Инновационный подход к организации образовательного группового пространства
методическая разработка (старшая группа) на тему

Хоркина Лидия Александровна

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является на сегодняшний день особо актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Ивушка»

муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Выступление на МО                                                                   Тема:

 «Инновационный подход к организации образовательного группового пространства»

 

                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                              Хоркина Л. А.                  

                                   

                                                             2016  год.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОУ) .В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Многие выдающиеся  философы и педагоги предлагают  рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду  ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной  среде

1. Развивающая предметно-пространственная  среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная  среда предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.                                                                           Обязательными  предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это  развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы,  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь   в  группе  большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь  различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных  развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет  действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. Действия детей с предметами обязательно сопровождаются  речевым комментарием.  Например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул, я.  Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

  •  показ предмета и его называние;
  •  показ действий с предметами и их называние;
  • предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

                                                                                                                                                                               Что должен знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и должны соответствовать возрасту детей группы.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении,  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной  сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Развивающая предметно – пространственная  среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Ивушка»

муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

 

Выступление на МО                                                                   Тема:

 «Организация развивающей

предметно – пространственной

среды в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                              Хоркина Л. А.                  

                                   

                                                             2017  год.

Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС.                                                                                          Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить: сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.                                                                                                           Задачи                                                                                                                                                       -Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; --Формирование познавательных действий, становление сознания;                                     -Развитие воображения и творческой активности;                                             ---Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);                                                                                                            -Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

                                                                                                                                                   Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»: Ознакомление с социальным миром, патриотическое воспитание. Формирование элементарных математических представлений. Сенсорное развитие. Ознакомление с миром природы.                                                                                                                                                                                       Виды детской деятельности внутри образовательной области «Познавательное развитие»: Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства (образовательная область «Познавательное развитие»): Центр сенсорного развития. Центр экспериментирования. Центр математического развития. Центр экологического развития. Центр патриотического воспитания и краеведения.

                                                                                                                                      Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности. Примерный набор материалов для старшей и подготовительной групп. Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) 8-10 разные. Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) 2-3. Танграм 1. Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) 1. Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов 3-4 разные . Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) 1. Набор: счетные палочки Кюизинера 1.

Набор пластин из разных материалов 1. Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) 3-4 разные. Головоломки плоскостные (геометрические) 5-6 разные. Набор проволочных головоломок 2-3. Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований 5-6 разные. Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубик, игра "15" , "Уникуб" и т.п.) 5-6 разные. Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) 3-4. Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий) 1. Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски) 1. Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением) не менее 10 разные. Система наклонных плоскостей для шариков 1. Весы рычажные равноплечие (балансир) с набором разновесок 1.

                                                                                                                                                       Термометр спиртовой 1. Часы песочные (на разные отрезки времени) 2. Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) 1. Циркуль 4-5. Набор лекал 4-5. Линейки 10. Набор мерных стаканов 2-3. Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов 2-3. Счеты напольные 1. Счеты настольные 4-5. Набор увеличительных стекол (линз) 3-4. Микроскоп 1. Набор цветных (светозащитных) стекол 3-4. Набор стеклянных призм (для эффекта радуги) 1. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта 2-3. Набор для опытов с магнитом 2-3. Компас 1. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) 4-5.

                                                                                                                                                  Флюгер 1. Воздушный змей 1. Ветряная мельница (модель) 1. Набор печаток 1. Набор копировальной бумаги разного цвета 1. Коллекция минералов 1. Коллекция тканей 1. Коллекция бумаги 1. Коллекция семян и плодов 1. Коллекция растений (гербарий) 1. Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов 1. Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов 1

                                                                                                                                         Образно-символический материал.                                                                              Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо -видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. по 1 набору каждой тематики. Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений до 10 разные. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные. Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) 15-20 разные. Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) 7-9 разные. Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) 3-4 разные.

                                                                                                                                             Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) 15-20 разные. Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разные. Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр 20-30 разных видов. Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) 1. Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность) 1. Календарь настольный иллюстрированный 1. Календарь погоды настенный 1. Физическая карта мира (полушарий) 1. Глобус 1. Детский атлас (крупного формата) 1. Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы. Коллекция марок. Коллекция монет по возможностям д/с.

                                                                                                                      Нормативно-знаковый материал.                                                                                   Разрезная азбука и касса 4-5. Магнитная доска настенная 1. Наборы карточек с цифрами 4-5. Отрывной календарь 1. Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр 4-5. Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами 1. Стержни с насадками (для построения числового ряда) 4-5. Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач 4-5. Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями 1. Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) 1. Линейка с движком (числовая прямая) 2. Абак 4. Набор "лото": последовательные числа 1. Кассы настольные 4-5. Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур 3-4. Наборы моделей: деление на части (2-16) 6.


Содержание центра патриотического воспитания и краеведения Знакомство с родным городом (открытки, книги, иллюстрации, макет города, детского сада, улицы, карты, схемы города и улицы). Знакомство с русской национальной культурой (предметы русских народных промыслов, русская национальная одежда (куклы в народных костюмах), предметы быта (утварь), русская народная игрушка). «Уголок России» в старшем возрасте (символика страны, города (флаг, герб, гимн) , портрет президента страны, открытки, книги, иллюстрации о столице России – Москве, о других городах России,…

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Что должен знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и должны соответствовать возрасту детей группы.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении,  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной  сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Развивающая предметно – пространственная  среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.