Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бусыгина Людмила Геннадьевна

Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково- исследовательскую деятельность. Воспитатель: Бусыгина Людмила Геннадьевна, 1 квалификационная категория МБДОУ «Детский сад № 1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ» 2019 г.

Слайд 2

актуальность Познавательно - исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере, должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, провозглашает направленность на формирование собственной активности ребенка - исследовательской, предметно- манипулятивной , познавательной… В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность.

Слайд 3

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для формирования познавательных интересов. Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда, помогает педагогам решить поставленные задачи. Согласно ФГОС предметно-развивающая среда рассматривается как зона ближайшего развития. Развивающая среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства : Предметно пространственная среда

Слайд 5

При организации развивающей предметно- пространственной среды должны быть обеспечены: психолого-педагогические условия: Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; Психологический комфорт. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения . Материалы меняются, находятся в свободном доступе. Педагог – партнер, всегда рядом . Картотека экспериментов (цель, содержание, оборудование, фиксирование результата). Центры экспериментирования.

Слайд 6

З адача центра экспериментальной деятельности Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Развитие у воспитанников первичных естественнонаучных представлений наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, классификация). Формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования

Слайд 7

В Центре экспериментальной деятельности должны быть выделены: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.) .

Слайд 8

Младший дошкольный возраст Книги познавательного характера для младшего возраста. - Тематические альбомы. Коллекции : семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки зимы, весны, осени»), «Ткани». Песок , глина. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде. Материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др .) Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами . « Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, горох . На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста . Персонажи , наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. Компонент дидактический. Компонент оборудования. Компонент стимулирующий Приборы и оборудование для мини – лабораторий.

Слайд 9

Средний дошкольный возраст Книги познавательного характера для среднего возраста. Т ематические альбомы. Коллекции : семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани». «Бумага», «Пуговицы». – Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.) Песок , глина; н абор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде. Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др .). Семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. « Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки. На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Слайд 10

Старший дошкольный возраст Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. Серии картин с изображением природных сообществ. Книги познавательного характера, атласы. Тематические альбомы. Коллекции : мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня». Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.. Красители : пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл П рочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда. Приборы-помощники : увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра». Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов. Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя». Персонажи , наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация .

Слайд 11

Поисково-исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации , свободу действий, и в то же время - ответственность. Поисково-исследовательская деятельность может быть организована в трех основных направлениях : Поисково-исследовательская деятельность самостоятельная деятельность детей

Слайд 12

Запланированные темы опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности Так как тема моего самообразования тесно связана с опытно экспериментальной и исследовательской детской деятельностью, мною был разработан перспективный план по трём взаимосвязанным направлениям: Живая природа (растения) Неживая природа (воздух, вода, почва, песок, глина, явления) Человек (рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений)

Слайд 13

« Солнышко – вред или польза ?», где мы провели эксперимент с тремя комнатными растениями помещёнными в различные условия . Целью которого являлось дать представление детям о влиянии солнечных лучей на растительный мир . « Чистый ли снег и сосульки ?», мы провели опыт по фильтрованию талой воды, и установили, что снег и сосульки представляют собой замёрзшую грязную воду, не пригодную для питья. «Замораживание жидкостей». Целью опыта являлось установить, что жидкости при низких температурах переходят в твёрдое состояние. «Пар это тоже вода» при проведении опыта, дети увидели, что пар охлаждаясь, снова превращается в воду. Целью опытов являлось д ать детям понятие о том, что вода бывает в трёх состояниях. «Опасные железки », где мы провели опыт на участке, целью которого являлось дать наглядное представление о том, что влажные предметы в мороз примерзают к железу. Запланированные темы опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности

Слайд 14

«Почему некоторые предметы тонут?» «Ветер, ветер, ты могуч!». «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин» «Явление природы» «В воде есть воздух» «Теплица» (посадка семени под банку) «Тень. видно – не видно» «Осень золото роняет» «Прыгающая монета» «Откуда взялся хлеб?» и мн. др. Запланированные темы опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности

Слайд 15

Фиксация результатов Зарисовывание Схематическое зарисовывание с использованием условных знаков Составление устного рассказа Включение в сюжетно-ролевые игры Моделирование «маленькими человечками»

Слайд 16

Спасибо за внимание ! «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...

Стендовый доклад "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей через поисково-исследовательскую деятельность".

Формирование у детей основ научного мировоззрения ,  целостности мыслительного процесса, через развитие познавательной активности, в ходе которого ребенок последовательно выделяет в доступных ему...

Доклад: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.Актуальность.Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоян...

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А поисковая деятельность и экспериментирование способствуют ста...