"Развитие координационных способностей дошкольников средствами ритмопластики".
статья

Березина Виктория Владимировна

Статья, раскрывающая понятие ритмической пластики-  овладение свободой движения под музыку. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие координационных способностей дошкольников средствами ритмопластики".

  • КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Это своеобразная профилактика возможных травм. 
  • НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БЛАГОПРИЯТНО ВЛИЯЮТ РИТМОПЛАСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ. «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка» А.И. Буренина.
  • КООРДИНАЦИЯ ПРОЦЕССЫ СОГЛАСОВАНИЯ АКТИВНОСТИ МЫШЦ ТЕЛА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ.
  • ТЕРМИН « КООРДИНАЦИЯ » ПРОИСХОДИТ ОТ ЛАТИНСКОГО COORDINATIO ВЗАИМОУПОРЯДОЧЕНИЕ.
  • При хорошей координированности отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко. Координация движений помогает справиться с двигательной задачей правильно. Координация требуется там, где возникшая перед нами, двигательная задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается решение этой задачи. КООРДИНАЦИЯ – УМЕНИЕ СОГЛАСОВЫВАТЬ ДВИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА.
  • РИТМИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА овладение свободой движения под музыку. Используя термин «пластика» по отношению к ритмическим занятиям с дошкольниками, мы хотим подчеркнуть, что в основе методики лежит овладение свободой движения под музыку. детям предлагается освоить все возможное разнообразие пластических средств : основные общеразвивающие движения, разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие – как образно-игровые и ритмические танцы.
  • Искусство пластических движений уходит корнями в эпоху Древней Греции. Современный ритмический танец является результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э. Жака-Далькроза и пластического танца А. Дункан.
  • В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ОДНА ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. П ОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ РЯДОМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. ОНА СПОСОБСТВУЕТ БЫСТРОМУ ПЕРЕХОДУ ОРГАНИЗМА ОТ СНА К БОДРСТВОВАНИЮ, НАСТРАИВАЕТ ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ НА РАБОЧИЙ РИТМ, ПОДГОТАВЛИВАЕТ ОРГАНИЗМ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ПРОГРАММ ПО ТАНЦЕВАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ. «МУЗЫКА С МАМОЙ » РАЗРАБОТАННАЯ СЕРГЕЕМ И ЕКАТЕРИНОЙ ЖЕЛЕЗНОВЫМИ.
  • ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СА - ФИ - ДАНСЕ » ФИРИЛЕВОЙ Ж.Е., С АЙКИНОЙ Е.Г. ПО ТАНЦЕВАЛЬНО - ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ НАПРАВЛЕНА НА ВСЕСТОРОННЕЕ, ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РАССЧИТАНА НА ЧЕТЫРЕ ГОДА ОБУЧЕНИЯ - ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ.
  • «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ » Т. С УВОРОВОЙ. ДАННАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. П АРНЫЕ И КРУГОВЫЕ ПЛЯСКИ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ СОБРАНЫ АВТОРОМ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ : ТВОРЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ, А ТАКЖЕ СБОРНИКОВ, ИЗДАННЫХ РАНЕЕ. П РЕДЛАГАЕМЫЙ РЕПЕРТУАР ОТЛИЧАЕТСЯ ДОСТУПНОСТЬЮ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДЕТЬМИ И ЯРКОСТЬЮ ИГРОВОГО ОБРАЗА. 
  • К ритмической пластике для детей относится программа «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Первая отличительная особенность данной программы в выявлении индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», « на взаимодействие с детьми». Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении. Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагогов на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.  ЦЕННОСТЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ :
  1. ДОСТУПНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ОСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И С РАЗНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.
  2. ДАННЫЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В ЛЮБЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ ДО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ, ПРАЗДНИКА, РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
  3. К КАЖДОЙ КОМПОЗИЦИИ ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, НО, КОНЕЧНО, НЕ ИСКЛЮЧЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА.
  4. СВЯЗЬ РИТМОПЛАСТИКИ С КООРДИНАЦИЕЙ. Координация – комплексное качество, объединяющее в себе несколько физических качеств, которые столь же многообразны и сложны, как разнообразны и сложны виды двигательной деятельности человека. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти же качества важны и в ритмопластике. На занятиях по ритмопластике ребенок старается действовать в соответствии с изменениями ритма, темпа, движений других детей.

СВЯЗЬ РИТМОПЛАСТИКИ С КООРДИНАЦИЕЙ Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. В ритмопластических движениях это единое смысловое целое складывается в танец, и тогда ребенок испытывает эмоциональное удовлетворение, радость.

СВЯЗЬ РИТМОПЛАСТИКИ И КООРДИНАЦИИ Координационные способности оказывают существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка. Кроме того, следует подчеркнуть особую роль танцев в формировании и улучшении памяти и дисциплинированности ребенка. движений через определенный промежуток времени. Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным. Таким образом, ритмопластика и развитие координации направлены на решение одних и тех же задач. 

ТАНЦЫ ИДЕАЛЬНО ПОДХОДЯТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОТРАТИТЬ ИЗБЫТОК ЭНЕРГИИ. ДОВОЛЬНЫ БУДУТ НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО И РОДИТЕЛИ ! ОДНИМ СЛОВОМ, НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЕТЬМИ - ДОШКОЛЬНИКАМИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. 

ВЫВОДЫ: Методика занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений оказывает более эффективное влияние на развитие координационных способностей детей Применение танцевальных упражнений – это прекрасное средство разностороннего физического, умственного развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения. Ритмическая музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов. 

         Занятия ритмопластикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. 

Используемая литература: Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, – 203 с. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис- пресс, – 112 с.
Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.:Музыкальная палитра, – 44 с.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, – 44 с. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие координационных способностей дошкольников».

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координацион...

Консультация на тему: "Значение развития координационных способностей дошкольников"

"Особое место в подготовке детей к школьному обучению отводится развитию координации движений и точности их выполнения. Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач...

«Технологии использования элементов игры бадминтон в образовательной деятельности с детьми для развития координационных способностей дошкольников»

Бадминтон - спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких физических качеств как быстр...

Развитие координационных способностей дошкольников с помощью танцев

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешно...

Развитие координационных способностей дошкольников посредством танцевальных движений.

В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного вы...

Развитие координационных способностей дошкольников через танец.

В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного вы...

Развитие координационных способностей дошкольников посредством танцев

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешно...