся. Я своему слову хозяин.  

Ведущий: Да не грусти ты, Леший, так лучше оставайся на нашем празднике. И вовсе ты не злой и угрюмый, ты даже очень нам понравился. Правда, ребята?

Леший: За добрые слова-спасибо, и за приглашение тоже спасибо. Только не покину я свой лес, не порядок будет. Нельзя в лесу без хозяина. А вы отправляйтесь. Осень вас уже заждалась, расколдовал я её. А вам дарю за вашу смелость и доброту эти осенние листочки.

Ведущий: Спасибо тебе, Леший. До свиданья! (Леший уходит) Ну что, ребята, давайте потанцует с этими красивыми осенними листочками.

Исполняется песня-танец «Падают листья»

(входит Осень)

Осень: Как я рада вам, ребята! За вашу дружбу и находчивость, за доброту и смекалку, я дарю вам самый красивый праздник.

Ведущий:  Мы рады, что ты пришла к нам на праздник, милая Осень. Ведь мы готовились встрече с тобой. И для тебя, красавица Осень, исполним наш задорный танец.

Исполняется парный танец

 Ведущий: Много стихов знают наши дети про осень. Послушай, пожалуйста, наша гостья.

1 ребенок: Закружилась в небе осень,

                  Над полями, пашнями,         

                  Ярко—сказочной жар-птицей

                  Солнце разукрасило.

                  В лес далёкий полетела,

                  Осветила озеро,

                  И вода в нём заблестела

                  Перламутром розовым.

                  И роняла птица перья

                  Над поляной светлою,

                  На деревьях засверкали

                 Листья самоцветные.

2 ребенок: У небесного причала

                  Осень лето повстречала.        

                  Осень с чемоданами,

                  Набитыми туманами,

                  С мелким ситом для дождей,

                 И с зонтами для людей.

                А у лета, а у лета

                Ни корзин, ни сумок нету –

                Все осталось на лугах,

                На веселых берегах.

3 ребенок: У небесного причала

                   Осень лету проворчала:

                 «Ваша песня, лето, спета.        

                  Что вы скажете на это?»

                  Лето, стоя у причала,

                 Улыбнулось, промолчало.

                  И поплыли тучи, словно корабли,

                  И за лес дремучий лето увезли!

4 ребенок: Что ты рано в гости,

             Осень, к нам пришла?

             Сердце ещё просит,        

             Света и тепла!

Осень: Спасибо, милые ребята! Я вас хвалю, вы молодцы.

Ведущий: Милая Осень, ты каждый год даришь нам богатый урожай овощей и фруктов. Мы его с удовольствием собираем.

Исполняется песня «Урожай»

Осень: А как сберечь урожай на грядках вы знаете? (дети отвечают) А сможете вы все вместе, дружно, перевезти с грядок урожай? (дети отвечают) Тогда предлагаю вам помочь мне (объясняет правила игры)

Проводится игра «Перевези урожай» (2 команды, перевозят овощи, фрукты на машине)

Осень: Молодцы, ребята. Но расставаться нам пора. Хорошо мне на празднике, но пришла пора прощаться. Ждут меня дела, засиделась я у Лешего взаперти. А на память о себе оставлю вам корзинку с угощениями.

Ведущий: Спасибо, золотая волшебница осень. Мы были очень рады встрече с тобой.

Осень: До новых встреч, ребята! (уходит)

Ведущий: Ну что, ребята, пора заканчивать наше удивительное приключение, сказка прощается с нами (звучит «сказочная» музыка, дети с воспитателем уходят из зала).



Предварительный просмотр:

В гостях у Светофора

Развлечение для детей

средней  группы

Действующие лица:

Взрослые

Ведущий (инспектор ГИБДД)

Незнайка

Светофор

Баба Яга

Сценарий составила

музыкальный руководитель

МБДОУ № 106

Никифорова Е.А.

2014 г.


Ведущий: Здравствуйте ребята. Посмотрите, кто пришел к вам в гости, вы узнали кто это?

Дети: Светофор.

Ведущий: Ребята для чего нам нужен светофор на дороге.

Дети: Светофор помогает нам перейти дорогу, и не попасть под машину.

Ведущий: Правильно. Хотите поиграть с нашим светофором.

Светофор: Ребята, скажите какого цвета сигналы светофора?

Дети: Красный, желтый, зеленый

 Бежит Незнайка и громко плачет.

Ведущий: Что случилось Незнайка?

Незнайка:

Попав в большой и шумный город

Я растерялся, я пропал...

Не знаю знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус по пути.

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите

Домой меня вы отведите

Ведущий: Не плачь. Ребята давайте поможем незнайке добраться до дома.

Дети: Да

Ведущий: Идти нам придется по улицам, дорогам, и площадям города Дорожных Знаков, что нам необходимо знать, чтобы не попасть в беду на дороге?

Дети: Правила Дорожного Движения.

Ведущий: Ну что, ребята, в путь.

 Идут под музыку, в это время выставляются пустые знаки. Подходят к пустым знакам. Перед входом в город Знаков стоит грустный Светофор.

Ведущий: Уважаемый Светофор, мы с ребятами ведем Незнайку домой, пустите нас, пожалуйста, в город Дорожных Знаков.

Светофор: Я не могу вас пропустить в город. Налетел ураган, и все знаки сдуло, а без них ворота нашего города не открыть.

Незнайка: (плачет) Ну вот, теперь мне ни когда не попасть домой

Ведущий: (успокаивает) Не волнуйся Незнайка. Мы найдем знаки, правда, ребята? Светофор скажи, куда подул ветер?

Светофор: (показывает в сторону) Вон в ту сторону.

Ведущий  с детьми идут под музыку, появляется Баба Яга.

Ведущий: Кто это, смотрите ребята.

Баба Яга:

И что это вы сюда привалили,

Незнай чего, потеряли,

Чего призабыли.

Ведущий: Б. Я, ураганом унесло знаки, ты случайно их не видела.

Баба Яга: А все-таки за знаками притопали, они у меня, только я вам их не отдам.

Ведущий: Почему?

Баба Яга: Ага, ваши-то знак целехенькие, невредименькие, (чуть не плача) а мои вон смотрите все рваные, как же я буду на ступе летать без знаков то.

Ведущий: Не переживай Б. Я, мы с ребятами сейчас все знаки тебе соберем.

Игра: «Собери и назови» - на столах знаки - пазлы, дети делятся на 2 команды и собирают знаки, после чего называют и объясняют, что за знаки они собрали. (пешеходный переход, велосипедная дорожка)

Баба Яга: Ой, какие хорошенькие, красивенькие стали. Даже лучше чем были. (достает знаки) Нате забирайте свои знаки, тем более у меня уже такие есть.

Ведущий: Ну что, ребята, давайте отнесем знаки нашему светофору.

Ведущий: Светофор мы все нашли знаки, давайте вернем их на свои места.

Светофор возвращает знаки на свои места, все садятся на места.

Ведущий: Вот мы и в городе Дорожных знаков. Здесь нас ждут веселые игры и интересные задания. А сейчас нас встречает инспектор ГИБДД

Инспектор (Ведущий надевает фуражку, берет в руки жезл)

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Светофор: Ребята, а вы знаете, зачем я нужен на дороге (дети отвечают)

Ведущий: Светофор, ребята расскажут для тебя стихотворения.

Дети читают стихи

Светофор: Раз вы так хорошо знаете, давайте поиграем, я буду показывать цвет, а вы выполнять движения. Если я покажу красный свет, вы останетесь сидеть на месте, желтый - будете топать ногами, зеленый - будете бегать по площадке.

Игра: «Красный, желтый, зеленый»

Ведущий: Ребята отгадайте загадки. (загадки о правилах дорожного движения)


Полосатые лошадки

Поперёк дорог легли-

Все авто остановились

Если здесь проходим мы. (Переход-зебра)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Будь внимателен при ней. (Машина)

Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю.

Есть три сигнала у меня.

Как зовут меня друзья? (Светофор)

Эй, водитель, осторожно,

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете -

В этом месте ходят... (Дети)

Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут. (Тротуар.)

Светофор: Предлагаю поиграть в игру.

Проводится игра  «Найди свой знак»

(дети делятся на команды, разложить обручи в них положить дорожные знаки, пока играет музыка дети бегают по площадке, музыка заканчивается дети должны найти свой домик и вернуться в него.)

Незнайка: Ребята, спасибо вам большое, что вы проводили меня, и рассказали мне о правилах дорожного движения. До свидания.

Воспитатель:

И большим и маленьким

Всем без исключения

Нужно знать и соблюдать

Правила движения!  (Угощения для детей).



Предварительный просмотр:

Осенний бал

Осенний праздник для детей подготовительной к школе группы

Действующие лица:

Ведущий

Осень

Холодрыга

Слякоть

Сценарий составила

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 106»

Никифорова

Екатерина Алексеевна

Нижний Новгород,

2016 год


Под песню «Осень постучалась к нам» дети с осенними веточками входят в зал, встают парами врассыпную.

Ведущий: Осень нас к себе на бал

Нынче пригласила.

Чтоб никто не опоздал,

Осень попросила.

1 ребенок: И вот мы здесь. Сверкает зал,

Теплом согреты лица,

Пришла пора открыть наш бал

И в танце закружиться.

2 ребенок: Но где же Осень? Вдруг она

                   Забыла к нам дорогу?

3 ребенок: С делами, может быть, одна,

                  Замешкалась немного?

Ведущий: Давайте Осень позовем,

                  Про Осень песенку споем.

Исполняется песня «Листопад»

Под песню входит Осень, дети отдают ей осенние веточки, садятся на места.

Осень: Здравствуйте, ребята. Я –  Королева Осень, очень рада нашей встрече! А вы любите, когда я прихожу? (дети отвечают)

Ведущий: Осень, ребята ждали нашу встречу с нетерпением и сегодня хотят порадовать тебя стихами о красивой осенней поре.

1 ребенок: Уж лето осыпается,

Уж осень на дворе.

Уж стаи птиц скликаются

За лесом на заре.

Наплакалась, намучалась

Осенняя пора.

И плакаться соскучилась,

Уходит со двора.

2 ребенок: Облака кружатся,

Собираясь в стаи,

Вдаль бежит дорога,

Мокрая, пустая,

И желтеют листья

В сумрачной аллее.

Небо все темнее,

А она - светлее.

3 ребенок: Что там шепчут листья?

Подойдем и спросим.

Листья отвечают:

"Осень!

Осень!

Осень!"

4 ребенок: Но приходит время

Падать листьям желтым,

Выстланы тропинки

Драгоценным шелком,

С гор сползают тучи,

Птиц куда-то прячут,

Все сильнее ветки

Плачут,

Плачут,

Плачут... 

Исполняется песня «Дождик»

Осень: Спасибо, ребята, порадовали меня. Но, наш бал продолжается, приглашаю всех на танец.

Тех, кого музыка зовёт,

Повеселите-ка народ.

Исполняется парный танец «Добрый жук»

Ведущий: Королева Осень, прекрасен твой бал.

Осень: А разве бал бывает без гостей?

Ведущий: С гостями бал, конечно, веселей.

Осень: Так давайте позовем

Все: Гости! Гости! Мы вас ждем! (выходит девочка в костюме лебедя)

1 ребенок: Встали птицы на крыло,
               
В небе хмуром загалдели.
               
В край далёкий, где тепло
               
Стаей длинной полетели.
2 ребенок: Наступают холода,-
                 
Криком птицы сообщают.
                 
-Мы летим не навсегда.
                 
-Мы вернёмся, обещаем.
                 
-До свиданья, край родной:
                 
-Улетаем! Улетаем!
                 
За небесной пеленой
                 
В небе сером птицы тают.

Девочки исполняют танец «Лебеди улетали»

Ведущий: Чтобы было веселей, позовем еще гостей

                  Дружно-дружно позовем

Все: Гости, гости, мы вас ждем! (выходят мальчики в русских костюмах с ложками )

Дети: Мы не просто так на бал пришли,

            Мы в подарок танец принесли

Исполняют танец «Озорные ложки»

Осень: Чтобы было веселей,

            В третий раз зовем гостей

Дети: Гости, гости, мы вас ждем!

Входят Слякоть и Холодрыга. Слякоть – в большой целлофановой накидке, в пакете на голове, в галошах и с маленьким зонтиком. На Холодрыге надеты валенки, меховая безрукавка, шапка-ушанка. Поют песню из к/ф «Джентельмены удачи».

Слякоть и Холодрыга: Лишь осень настает, приходит наш черед.

                                        И Слякоть с Холодрыгой наступают.

                                       А нас никто не ждёт, а нас наоборот,

                                       А нас всегда ругают да ругают.

Слякоть: Я – Слякоть, я кругом в галошах и с зонтом

                 Брожу по лужам, сырость нагоняю.

Холодрыга: А Холодрыга – друг всё бегает вокруг,

                     На всех прохожих стужу напуская.

Холодрыга: Слушай, Слякоть, это, наверное, нас в гости звали.

Слякоть: Что ты, Холодрыга, что ты. Апчхи! Сколько лет живу на свете, никто меня в гости ни разу не звал.

Холодрыга: Да и меня, Холодрыгу, тоже не очень-то жалуют. Ну, раз они звали не нас, они пожалеют об этом. Мы им  весь бал испортим.

Слякоть: Ой, кто это?.. Да это ж Осень. Сама королева бала!

Холодрыга: Золотая Осень!

Слякоть: Радуется, ей и песни поют, и танцуют для неё.

Холодрыга: Ишь, как её любят.

Слякоть: А нас нет (плачет)

Холодрыга: Фу, какую слякоть развела! Не реви и без тебя холодно. Лучше подумай, как эту Осень проучить, чтоб не зазнавалась.

Слякоть: Придумала! Сейчас мы её заколдуем и она заснет, а сами такую слякоть разведем, такой холод устроим, что из золотой превратится в дождливую…

Холодрыга: Бррр..

Слякоть: в унылую…

Холодрыга: Брр…

Слякоть: В скучную осень. Тогда её, как и нас, никто любить не будет.

Холодрыга: А если она расколдуется?

Слякоть: Что ты! Она расколдуется только тогда, когда её такую противную, снова полюбят и к себе позовут. А этого не будет никогда, ведь все любят, когда тепло и сухо.

Холодрыга: Чем же мы её заколдуем?

Слякоть: Сейчас я слякоть на блюдечке разведу, а ей скажу, что это … раствор красоты (Даёт Осени выпить напиток, Осень засыпает).

Холодрыга: Ура! Получилось. Ну, держитесь теперь, я вас заморожу (бегает около детей с веером, а Слякоть брызгает водой)

Ведущий: Стойте! Что вы делаете? Вы же на праздник пришли.

Слякоть: Ах, да на праздник. Сейчас я вам устрою мокрый праздник. Попробуйте обежать мои лужи.

Проводится игра «Обеги лужи» (2 команды обегают лужи наперегонки)

Ведущий (обращает внимание на Осень): Ой, что же такое, как беде помочь? Осень, что с тобой? Почему ты плачешь вдруг? Потускнело все вокруг…

Оркестр исполняет пьесу «Дождик»

Ведущий: Ребята, а помните, Слякоть и Холодрыга говорили, что Осень проснется, если мы без нее заскучаем и позовем её, даже дождливую и холодную. Но что же хорошего можно найти в такой осени?

Слякоть и Холодрыга; Ищите, ищите, может найдете.

Ведущий: Попробуем поискать среди кленов и дубов.

Проводится игра «Ищи»  ( во время игры Слякоть и Холодрыга убегают)

Ведущий: Ребята, пока мы искали прекрасные краски осени, наши гости убежали. А мы дальше пойдем по осенним дорожкам, что-то необыкновенное нас ждет впереди.

Ребенок: Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета! 

Исполняется танец с полотнами «Осенние дорожки»

(в конце танца просыпается Осень)

Осень: Ах, как долго я спала

            Где я? Что я? Поняла!

Вы, друзья, меня спасли,

К вам вернуться помогли.

За это я хочу вас отблагодарить  своими дарами и пожелать вам никогда не болеть и не скучать, Холодрыгу и Слякоть в доме не встречать.  До новых встреч! (под музыку уходит)

Ведущий: Вот и пора закончить наш бал. Приглашаю вас в группу, где мы сможем отведать угощения Осени.

Дети под музыку уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Справка-подтверждение результатов методической деятельности и распространения педагогического опыта

Справка-подтверждение результатов методической деятельности и распространения педагогического опыта...

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Материал по распространению опыта работы

quot;Дидактические игры и их приминение"...