Консультация на тему: "Значение развития координационных способностей дошкольников"
консультация на тему

Озерская Лариса Ивановна

"Особое место в подготовке детей к школьному обучению отводится развитию координации движений и точности их выполнения. Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности".

Данный материал будет интересен как педагогам, так и родителям детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_koordinatsii_udetey.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Значение развития координационных способностей дошкольников

Особое место в подготовке детей к школьному обучению отводится развитию координации движений и точности их выполнения. Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности.

Так, при недостаточно развитой координации не получится широкого замаха, сильного броска мяча, высокой траектории его полета, позволяющей добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведет к привычке бегать на полусогнутых ногах без энергичного отталкивания и затруднит овладением скоростью бега; без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по ее краям деревья.

Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, увеличению двигательного опыта, обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Именно координационные способности существенно влияют на формирование умственной сферы ребенка, поскольку имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.

Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему упражнения. А от этого зависят степень нагрузки на какую-либо часть тела, точность исполнения, да и развитие всего организма.

Таким образом, координационные способности имеют большое значение в жизни ребенка: оказывают влияние на физическое развитие, на развитие умственных способностей, на формирование многих психических процессов.

             Как же организовать обследование уровня развития координационных способностей дошкольников 5-7лет? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах следующих учебных и методических пособий:

·  Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А.Ноткина, Н. Н.Бойнович.-СПб.,1995(к программе «Детство»);

·  Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учрждений.-М.,2000( к программе «Истоки»);

·  Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.- М., 1996.;

·  Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.,2001.;

·  Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Сост. Г. П.Юрко.- М.,1983(к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой);

·  Усаков В. И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников.- Красноярск, 1989.

Тесты, при помощи которых можно определить уровень развития следующих координационных способностей:

·  способность к реакции;

·  способность к точности выполнения движений;

·  способность к равновесию;

·  способность к ритмичности;

·  способность к согласованности движений;

·  способность к ориентированию в пространстве.

1. Тест для определения способности к реакции.

Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой, 5раз.

3балла – упражнение выполнено без ошибок;

2балла – при одном нарушении (не было хлопка или мяч упал);

1балл – более одного нарушения.

2. Тест для определения способности к точности выполнения движений.

Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:

И. п.: - основная стойка («солдат»),

1 – руки в стороны книзу («ракета»),

2 – руки в стороны («самолёт»),

3 – руки вверх наружу («дерево»),

4 – руки вверх вместе («стрела»).

3 балла – полное соответствие с образцом;

2 балла – руки недостаточно натянуты, замедленный темп, неуверенность;

1 балл – нарушение в последовательности движений.

3. Тест для определения способности к точности целевой.

Метание мешочка в цель («снайпер»), с расстояния 3м, 3 попытки.

3балла – все попадания;

2 балла -1-2 попадания;

1 балл – ни одного попадания.

4. Тест для определения способности к статическому равновесию.

Стойка на одной ноге в позе «цапля», руки в стороны, вторая нога упирается на колено упорной, в течение 60 сек.

3 балла – простоял не менее 60 сек;

2 балла – простоял не менее 50 сек;

1 балл – простоял менее 50 сек.

5. Тест для определения способности к кинематическому равновесию.

Ходьба по горизонтальной скамейке с перекладыванием мешочка из одной руки в другую.

3 балла – упражнение выполнено правильно, движение уверенное, в среднем темпе;

2 балла – замедленный темп, с покачиванием;

1 балл – скованность, напряжение, сход со скамейки.

6. Тест для определения ритмичности.

Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:

И. п. – основная стойка,

1-2 – два хлопка справа,

3-4 – два хлопка слева,

5-8 – хлопок перед собой, пауза.

3 балла – полное соответствие с образцом;

2 балла - ритм не всегда сохраняется, неуверенность;

1 балл – ошибки в количестве хлопков, не выдерживается ритм.

7. Тест для определения ритмичности коллективной.

Дети повторяют за воспитателем показанное упражнение: ходьба с подниманием прямой ноги вперёд с разведением рук в стороны, сохраняя рисунок движения, ритм, амплитуду.

3 балла – полное соответствие с образцом;

2 балла – голова опущена, руки не натянуты, недостаточная амплитуда ноги, замедленность темпа;

1 балл – движения скованы, руки не всегда разводятся, темп замедленный.

8. Тест для определения способности к согласованности движений.

Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:

И. п. – основная стойка,

1 – правую руку в сторону, левую вперёд,

2 – руки вверх,

3 – левую руку сторону, правую вперёд,

4 – и. п.

9. Тест для определения способности к ориентированию в пространстве.

Повороты в кругу («Весёлая юла»), 6 поворотов по команде воспитателя.

3 балла – все повороты выполнены верно,

2 балла – 1-2 ошибки,

1 балл – более 2-х ошибок.

Координационные способности не являются врожденным свойством, которое невозможно изменить в течение жизни. Координация движений поддается коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения ее уровня.

Предложенные ниже упражнения помогут вам совершенствовать координацию движений у ребенка даже дома в любую свободную минутку.

  1. Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой.
  2. Ребенок выполняет за родителем показанное упражнение:

И.п.- основная стойка («солдат»). 1 –руки расставить в стороны книзу («ракета»), 2-руки раскинуть в стороны («самолет»), 3- руки поднять вверх и расставить («дерево»), 4-руки поднять вверх и держать их вместе («стрела»), 5- вернуться в и.п.  

3. Стойка на упорной ноге в позе «цапля», руки расставлены в стороны, вторая нога упирается на колено упорной (60с.) 

                         Успехов Вам!