Опыт работы на тему "Формирование математических представлений посредством дидактических игр".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Саратова Ольга Николаевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность.

Развитие элементарных математических представлений — это   исключительно важная частьинтеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

        Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности .

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Работу над этой темой я начала с детьми со средней группы и продолжила в старших группах. Проводя  непосредственную  образовательную  деятельность  (ФЭМП)  я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого  смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры.  Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр».А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Гипотеза - если применять дидактическую игру в непосредственной образовательной деятельности  математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.

1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность -  наблюдение; эксперимент, частично-поисковая деятельность, репродуктивная,  объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа.

3 этап. Аналитико – обобщающий.  Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты  к играм по изучаемой теме,  разработаны рекомендации работы с детьми,  обобщен опыт работы.

Цель педагогической работы - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

 - Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

 - Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;

 - Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики;

 - Изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли тельные процессы дошкольников;

 - Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в непосредственной образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.

Методы проводимого исследования, работы с детьми:

  • Теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
  • Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный методы, диагностика.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами
  1. Игры путешествие во времени
  2. Игры на ориентировки в пространстве
  3. Игры с геометрическими фигурами
  4. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего я, как воспитатель организую игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»  Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

В начале своего исследования я провела проверку: все ли дети умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей,

отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.      

 Примерные задания и вопросы: «Сколько здесь больших цветочков? Отсчитай сколько же маленьких цветочков. Узнай, каких квадратов больше: синих или красных. (На столе беспорядочно лежат 5 больших синих квадратов и 6 маленьких красных.) Узнай, каких кубиков больше: желтых или зеленых». (На столе стоят 2 ряда кубиков; 6 желтых стоят с большими интервалами один от другого, а 7 синих — вплотную друг к другу.) Проверка подсказала на какие вопросы следует обратить внимание, какие дети не смогли овладеть счётом.

Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». (Приложение № 2) Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает  фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», « Мои первые цифры».

 При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов».  Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры: «Закрой двери в домиках»,  «Подбери заплатку», Дети выкладывают фигурки,  как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры

использую игры: «Геометрическое лото»,«Найди и назови», « Кто, где живёт», « Аппликация», «Только одно свойство» (Приложение № 4).Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников,  кругов».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек»(Приложение № 4). Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

С детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решаются следующие задачи: твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределах десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти. Отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», уметь делить предметы на 2—4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определить положение предмета в пространстве. Знать наименование дней недели.

В старшей группе дети сопоставляют не только совокупности разных предметов. Группы предметов одного вида разбивают на подгруппы (подмножества) и сопоставляют друг с другом («Каких ёлочек больше  - высоких или низких?»), группу предметов сопоставляют с ее частью. («Чего больше: красных квадратов или красных и синих квадратов вместе?»)  Стараюсь, чтобы дети  каждый раз рассказывали, как получено данное число предметов, к какому числу предметов и сколько они добавили или от какого числа и сколько убавили. Чтобы ответы были осмысленными, надо варьировать вопросы и побуждать детей по-разному характеризовать одни и те же отношения («поровну», «столько же», «по 6, по 4 » и др.).Через игровое действие, правила дидактических игр необходимо подводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.

Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д.В этой игре я внимательно слежу  за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу  находить такие формы в окружающей действительности.

Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре

используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в

каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений  и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Познакомив  детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели.  Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник, второй  - с белым гномиком и т.д. Затем игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков по порядку. Можно использовать для этой игры и другие сподручные материалы.(Приложение № 3)

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко.

 Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сиделаАмина, а сзади -Артём. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» (Приложение № 6) и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома  - кукла и т.д. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того,

чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, проводила  игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди клад» - отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого использую музыкальное сопровождение, ориентировки, схемы. Например,  распечатываю конверт, найденный в рубке у капитана,  читаю: «Надо встать перед входной дверью  в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят клад. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей «Путешествие по комнате», «Путешествие матрёшек», «Путешествие зайчика».(Приложение № 5)Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

 В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», «Судоку» (Приложения № 7) и упражнения.Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.(Приложение № 7)

 Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

 Для закрепления знаний, полученных в непосредственной образовательной деятельности  Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,  я даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «Собери бусы», «Найди ошибку», «какие цифры потерялись?» и т.п.

 Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности.

Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее

интересный материал и консультирую родителей.(Приложение № 8).

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Результативность опыта.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непосредственная образовательная деятельность  должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;

 - системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

 - активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

 Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний (Приложение № 1)Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения детей.

В заключении хочу сказать , что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.

Использованная литература:

  • Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
  • «Математика для детей 4 – 5 лет»  Е.В. Колесникова – 2008г.
  • Учебник с наклейками «Цифры и счёт, сложение и вычитание» В. Степанов – 2009г.
  • «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» И.А.Пономарева, В. А. Позина 2009год
  • «Образовательный процесс  в группах детей старшего возраста» Н.А. Короткова  - 2007 год
  • «Математика в детском саду» В. П. Новикова  - 2005 год
  • «Дошкольник изучает математику» Т. И. Ерофеева – 2005г.
  • «Школа внимания» Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина  2005 г.
  • Дошкольное воспитание № 11,  2008 год  «Развитие пространственных представлений у дошкольников».
  • «В кругу друзей математики» (5 – 6лет, индивидуальная работа), Т. И. Ерофеева 2008 год
  • Учимся, играя № 4 (5 -6 лет), 2010г. «Улитка заблудилась в цифрах»
  • Дошкольное воспитание № 10     2008 год «Играя, развиваем. Игры на асфальте»
  • Обруч № 4, 2005 год «Математическое ателье»
  • «Развивающие математические игры, занятия в ДОУ» Л.П.Стасова – 2008 г.
  • «Воспитатель  ДОУ № 2 – 2009 г.»  - Решение логических задач.
  • «Воспитатель ДОУ № 9  - 2009 г.» - Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование.
  • «Воспитатель  ДОУ № 6  - 2008 г.»Игра, как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.  сайт Интернет-гномик www.i-gnom.ru
  • Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.
  • Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
  • Бантикова С. Геометрические игры Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.//http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00021152_0.html
  • Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

ОПЫТ РАБОТЫ«Формирование элементарных математических представленийпосредством дидактических игр»Подготовила воспитательФомина О.И.Развитие элементарных математических представлений - это и...

Опыт работы. Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.

МАДОУ № 101   воспитатель: Юзеева Евгения ВладимировнаОпыт работыФормирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр Миасс 2021г. Содержание ВведениеГ...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для...